30 сентября 2019, 13:27,
обновлено 30 сентября 2019, 18:07
Проект бюджета на 2020-2022 годы

В Госдуму внесли проект федерального бюджета на три года

Екатерина Штукина/ POOL/ ТАСС
Ожидается, что профицит бюджета в 2020 году составит 0,8% ВВП, в 2021 году - 0,5% ВВП, в 2022 году - 0,2% ВВП

МОСКВА, 30 сентября. /ТАСС/. Правительство РФ внесло в Госдуму проект федерального бюджета РФ на 2020 год и плановый период 2021-2022 годов. Об этом журналистам сообщили в пресс-службе Госдумы.

Глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров рассказал журналистам, что часть бюджета внесена в электронном виде, а часть - в бумажном.

Как говорится в материалах к проекту бюджета, доходы федерального бюджета в 2020 году составят 20,379 трлн рублей (из них нефтегазовые - 7,472 трлн рублей, ненефтегазовые - 12,907 трлн рублей), в 2021 году - 21,246 трлн рублей (из них нефтегазовые 7,679 трлн рублей, ненефтегазовые - 13,567 трлн рублей), в 2022 году - 22,058 трлн рублей (из них нефтегазовые 7,73 трлн рублей, ненефтегазовые - 14,327 трлн рублей).

Расходы бюджета в 2020 году составят 19,503 трлн рублей, в 2021 году - 20,634 трлн рублей, в 2022 году - 21,763 трлн рублей. Тремя самыми существенными статьями расходов федерального бюджета по-прежнему остаются траты на социальное обеспечение, национальную оборону и национальную безопасность и правоохранительную деятельность. Расходы на соцобеспечение в 2020 году составят 5,010 трлн рублей, в 2021 году - 5,046 трлн рублей, а в 2022 году - 4,827 трлн рублей.

Прогнозируемый объем ВВП на 2020 год составит 112,863 трлн рублей.

Согласно материалам к проекту бюджета, профицит федерального бюджета в 2020 году составит 0,8% ВВП, в 2021 году - 0,5% ВВП, в 2022 году - 0,2% ВВП.

Согласно макропрогнозу Минэкономразвития, инфляция в России в 2020 году сократится до 3%, а в 2021-2024 годах сохранится на целевом уровне в 4%.

Расходы федерального бюджета на национальные проекты в 2020 году увеличатся на 10% по сравнению с текущим годом - до 1,982 трлн рублей. В дальнейшем они также будут расти: до 2,217 трлн рублей в 2021 году и до 2,692 трлн рублей в 2022 году.

Средства на обеспечение деятельности Госдумы и Совфеда

Правительство РФ планирует выделить Госдуме и Совету Федерации 18,4 млрд рублей на обеспечение их деятельности в 2020 году. Согласно документу, в 2020 году Госдума может получить из бюджета 12,1 млрд рублей. В 2021 году финансирование нижней палаты парламента может составить 13,1 млрд рублей, а в 2022 году - 12,7 млрд рублей. При этом в федеральном бюджете на три года, принятом в прошлом году, на финансирование Госдумы в 2020 году планировать выделить 12,7 млрд рублей, а в 2021 году - 13 млрд рублей.

В свою очередь Совет Федерации может получить в 2020 году 6,3 млрд рублей, в 2021 году - 7,2 млрд рублей, а в 2022 году - 7,4 млрд рублей, говорится в материалах. Согласно принятому в прошлом году федеральному бюджету, на финансирование верхней палаты парламента в 2020 году планировать выделить 6,8 млрд рублей, а в 2021 году - 7 млрд рублей.

Расходы на национальные проекты 

Бюджетные ассигнования на финансирование нацпроектов в 2020 году составят 1,98 трлн рублей, в 2021 году - 2,22 трлн рублей, в 2022 году 2,69 трлн рублей, говорится в материалах к проекту федерального бюджета.

Согласно материалам, на финансовое обеспечение нацпроекта "Демография" в 2020 году будет направлено 616,03 млрд рублей, в 2021 году - 634,75 млрд рублей, в 2022 году - 588,25 млрд рублей. Объем финансирования нацпроекта "Здравоохранение" в 2020 году составит 299,7 млрд рублей, в 2021 году - 239,95 млрд рублей, в 2022 году - 253,54 млрд рублей. На проект "Образование" выделено 125,93 млрд рублей в 2020 году, 134,71 млрд рублей в 2021 году, 119,25 млрд рублей в 2022 году.

Отмечается, что на национальный проект "Жилье и городская среда" выделено 105,25 млрд рублей в 2020 году, 108,36 млрд рублей в 2021 году, 189,14 млрд рублей в 2022 году. На проект "Экология" будет направлено в 2020 году 87,99 млрд рублей, в 2021 году - 123,02 млрд рублей, в 2022 году - 146,25 млрд рублей. На финансирование проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" направят в 2020 году 104,27 млрд рублей, в 2021 году - 137,4 млрд рублей, в 2022 году - 23,88 млрд рублей.

Согласно материалам к бюджету, на реализацию нацпроекта "Производительность труда и поддержка занятости" выделено в 2020 году 6,9 млрд рублей, в 2021 году - 6,9 млрд рублей, в 2022 году - 7,48 млрд рублей. Объем финансового обеспечения нацпроекта "Наука" составит 47,39 млрд рублей в 2020 году, 69,78 млрд рублей - в 2021 году, 96,14 млрд рублей - в 2022 году. На финансирование проекта "Цифровая экономика" выделено 124,2 млрд рублей в 2020 году, 177,89 млрд рублей в 2021 году, 258,04 млрд рублей в 2022 году.

Расходы на нацпроект "Культура" в 2020 году составят 14,7 млрд рублей, в 2021 году - 17,83 млрд рублей, в 2022 году - 20,76 млрд рублей.

На проект "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" запланировано направить 38,53 млрд рублей в 2020 году, 51,28 млрд рублей в 2021 году, 95,44 млрд рублей в 2022 году.

На финансирование нацпроекта "Международная кооперация и экспорт" выделено 74,55 млрд рублей в 2020 году, 123,97 млрд рублей в 2021 году, 219,35 млрд рублей в 2022 году.

На реализацию Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры направят 337,22 млрд рублей в 2020 году, 391,89 млрд рублей в 2021 году, 675,4 млрд рублей в 2022 году.

Ранее премьер-министр РФ Дмитрий Медведев на заседании кабмина, посвященном рассмотрению проекта Основных направлений деятельности правительства до 2024 года, сообщил, что на национальные проекты и развитие инфраструктуры России в течение трех лет планируется направить более 5,5 трлн рублей.

Развитие атомного комплекса

Проект федерального бюджета предусматривает выделение 339,9 млрд рублей на реализацию госпрограммы "Развитие атомного энергопромышленного комплекса", следует из материалов к проекту бюджета.

Согласно соответствующему законопроекту, в 2020 году на госпрограмму по развитию атомного энергопромышленного комплекса планируется направить 99,5 млрд рублей против 79,7 млрд рублей, которые были предусмотрены в бюджете на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов, в 2021 году - 104,4 млрд рублей против 85 млрд рублей, в 2022 году законопроектом предусматривается выделение 136 млрд рублей на развитие атомного энергопромышленного комплекса.

В 2019 году объем бюджетных инвестиций на реализацию госпрограммы "Развитие атомного энергопромышленного комплекса" оценивается в 66,8 млрд рублей.

Таким образом, уже в следующем году объем бюджетных инвестиций в программу по развитию атомного энергопромышленного комплекса может вырасти почти в 1,5 раза в сравнении с 2019 годом.

Ожидается, что результатом реализации программы станут, в том числе, увеличение объема выработки электроэнергии АЭС в стране в 2020 году до не менее 207,2 млрд кВт*ч, в 2027 году - до не менее 228,5 млрд кВт*ч в год, значительное повышение уровня производительности труда в организациях атомного энергопромышленного комплекса, прирост объемов реализации гражданской продукции атомного энергопромышленного комплекса и выручки на зарубежных рынках ядерных технологий.

Российские атомные электростанции (АЭС, филиалы концерна "Росэнергоатом") в 2018 году вышли на новый рекорд по выработке электроэнергии - 204,275 млрд кВт*ч.

Госпрограмма развития энергетики

Проект федерального бюджета предусматривает направление 49,7 млрд рублей на реализацию госпрограммы "Развитие энергетики", следует из материалов к проекту бюджета.

Так, согласно законопроекту, в 2020 году на госпрограмму по развитию энергетики планируется направить 22,5 млрд рублей против 16,6 млрд рублей, которые были предусмотрены в бюджете на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов, в 2021 году - 13,8 млрд рублей против 8,3 млрд рублей, в 2022 году - 13,4 млрд рублей.

Отмечается, что в 2019 г. объем бюджетных инвестиций на реализацию госпрограммы "Развитие энергетики" оценивается в 18,6 млрд рублей.

Таким образом, уже в следующем году объем бюджетных инвестиций в программу по развитию энергетики может вырасти почти на 21% в сравнении с этим годом и на 35,5% в сравнении с запланированными инвестициями на 2020 год, предусмотренными в бюджете на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов.

Госпрограмма "Развитие энергетики" предусматривает два этапа реализации. Первый этап был реализован в 2013-2018 годах, второй будет реализовываться до конца 2024 года. В программу входят несколько подпрограмм, среди которых подпрограммы по повышению энергетической эффективности, модернизации электроэнергии, развития нефтяной, газовой отраслей, угольной и торфяной промышленности, а также развитие возобновляемых источников энергии.

Ожидается, что по итогам реализации госпрограммы прирост инвестиций в основной капитал в топливно-энергетическом комплексе по итогам 2024 года составит 153,4% к уровню 2018 года.

Причины роста расходов

Как отмечается в пояснительной записке к проекту федерального бюджета на 2020 год и плановый период 2021-2022 годов, рост расходов госпрограммы развития энергетики на следующие три года обусловлен в основном увеличение бюджетных ассигнований на реализацию новой подпрограммы "Развитие рынка газомоторного топлива". На реализацию этой подпрограммы в 2020-2021 годах ежегодно планируется направлять 4,98 млрд руб.

Из них по 3,48 млрд рублей ежегодно планируется инвестировать в развитие заправочной инфраструктуры компримированного газа, по 700 млн рублей - на поддержку переоборудования существующей автомобильной техники, включая общественный транспорт, коммунальную технику, для использования природного газа в качестве топлива, по 800 млрд рублей ежегодно - на развитие производственной и заправочной инфраструктуры сжиженного природного газа.

Параметры инвестиций в развитие и модернизацию электроэнергетики в рамках госпрограммы развития энергетики на 2020-2021 годы планируется сохранить на уровне, соответствующем бюджету на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов. Так, на развитие и модернизацию электроэнергии в 2020 году планируется направить 9,524 млрд рублей, в 2021 году - 1,218 млрд рублей, в 2022 году - 1,218 млрд рублей.

Развитие сырьевой базы

Правительство заложило в расходы федерального бюджета 161,7 млрд рублей на воспроизводство и использование природных ресурсов, следует из материалов бюджета. В 2020 году на эти цели предполагается направить 52,4 млрд рублей средств федерального бюджета, в 2021 году - 55,4 млрд рублей, в 2022 году - 53,9 млрд рублей. При этом затраты по аналогичной статье в текущем году предварительно оцениваются в 55,4 млрд рублей.

Как сообщалось ранее, объем бюджетных ассигнований Федеральному агентству по недропользованию (Роснедрам) в 2019 году на воспроизводство и использование природных ресурсов составит 33,2 млрд рублей, что на 0,3% больше, чем годом ранее.

Программа развития фармпромышленности

Финансирование в рамках программы по развитию фармацевтической и медицинской промышленности в 2020 году предусмотрено в объеме 11,3 млрд рублей, такие данные содержатся в материалах к проекту бюджета. Такое же финансирование программы было заложено и в действующем бюджете на 2019 год и плановый период 2021-2022 годов.

При этом в 2021 году предусмотрено финансирование в объеме 11,1 млрд рублей, в 2022 году - также на уровне 11,1 млрд рублей.

Финансирование программы "Информационное общество" в 2020 году составит 235,3 млрд рублей.

Программа "Информационное общество"

Финансирование государственной программы "Информационное общество" на 2020 год предусмотрено в объеме 235,3 млрд рублей, эти данные содержатся в материалах к проекту федерального бюджета. В предыдущем бюджете (на 2019-2021 годы) было заложено финансирование данной программы в 2020 году на уровне 229,2 млрд рублей.

Во внесенном бюджете также предусмотрено финансирование госпрограммы в 2021 году в объеме 258 млрд рублей, в 2022 году - на уровне 326,7 млрд рублей. Ранее было предусмотрено финансирование в 2021 году - 274,4 млрд рублей, в 2022 году - 330 млрд рублей.

В апреле 2019 года правительство продлило до 2024 года действие государственной программы "Информационное общество". Среди ожидаемых результатов реализации программы - обеспечение осуществления большинства юридически значимых действий в электронном виде, обеспечение доступа 95% жителей страны к интернету и ряд других.

Программа "Содействие занятости населения"

Проект бюджета предусматривает бюджетные ассигнования в размере 203,8 млрд рублей на реализацию государственной программы "Содействие занятости населения" на три года, говорится в материалах. 

Расходы на охрану окружающей среды

Более 103 млрд рублей планируется направить на государственную программу "Охрана окружающей среды" в 2022 году, говорится в материалах к проекту федерального бюджета. "Расходы федерального бюджета в разрезе государственных программ и непрограммных направлений деятельности "Охрана окружающей среды" на 2022 год - 103,4 млрд рублей", - говорится в документе.

Согласно оценке, бюджет госпрограммы на 2019 год составляет 56,9 млрд рублей. Расходы на охрану окружающей среды на 2020 год, согласно проекту бюджета, составят 79,7 млрд рублей, на 2021 год - 93,6 млрд рублей.

Ранее ТАСС со ссылкой на проект федерального бюджета страны на трехлетку сообщал, что объем государственной программы "Охрана окружающей среды" может составить более 276 млрд в целом на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов. Согласно документу, более 79 млрд рублей планировалось направить в 2020 году, более 174 млрд - в 2021 году, а в 2022 году планировалось увеличить финансирование госпрограммы до 103 млрд рублей.

Развитие культуры 

Проект бюджета предусматривает ассигнования в размере 133,4 млрд рублей на реализацию государственной программы "Развитие культуры".  Изначально в федеральном бюджете расходы на развитие физической культуры и спорта в 2020 году должны были составить 118,4 млрд рублей.

В документах говорится, что в 2021 году на развитие культуры планируется выделить 128,4 млрд рублей (изначально предполагалось 131,9 млрд рублей). В 2022-м на реализацию программы планируются бюджетные ассигнования в размере 118,3 млрд рублей.

2 октября проект бюджета будет рассмотрен на внеочередном заседании Совета Госдумы. После этого документ направят в Совет Федерации, Банк России, Счетную и Общественную палаты, регионы и профильные комитеты. Согласно Бюджетному кодексу, на рассмотрение проекта бюджета у депутатов есть 60 дней.

В новость были внесены изменения (18:07 мск) — добавлена информация по тексту, а также правка (15:53 мск) — передается с исправлением данных по профициту бюджета.