26 сентября 2019, 07:37,
обновлено 26 сентября 2019, 09:48
Ситуация вокруг поставок российской нефти по трубопроводу "Дружба"

В Белоруссии рассказали о мерах по возмещению потерь из-за грязной нефти

Главный инженер ОАО "Гомельтранснефть Дружба" сообщил, что для этого нужно повысить на 21% тариф на прокачку нефти по территории страны

МИНСК, 26 сентября. /ТАСС/. Главный инженер ОАО "Гомельтранснефть Дружба" Андрей Вериго заявил, что для полного возмещения издержек белорусского оператора "Дружбы" из-за ситуации с российской грязной нефтью тариф на прокачку нефти по территории Белоруссии надо повысить на 21%. Об этом он сообщил в четверг журналистам.

"Вот этот расчет, который мы представляли [России], - 21%, он позволяет выйти до конца года на 100-процентное возмещение затрат", - сказал он. По его словам, нужно понимать, что последствия для белорусской транспортной системы из-за ситуации с грязной нефтью - это снижение объемов транспортировки.

"Фактически месяц простоя - это выпавший объем порядка 7 млн тонн, который наверстать не удастся. Это связано с логистикой рынка, - отметил Вериго. - Сегодня наша задача стоит компенсировать выпавшую выручку путем повышения тарифа - с 1 сентября рост составил 3,7%". По его мнению, это плюс, "это дает сегодня рост выручки порядка $2 млн до конца года". "Но все равно порядка $21 млн остается выпавшей выручки", - подчеркнул Вериго.

Он заметил, что регламент повышения тарифов - это методика, которая является частью пакетного соглашения с РФ и подразумевает увеличение тарифов в плановом порядке по итогам года на индекс потребительских цен в России, плюс 3%. "Внеплановое увеличение тарифа возможно при изменении условий хозяйствования либо каком-то форс-мажоре. Мы рассматриваем это [ситуацию с грязной нефтью] как изменение условий хозяйствования, мы видели резкое снижение объемов транспортировки и, конечно, выходили на повышение тарифов", - сказал Вериго. По его словам, позиция российских регуляторов заключалась в том, что они обещали и утверждали на всех переговорах, что до конца года все объемы будут восстановлены.

"До сентября месяца такая возможность существовала. Что для этого нужно? Нужно выйти на объемы транспортировки более 4 млн тонн в направлении Польши [до конца года]. Но мы с вами понимаем: там нет покупателя на эти объемы, можно рассказывать сколько угодно друг другу сказки, но нужно трезво смотреть на вещи", - считает Вериго.

Транзит нефти

Вериго также сообщил, что транзит нефти по трубопроводу "Дружба" через Белоруссию в 2019 году ожидается в объеме около 54 млн тонн. 

"Месячные объемы транспортировки полностью восстановлены. Сентябрь - это более 5 млн тонн по всем направлениям транзитным, октябрь прогнозируется тоже в среднегодовом объеме. Но мы говорим о том, что объемы восстановлены на среднегодовых значениях, объемы годовые восстановить не удастся. До 54 млн тонн [ожидается прокачка]", - сказал он.

Вериго отметил, что в прошедшем году было прокачано через белорусскую территорию около 59 млн тонн. "Недобор составит по итогам текущего года - не менее 6 млн тонн", - добавил он.

У оператора "Гомельтранснефть Дружба" есть техническая возможность прокачки до 12 млн тонн нефти в год реверсом из Польши на белорусские нефтеперерабатывающие заводы. 

В начале сентября президент Белоруссии Александр Лукашенко упомянул в беседе с журналистами о проработке варианта поставок альтернативных объемов нефти через Польшу с задействованием двух веток нефтепровода "Дружба", по которому сейчас транспортируется российская нефть.

"Технически существует такая возможность, это вопрос цены. Сегодня поставки нефти из РФ экономически эффективны и целесообразны для Беларуси", - сказал Вериго, отметив, что если говорить о потенциальной возможности поставок альтернативной нефти через Польшу, то "это - 12 млн тонн без ущерба для России". "Это все возможно, "Дружба" так устроена, что она может работать в разных направлениях. "Дружба" сейчас загружена на 70% российской нефтью", - добавил он.