Все новости
Обновлено 

WSJ: Болтон хочет сорвать переход украинской "Мотор Сич" под контроль Китая

В газете отметили, что речь идет о стратегическом соревновании с Китаем
Помощник президента США по нацбезопасности Джон Болтон EPA-EFE/TSAFRIR ABAYOV
Описание
Помощник президента США по нацбезопасности Джон Болтон
© EPA-EFE/TSAFRIR ABAYOV

НЬЮ-ЙОРК, 24 августа. /ТАСС/. Помощник президента США по национальной безопасности Джон Болтон стремится не допустить приобретение китайской компанией Skyrizon Aircraft единственного на Украине производителя авиационных двигателей - компании "Мотор Сич". Об этом сообщила в пятницу в своей электронной версии газета The Wall Street Journal со ссылкой на источники в администрации Соединенных Штатов.

По их данным, сотрудники Совета национальной безопасности (СНБ) Белого дома и американского посольства на Украине прорабатывают время встречи Болтона и главы "Мотор Сич" на следующей неделе в Киеве. Помощник президента США по национальной безопасности планирует принять участие в конференции по вопросам безопасности в этом городе.

"Мы собираемся провести разговор с украинцами по поводу амбиций Китая и изложить наше мнение о том, на что способен Китай", - сказал один из источников газеты. "Все это является составной частью стратегии национальной безопасности и национальной обороны. Речь идет о стратегическом соревновании с Китаем", - добавил он. По оценке этих источников и экспертов в авиастроительной индустрии США, Пекин прежде всего заинтересован в модернизации парка воздушной техники большой грузоподъемности и в этом плане рассчитывает на помощь специалистов "Мотор Сич". "Мы не дадим китайцам освоить эту технологию", - сказал другой источник издания.

Согласно публикации, Skyrizon Aircraft строит под мощности украинского предприятия завод в Чунцине на юго-западе КНР. Этот завод пока не пущен в эксплуатацию. The Wall Street Journal обратилась за подтверждением публикации к секретарю Совета национальной безопасности и обороны Украины Александру Данилюку, который отказался от комментариев. Руководство поступило аналогичным образом, аргументировав это различного рода неопределенностями со сделкой. Посольство Китая в Вашингтоне пока не ответило на запрос газеты.

В начале июля Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) сообщил о попытке государственного концерна "Укроборонпром" вернуть себе контроль над "Мотор Сич", которая была акционирована в начале 1990-х. Государственный концерн совместно с зарегистрированной на Британских Виргинских островах компанией Skyrizon Aircraft подал заявку в АМКУ на получение контрольного пакета акций единственного на Украине производителя авиационных двигателей.

Одновременно Skyrizon Aircraft обратилась в комитет за разрешением на покупку акций ряда компаний, которые в настоящее время выступают акционерами "Мотор Сич". Как отмечал Антимонопольный комитет, это является частью "многоступенчатой транзакции, направленной на обретение контроля над "Мотор Сич". Наблюдательный совет государственного концерна "Укроборонпром" возглавляет Айварас Абромавичус.

История вопроса

Предприятие ведет свою историю с 1907 года. Именно на нем было впервые налажено производство авиационных моторов в Российской империи в период Первой мировой войны. С тех пор оно не меняло свой профиль. В настоящее время компания производит авиадвигатели для вертолетов Ми-8, Ми-17, Ка-226, самолетов Ан-70, Ан-124, Ан-140, Ан-148, Як-130, агрегаты для перекачки газа и энергетическое оборудование.

После распада СССР компания продолжала активно сотрудничать с Россией. Доля "Мотор Сич" на российском рынке в 2009 году достигала 50%, но затем начала постепенно снижаться за счет выхода на новые рынки, в частности на рынок Китая. После госпереворота на Украине в 2014 году правительство страны запретило любое военно-техническое сотрудничество с Россией. В 2017 году "Мотор Сич" начал строительство предприятия в Китае.

Однако весной 2018 года 56% акций "Мотор Сичи" были арестованы по решению суда в рамках расследования дела об "умышленном разрушении стратегического предприятия". По версии следствия, речь шла о незаконной продаже этих акций китайской компании Beijing Skyrizon Aviation Industry с целью ликвидации завода и вывода его технологий за границу. В "Мотор Сич" все обвинения отвергали, ссылаясь на то, что предприятие является акционерным обществом с частной формой собственности, а акции принадлежат отдельным физическим и юридическим лицам. По данным украинских СМИ, у украинского государства в настоящее время нет пакетов акций компании.