Все новости

Меняйло: комплексное развитие транспортных связей Урала, СФО и ДФО важно жителям Арктики

Полпред президента в СФО отметил, что это также будет способствовать развитию опорных зон Северного морского пути

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 10 апреля. /ТАСС/. Развитие транспортных коридоров Уральского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов (УрФО, СФО и ДФО) необходимо для обеспечения жизнедеятельности населения Арктики и развития Северного морского пути (СМП). Об этом сообщил во вторник на сессии "Транспортная взаимосвязь: Арктика, Дальний Восток, Сибирь, Урал" V Международного арктического форума полномочный представитель президента РФ в СФО Сергей Меняйло.

"Для регионов Сибири, да и не только Сибири, но и Урала, Дальнего Востока транспортная взаимосвязь и развитие в комплексе всех транспортных коммуникаций имеет особое значение <...> Только в комплексе развивая всю транспортную инфраструктуру, в той степени, в которой ее возможно развивать, мы сможем <...> обеспечить жизнедеятельность населения, которое живет в северных районах <...> мы сможем в том числе развить опорные зоны СМП", - сказал он.

По словам полпреда, пропускная способность одной меридиональной железной дороги, которая относится к двум федеральным округам (Уральскому и Сибирскому федеральным округам: Омск - Тюмень - Новый Уренгой - Ямбург), ограничена. "В такой позиции железнодорожного транспорта сразу возникает особая роль транспортных судоходных путей <...> Речной путь Иртыш - Обь - Обская губа - Северный морской путь, за прошлый год мы нарастили немного грузооборот до 1,5 млн тонн по этому пути, но это несравнимо с тем, какой грузооборот мы можем получить в случае, если правильно спланируем свою работу", - сказал он.

Меняйло сделал акцент на том, что для увеличения востребованности использования этого вида транспорта нужно заниматься восстановлением внутренних судоходных путей и развитием причальной инфраструктуры. "Конечно, еще система обеспечения безопасности плавания и технического обслуживания судов [важна]. А дальше - это просто все взаимоувязать в транспортно-логистические и перегрузочные комплексы", - сказал он, уточнив, что крупные корпорации уже создают аналоги подобных комплексов.

Директор Института проблем транспорта РАН Игорь Малыгин во время мероприятия также отметил, что пути решения создания необходимой транспортной системы в регионах Арктической зоны РФ напрямую зависят от темпов развития инфраструктуры СМП. "Кроме СМП, основу новых транспортно-логистических коридоров должны составить системы телекоммуникационных магистралей с прокладкой порядка 23 тыс. км оптоволоконного кабеля, сеть мультимодальных логистических центров, обеспечивающих перевалку и доставку грузов <…> в том числе водным и речным транспортом по территории Сибири и Дальнего Востока", - сказал он.

Участие в трансграничных проектах

По словам профессора МГИМО, директора Института исследований и экспертизы ВЭБ, бывшего советника по транспорту постпредства России при ЕС Юлии Зворыкиной, для развития внутрироссийских транспортных коридоров необходимо принимать активное участие в трансграничных проектах, которые помогут развитию инфраструктуры РФ и привлечению инвестиций.

"Мы должны строить свои планы транспортного развития, учитывая территории других стран, с которыми мы взаимодействуем. То есть приграничное сотрудничество и трансграничные проекты - это одна из тех в будущем перспективных историй, на которые мы можем рассчитывать", - сказала она, уточнив, что таким образом будет заинтересованность всех сторон в реализации того или иного транспортного проекта.

Зворыкина в пример привела проект по потенциальному водному контейнерному пути Волга - Янцзы, который, по ее данным, активно обсуждается на международной арене. Она отметила, что путь сможет связать субъекты Приволжского федерального округа и регионы верхнего и среднего течения реки Янцзы.

"Это проект важен, так как он может быть интегрирован в Северный морской путь через Северо-Запад, а затем Север России. В таком маршруте заинтересованность высказывают крупные игроки транспортной отрасли Индии и Китая. Он сформирует дополнительный путь для экспорта и импорта грузов в Европу и страны Азиатско-Тихоокеанского региона", - пояснила она ТАСС, уточнив, что это ускорит развитие флота и инфраструктуры на территории РФ за счет притока иностранных инвестиций.

О Севморпути

Северный морской путь - судоходный маршрут, главная морская коммуникация в российской Арктике. Проходит вдоль северных берегов России по морям Северного Ледовитого океана. СМП соединяет европейские и дальневосточные порты России, а также устья судоходных сибирских рек в единую транспортную систему. Длина пути составляет 5,6 тыс. км от пролива Карские Ворота до бухты Провидения.

Во вторник президент России Владимир Путин на пленарном заседании Международного арктического форума напомнил о планах нарастить объем грузоперевозок по СМП до 80 млн тонн к 2025 году, отметив, что по итогам 2018 года этот показатель составляет 20 млн тонн, что "втрое выше советского рекорда, установленного в 1987 году".

О форуме

Международный арктический форум "Арктика - территория диалога" проходит в Санкт-Петербурге 9-10 апреля. В 2019 году форум посвящен теме "Арктика. Океан возможностей". Организатор - фонд "Росконгресс". ТАСС выступает генеральным информационным партнером и официальным фотохост-агентством.