ПЕТРОЗАВОДСК, 23 мая. /ТАСС/. Ученым России и Белоруссии следует взять на себя координирующие функции строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали "Евразия", которая, согласно планам, пройдет из Пекина в Берлин через Нур-Султан, Москву и Минск. С таким предложением выступил на заседании бюро межакадемического совета Российской академии наук (РАН) - Национальной академии наук (НАН) Белоруссии в Петрозаводске заместитель госсекретаря Союзного государства двух стран Алексей Кубрин.
"Мы имеем ряд научно-технических групп, которые работают по проекту ["Евразия"] в каждом отраслевом направлении в отрыве друг от друга. <...> Очевидно, что это направление может быть обсчитано и определено только при наличии межотраслевого взаимодействия. На сегодня информации по такому взаимодействию отдельно не имеет ни одно министерство и ведомство. Подобную информацию могут обобщить, проанализировать и, соответственно, дать кое-какие выводы для дальнейшего продвижения только наши академические институты. РАН и НАН могли бы взять на себя координирующие функции в этом процессе", - сказал Кубрин.
Он добавил, что для повышения эффективности работы по разработке проекта высокоскоростной магистрали необходимо скоординировать деятельность и таких структур, как компания "Российские железные дороги", Минобороны РФ и так далее. "Поскольку сегодня они работают каждый по своему направлению, исходя из того объема знаний, которым владеют их отраслевые институты", - пояснил он.
Кубрин также предложил ученым подготовить доклад для руководителей РФ и Белоруссии и дать в нем обоснование проекта "Евразия", приведя факты о том, как строительство аналогичных магистралей в Китае, США и Европе способствовало развитию экономик и промышленности этих стран.
О проекте "Евразия"
Общая протяженность высокоскоростной магистрали "Евразия", которая пройдет из Пекина в Берлин через Нур-Султан, Москву и Минск, составит 9 тыс. 447 км, в том числе 2 тыс. 366 км по территории России. Общие капитальные затраты на строительство участка Брест (Белоруссия) - Достык (Казахстан) составляют 7,08 трлн рублей, а участка Достык - Урумчи (Китай) - 0,76 трлн рублей.
Стоимость российского участка магистрали "Евразия" оценивается в 3,58 трлн рублей. Ее протяженность по территории России превысит 2,3 тыс. км по маршруту Красное (граница с Белоруссией) - Москва - Казань - Екатеринбург - Челябинск - Золотая Сопка (граница с Казахстаном). Ввод различных высокоскоростных участков в эксплуатацию возможен в разное время.
Согласно предварительным расчетам, грузопассажирская магистраль "Евразия" станет крупнейшим в мире проектом в сфере железнодорожного транспорта и позволит объединить крупнейшие высокоскоростные транспортные системы Европы и Китая. Его реализация позволит изменить структуру трансконтинентальных перевозок и повысить конкурентоспособность железнодорожного транспорта, а также создаст значительные социально-экономические и агломерационные эффекты.