МОСКВА, 8 сентября. /ТАСС/. "Транснефть" считает идею "Роснефти" привлечь независимых инспекторов для усиления контроля качества сдаваемой нефти в систему нефтепроводов на ежедневной основе нецелесообразной. При этом, как следует из опубликованного в воскресенье заявления компании, ряд предложений нефтяной компании "Транснефть" поддержала.
Ранее с идеей создать институт независимых инспекторов для российской системы транспортировки нефти выступил председатель совета директоров "Роснефти", экс-канцлер Германии Герхард Шредер. С такой инициативной он выступил в ответ на предложение "Транснефти" передать ей в оперативное управление более 150 пунктов сдачи сырья, что, по мнению компании, позволит усилить контроль после инцидента с загрязнением нефтепровода "Дружба" хлорорганикой весной этого года.
"Транснефть" с учетом изложенной выше позиции не поддерживает предложение по внедрению привлечения на обязательной основе независимых сюрвейерских организаций для проведения ежесуточного контроля качества нефти при приемке и выдаче нефти из системы магистральных нефтепроводов", - говорится в сообщении компании.
Привлечение сюрвейерских организаций к проведению ежедневных проверок качества нефти в обязательном порядке компания назвала "избыточным и нецелесообразным".
В "Транснефти" также обратили внимание на то, что международные сюрвейерские организации "не несут практически никакой ответственности перед клиентами за достоверность результатов проведенной ими проверки качества нефти", а размер их финансовой ответственности ограничен.
При этом практику, при которой нефтяные компании привлекают независимых сюрвейеров для дополнительных проверок качества нефти на добровольной основе и за свой счет в "Транснефти" считают приемлемой.
"Действенным и эффективным, по нашему мнению, может быть только усиление контроля качества нефти на входе в систему "Транснефти". В целях оптимизации затрат добывающих организаций на выполнение независимой инспекции компания готова предоставить ограниченный перечень сторонних ПСП (приемо-сдаточных пунктов - прим. ТАСС), на которых, по накопленной информации, происходит аномальное изменение отдельных параметров качества сдаваемой нефти", - говорится в заявлении монополии.
Поддержанные предложения
Впрочем, ряд предложений "Роснефти" по усилению контроля качества сдаваемого сырья в "Транснефти" поддержали.
"Отмечаем абсолютно идентичную позицию "Транснефти" и "Роснефти" по вопросам ужесточения контроля за деятельностью на территории Российской Федерацией мини-НПЗ", - говорится в сообщении.
Также "Транснефть" поддержала инициативу "Роснефти" усилить контроль за предприятиями, через которые в систему попадает нефть малых производителей. "Вплоть до внедрения практики ежегодного проведения инспекции технологических объектов и месторождений, с которых должна вестись добыча сырья, и прекращения их деятельности в случае неподтверждения своих технологических мощностей", - уточняется в заявлении.
Банк качества не поможет
При этом улучшить качественные параметры сырья предложенная Шредером идея создать банк качества нефти не поможет, уверены в "Транснефти".
"Система банка качества регулирует финансовые взаимоотношения между грузоотправителями, сдающими разную по качественным параметрам нефть. Мировой опыт внедрения банка качества показывает, что эта система не влияет на улучшение параметров качества, а тем более на усиление контроля показателей качества", - говорится в заявлении.
Банк качества нефти предполагает систему выплат компенсаций его участникам, сдающим нефть более высокого качества, за счет денежных средств от его участников, сдающих нефть более низкого качества, пояснили в компании. Опасность заключается в том, что пострадать могут компании, добывающие тяжелоизвлекаемые ресурсы на истощенных месторождениях, которые требуют дорогостоящих инновационных методов добычи, "что может повлечь их уход из нефтедобычи".
Увеличить затраты добывающих компаний может и идея Шредера ужесточить требования к содержанию хлорорганических соединений в нефти до уровня 1 ppm вместо текущих 6 ppm, считают в "Транснефти".
Введение такого норматива "приведет к росту затрат производителей нефти и в связи с этим требует обсуждения со всеми нефтегазодобывающими предприятиями РФ", уверены в компании. По ее данным, около 25% нефти российских производителей, принятой в систему в 2018 году, имело показатель содержания органических хлоридов более 1 ppm.
Человеческий фактор
"Транснефть" считает, что полностью исключить вероятность попадания загрязненной нефти в магистральные нефтепроводы невозможно из-за человеческого фактора, а также из-за преступных действий.
Для снижения вероятности загрязнения нефти "Транснефть" предложила усилить ответственность за нарушение требований техрегламентов, изменить нормы регулирования аккредитации испытательных лабораторий, усовершенствовать методы контроля работы приемо-сдаточных пунктов нефти за счет унификации ряда требований. "Транснефть" также отметила, что компания и Минэнерго прорабатывают способы контроля над сдачей нефти. В "Транснефти" подчеркнули, что ее предложения не направлены на навязывание какого-либо рода услуг или вмешательство в хозяйственную деятельность контрагентов.
Сейчас допуск специалистов компании к приемо-сдаточным пунктам (ПСП) сторонних грузоотправителей ограничен. "Многие ПСП сторонних грузоотправителей имеют систему сливных эстакад с системой технологических емкостей, предназначенных для приема нефти не только с промысловых трубопроводов, но и с автомобильного и иных видов транспорта", - отметили в компании.
Отсутствие контроля за такими объектами "позволяет недобросовестным грузоотправителям вовлекать в процесс сдачи не только товарную нефть, но и тяжелые остатки ее переработки, а также иные химические продукты и реагенты", - добавили в "Транснефти", подчеркнув, что деятельность таких ПСП непрозрачна и создает почву для преступных действий.