Все новости
Обновлено 

Законопроект о значимых интернет-ресурсах: каких компаний он может коснуться?

© Роман Канащук/ТАСС

Летом в Госдуму внесли законопроект, запрещающий иностранным акционерам владеть "ресурсами, значимыми для информационной инфраструктуры России". Против него выступили и IT-компании, и Минкомсвязи. Эксперты были более благосклонны, но все равно согласились, что документ требует доработки. В итоге автор инициативы уточнил, что "рассматривает свой законопроект как приглашение к диалогу. Он только внесен в Думу, и в нем могут произойти любые изменения".

Рассказываем, о чем идет речь и при чем здесь "Яндекс".

Что такое "значимый информресурс"?

?

Документ достаточно широко трактует понятие. Это могут быть: 

  • сайт и/или его страница, 
  • информационная система, 
  • компьютерная программа,

использование которых позволяет владельцу собирать данные о пользователях на территории России.

Оценивать сайты будет Роскомнадзор, а признавать их значимыми будут по числу пользователей, объему накапливаемой информации и возможному влиянию на развитие российской информационной и коммуникационной инфраструктуры. Окончательное решение о статусе того или иного ресурса будет принимать специальная правительственная комиссия.

И что законопроект предлагает?

?

Во-первых, владельцами "значимого информационного ресурса" не могут быть

  • иностранные государства;
  • международные организации и/или находящиеся под их контролем структуры;
  • иностранные юрлица;
  • российские юрлица с иностранным участием;
  • иностранные граждане;
  • лица без гражданства.

Во-вторых, перечисленные категории также не имеют права владеть больше 20% акций в уставном капитале ресурса.

За невыполнение этих требований власти запретят рекламу самого ресурса и размещение рекламы на нем.

По сути, автор инициативы — член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин — повторил основные формулировки не прошедшего пока (с декабря 2018 года) дальше первого чтения проекта, запрещающего иностранцам владеть в России новостными агрегаторами, где он выступал одним из соавторов. А эта инициатива в свою очередь повторяла поправки в закон "О средствах массовой информации", с 2016 года ограничившие участие иностранцев в отечественных СМИ.

Какие компании затронет инициатива?

?

В проекте нет списка конкретных компаний — его должна будет составить правительственная комиссия.

Но сам Горелкин рассказал ТАСС, что предложенные им поправки коснутся в том числе и "Яндекса". По мнению политика, в итоговый список компаний, которые затронет закон в случае принятия, войдет очень небольшое количество игроков. "Наши IT-гиганты. Мелкого и среднего бизнеса закон не коснется никак", — прогнозирует он.

А при чем тут "Яндекс"? Разве он и так не российская компания?

?

Да, но зарегистрирован "Яндекс" в Нидерландах.

Еще в декабре, когда обсуждался проект о новостных агрегаторах, в компании допускали, что могут реструктурировать сервис новостей с учетом требований законодательства. Изменить структуру собственности IT-гиганту придется также, если примут и нынешний законопроект.

В его пресс-службе предупредили, что инициатива грозит разрушить уникальную экосистему интернет-бизнесов в России, где локальные игроки успешно конкурируют с глобальными компаниями. Из-за чего пострадают конечные пользователи.

"Если закон принять именно в той формулировке, что есть сейчас, инвестиционный климат пострадает для всех компаний страны в целом. Это важно не только для IT, а для всех смежных областей", — заявила гендиректор "Яндекса" в России Елена Бунина на обсуждении проекта в октябре.

Как отреагировали другие компании?

?

В Mail.ru Group были уверены, что в первоначальном виде законопроект все равно не примут, и, так же как и "Яндекс", собирались принять участие в обсуждении. Впрочем, в компании не сомневаются — инициатива не коснется Mail.ru Group, и менять структуру владения ей не придется.

В "Мегафоне" в свою очередь настаивали, что текущая версия проекта приведет к дискриминации именно российских компаний, обрабатывающих большие данные, в то время как иностранные конкуренты смогут работать как ни в чем не бывало.

Источник на интернет-рынке подчеркивал, что пока, даже несмотря на заявления, не до конца понятно, кто эти значимые ресурсы, и "в текущей формулировке под них подпадают все игроки: Google, Avito, Mail.ru Group, "Яндекс", Facebook, Instagram, Twitter, HeadHunter, Тинькофф банк. Непонятно, от кого и как закон будет защищать. Кажется, он сделает хуже всему интернет-рынку и откинет нас на много лет назад".

Что сказали власти?

?

Для правительства законопроект стал сюрпризом — чиновник в одном из профильных ведомств рассказал, что его внесли без консультаций, обсуждений и экспертизы со стороны профессионального сообщества, правительства и Минкомсвязи. А принятие подобных инициатив может создать "реальные риски инновационному и технологическому развитию страны".

Глава Минкомсвязи Константин Носков сразу выступил категорически против законопроекта. По его мнению, он фактически нацелен на "Яндекс" и Mail.ru Group, которые сейчас существуют благодаря как раз тому, что в свое время государство не стало закручивать гайки.

"Я убежден, что и сейчас эти гайки перекручивать не нужно. Я уже не говорю о том, что такие необдуманные и необсужденные инициативы, которые выливаются в публичную плоскость, негативно действуют на тысячи лучших российских программистов, которые имеют опционы в компаниях "Яндекс" и Mail.ru, и, соответственно, их доходы и зарплаты существенно падают. Мне очень не хочется, чтобы эти ребята начинали смотреть в сторону других стран", — подчеркивал министр. Позднее Минкомсвязи направило в правительство отрицательный отзыв на законопроект.

Не нашел поддержку проект и у вице-премьера Максима Акимова (курирует цифровой блок в правительстве). Его представитель сказал, что они понимают "благие цели автора", но в нынешнем виде законопроект грозит подорвать конкурентоспособность и устойчивость российских компаний, а также помешать реализации нацпроекта "Цифровая экономика".

В Федеральной антимонопольной службе (ФАС) напомнили, что в российском законодательстве и так уже прописаны меры контроля иностранного участия в стратегически значимых сферах. "Там оговариваются и формы иностранного участия, и сферы, которые отнесены к стратегически значимым. Нет необходимости какие-либо виды деятельности вырывать из этого общего подхода", — заявил замглавы ведомства Анатолий Голомолзин. Он также напомнил, что в работа IT-компаний часто связана с "международной кооперацией, международным сотрудничеством в научной сфере". Впрочем, концептуальных возражений у ФАС нет — она только просит уточнить критерии, по которым ресурсы будут относить к значимым. Такой же позиции придерживается и Роскомнадзор.

Глава комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид Левин призвал аккуратно подходить к вопросу регулирования работы IT-компаний в стране. Эта отрасль, по его мнению, "нуждается в государственной поддержке, в режиме максимального правового благоприятствования". В любом случае комитет вынесет свой вердикт по законопроекту не раньше ноября, а до 20 октября еще будет собирать отзывы.

А как инициативу оценили эксперты?

?

Опрошенные ТАСС специалисты считают, что законопроект на самом деле отвечает мировым тенденциям госполитики в отношении технологических компаний, но требует доработки.

Глава Центра компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) Илья Массух отметил, что идея направлена на упорядочение обработки больших пользовательских и персональных данных. В связи с этим он напомнил об истории с Facebook, который недавно получил в США штраф в $5 млрд за ненадлежащее обращение с личными данными пользователей.

Директор Института проблем правового регулирования НИУ ВШЭ Анна Дупан подчеркнула, что проект продолжает логику особого регулирования, которое уже действует, например, для банков и естественных монополий. "Хочешь получить доступ к огромным массивам данных о людях и объектах в России — создавай тут компанию", — объяснила эксперт.

Впрочем, в проекте еще нужно проработать критерии значимых информресурсов, да и в целом он требует экспертного обсуждения, считает главный аналитик Ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Карен Казарян.

Что автор проекта ответил на критику?

?

Антон Горелкин заявил, что его инициатива — это приглашение к диалогу о выборе дальнейшего пути: поддерживать ли государству, по сути, зарубежные компании или строить национальную цифровую экономику в России. 

"Мы считаем "Яндекс" частью национальной IT-экономики, а Google не считаем. А в чем разница между ними? Вкладываться господдержкой в "Яндекс" — это давать деньги иностранцам, разве нет?" — интересуется депутат. В этом ключе он вспомнил инициативу о новостных агрегаторах и подчеркнул, что тогда скандала не было, ведь агрегаторы, по его мнению, больших денег не приносят. "А теперь по аналогичной инициативе — шквал явно заказных материалов плюс искренняя оппозиционная истерика. Наверное, наступил на чей-то финансовый хвост. Скорее всего, зарубежный", — изложил Горелкин свое видение ситуации.

Он также подчеркнул, что проект не грозит IT-компаниям потрясениями, и напомнил об опыте внедрения аналогичных требований для СМИ: "Ни одно СМИ не пострадало, подход доказал свою эффективность и безопасность". 

Политик также уточнил, что его законопроект не только о контроле, но и о преференциях, которые компании могут получить в статусе "значимой для информационной инфраструктуры".