МОСКВА, 30 сентября. /ТАСС/. Целевой прогноз по росту ВВП РФ в 2020 году составит 2% против 1,7% в базовом прогнозе, отмечается в проекте федерального бюджета на 2020 год и плановый период 2021-2022 годов. Базовый и целевой прогноз по росту экономики в 2021 и 2022 годах совпадает и составит 3,1% и 3,2% соответственно.
Более высокий целевой прогноз связан с "предположением о более активном расширении инвестиционного спроса (до 5,8% в 2020 году против 5% в базовом сценарии), а также о более быстром восстановлении объемов товарного экспорта (рост на 6,1% в реальном выражении в 2020 году в целевом сценарии и на 3,3% в базовом сценарии) после стагнации в текущем году", отмечается в документе. Курс доллара к рублю в целевом прогнозе составит 65,1 рубля в 2020 году, 65,4 рубля в 2021 году и 65,9 рубля в 2022 году. Согласно целевому сценарию прогноза, инфляция в РФ вернется к таргету ЦБ в 4% уже в 2020 году, тогда как в базовом сценарии ожидается снижение инфляции до 3%.
"Ключевое отличие базового и целевого сценариев - в предположении о скорости и эффективности реализации структурных мер государственной политики, а также - в скорости адаптации к ухудшившимся в текущем году внешнеэкономическим условиям, в первую очередь в части внешнеэкономической повестки", - поясняется в документе. По оценке Минэкономразвития, целевой сценарий может реализоваться с высокой вероятностью.
Базовый прогноз социально-экономического развития РФ основан на предположении о том, что темп роста мировой экономики замедлится до 3% в 2019 году впервые с 2009 года, а также на протяжении всего прогнозного периода будут сохранены ограничительные меры, принятые иностранными государствами в отношении РФ.
Ускорение темпов роста ВВП
Минфин прогнозирует ускорение темпов роста ВВП и его стабилизацию на уровне около 3,1% в течение 2020-2036 годов, говорится в материалах к проекту бюджета.
"Под влиянием указанных внешних и внутренних экономических условий в базовом сценарии прогнозируется ускорение темпов роста валового внутреннего продукта и стабилизация на уровне около 3,1 процента в течение 2020-2036 годов", - говорится в материалах.
Отмечается, что ускорению темпов экономического роста будет способствовать расширение инвестиционной активности частного сектора. Кроме того, расширению экономического потенциала страны поспособствуют меры по сохранению и развитию человеческого капитала и сокращению бедности и неравенства, предусмотренные в рамках соответствующих национальных проектов и других мероприятий государственных программ РФ, а также в рамках уточнения параметров системы обязательного пенсионного страхования.
"Ожидается постепенное увеличение численности рабочей силы с 76,2 млн человек в 2018 году до 79,2 млн человек к 2036 году, а уровень безработицы снизится до 4,3% в 2034-2036 годах (с 4,8% в 2018 году) вследствие повышения экономической активности населения", - отмечается в материалах.
Профицит бюджета
Профицит федерального бюджета по итогам 2019 года может составить 0,6% ВВП вместо заложенных в закон о бюджете 2019 года 1,7% ВВП, говорится в материалах.
Минфин в документах к бюджету на 2020 год и плановый период 2021-2022 годов прогнозирует исполнение бюджета 2019 года с профицитом в 641,6 млрд рублей вместо 1,881 трлн рублей, заложенных в закон о бюджете 2019 года. Разница составляет 1,239 трлн рублей.
Проект бюджета на 2020-2022 годы предполагает, что бюджет РФ на протяжении трехлетнего периода будет профицитным, но сумма профицита будет неуклонно снижаться. В 2020 году профицит составит 0,8% ВВП, в 2021 году - 0,5% ВВП, а в 2022 году - 0,2% ВВП.
Объем госдолга
Объем госдолга по итогам 2020 года составит 17,2 трлн рублей, в 2021 году - 19,1 трлн рублей, в 2022 году - 21,2 трлн рублей, говорится в материалах к проекту бюджета.
Отмечается, что объем средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) в 2020 году увеличится до 11,1 трлн рублей, в 2021 году - до 13,7 трлн рублей, в 2022 году - до 16,2 трлн рублей.
Согласно материалам, доходы бюджета РФ от дивидендов госкомпаний прогнозируются на уровне 760,6 млрд рублей в 2020 году, 930,9 млрд рублей в 2021 году и 1,079 трлн рублей в 2022 году.
Финансирование нацпроектов
Финансирование нацпроектов в 2023 году составит 2,51 трлн рублей, в 2024 году - 2,28 трлн рублей. Отмечается, что бюджетные ассигнования на финансирование нацпректов в 2020 году составят 1,98 трлн рублей, в 2021 году - 2,22 трлн рублей, в 2022 году 2,69 трлн рублей.
Ранее премьер-министр Дмитрий Медведев на заседании кабмина, посвященном рассмотрению проекта Основных направлений деятельности правительства до 2024 года, сообщил, что на национальные проекты и развитие инфраструктуры России в течение трех лет планируется направить более 5,5 трлн рублей.
Доходы от приватизации
Минфин прогнозирует доходы России от приватизации в 2019 году на уровне 13,2 млрд рублей, в 2020 году - 11,3 млрд рублей, в 2021 и 2022 годах - по 3,6 млрд рублей, следует из материалов к проекту бюджета.
Доходы РФ от приватизации в 2018 году прогнозировались на уровне 15,2 млрд рублей.
Федеральный бюджет может получить в виде дивидендов от Сбербанка 217,1 млрд рублей в 2020 году, а также 254,6 млрд рублей и 282,5 млрд рублей в 2021 и 2022 годах соответственно. Такие суммы дивидендов предполагаются к получению Банком России в качестве основного акционера Сбербанка в ближайшие три года. ЦБ, в свою очередь, направляет эти средства в федеральный бюджет.
По итогам 2018 года Сбербанк направил на дивиденды рекордные 361,4 млрд рублей, или 43,5% от чистой прибыли по МСФО.
Дивидендная политика банка предусматривает последовательное увеличение дивидендных выплат до 50% от чистой прибыли по МСФО при соблюдении ряда условий, в том числе рост прибыли до 1 трлн рублей к 2020 году при уровне достаточности капитала не ниже 12,5%.
Проект программы приватизации предполагает продажу до 2022 года части госпакетов "Русгидро", "Совкомфлота", "Транснефти", "Ростелекома", "Россетей" и ОЗК, следует из материалов к проекту бюджета. "До 2022 года планируется сократить долю участия Российской Федерации в уставных капиталах акционерных обществ "Русгидро", "Современный коммерческий флот", "Транснефть", "Ростелеком", "Российские сети", "Объединенная зерновая компания", - говорится в документах.
Как отмечается, проект программы приватизации, предусматривающий продажу пакетов акций крупнейших компаний, занимающих лидирующее положение в соответствующих отраслях экономики, представлен в правительство письмом Минэкономразвития России от 3 сентября.
Конкретные сроки и способы приватизации компаний будут определяться правительством с учетом конъюнктуры рынка, а также рекомендаций ведущих инвестиционных консультантов в случаях, предусмотренных решениями кабинета министров.
"В отсутствие принятых правительством РФ решений об отчуждении пакетов акций крупнейших компаний в 2020-2022 годах поступление средств от продажи пакетов акций указанных компаний не прогнозируется", - подчеркивается в материалах.
Индексация оптовых цен на газ
Параметры индексации оптовых цен на газ для всех категорий потребителей, включая население, в 2020 году будут сохранены на уровне 3% ежегодно, в 2021 - 2024 годах ежегодный рост указанных цен также не превысит 3%, говорится в материалах к проекту бюджета.
Отмечается, что в целях предотвращения дисбалансов на рынке газа в прогнозном периоде тарифы на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам необходимо индексировать темпами, не превышающими динамику индексации оптовых цен на газ. Индексация тарифов на транспортировку газа по газораспределительным сетям в целом по стране будет осуществляться темпами не выше инфляции. При этом решения об уровне индексации тарифов будут приниматься с учетом необходимости стимулирования экономически обоснованной газификации и сокращения объема перекрестного субсидирования между группами потребителей, поясняется в документе.
Ранее в прогнозе Минэкономразвития РФ сообщалось, что индексация оптовых цен на газ для всех категорий потребителей в 2019 году составит 1,4%, в 2020-2024 годах не превысит 3%.
Доходы бюджета от НДД
Доходы федерального бюджета РФ от уплаты налога на дополнительный доход (НДД) от добычи углеводородного сырья в 2020-2022 годах прогнозируются в размере 260,8 млрд рублей, говорится в пояснительной записке к проекту бюджета.
В частности, в 2020 году доходы прогнозируются в объеме 95,9 млрд рублей, в 2021 году - 84 млрд рублей, в 2022 году - 80,84 млрд рублей.
НДД заменяет собой экспортную пошлину и НДПИ (частично), он взимается с выручки от продажи нефти за вычетом расходов на ее добычу и транспортировку. Пока НДД действует только для пилотных проектов.
Ставка НДД - 50%. Налог распространяется на 4 группы месторождений: новые месторождения в Восточной Сибири с выработанностью менее 5%; месторождения, пользующиеся льготой по экспортной пошлине; действующие месторождения в Западной Сибири с выработанностью от 10% до 80% (при квоте на добычу не более 15 млн тонн); новые месторождения в Западной Сибири с выработанностью менее 5% с совокупными запасами не более 50 млн тонн в год.
Доход от акцизов на табак
Доход бюджета от уплаты акцизов на табачную продукцию, производимую в России, к 2022 году может вырасти на 12% по сравнению с показателем за 2019 год и составить 627,5 млрд рублей.
Как отмечается, в 2018 году этот показатель составил 564,35 млрд рублей. В 2019 году размер акцизов на табак ожидается в размере 560,23 млрд рублей, в 2020 году - 586,5 млрд рублей, в 2021 году - почти 608 млрд рублей. При этом акцизы на табак и табачные изделия, предназначенные для потребления путем нагревания, производимые на территории России, в 2018 году составили 1,1 млрд рублей, а в 2019 году ожидаются на уровне 10,1 млрд рублей. В 2020 году этот показатель может вырасти до 10,5 млрд рублей, в 2021 году - до 10,9 млрд рублей, в 2022 году - до 11,4 млрд рублей. Акцизы на никотинсодержащие жидкости, производимые на территории России, в 2018 году составили 24,4 млн рублей, в 2019 году могут составить 20,4 млн рублей, в 2020 году - 22,1 млн рублей, в 2021 году - 63 млн рублей, в 2022 году - 86,4 млн рублей.
Как говорится в документе, доход бюджета от акцизов на табачную продукцию, ввозимую на территорию России, в 2018 году составил 18,9 млрд рублей. В 2019 году он ожидается в размере почти 12 млрд рублей, в 2020 году - почти 26 млрд рублей, в 2021 году - 27 млрд рублей, в 2022 году - 28,2 млрд рублей. Доход бюджета от акцизов на электронные системы доставки никотина, ввозимые в Россию, в 2018 году составил 78,2 млн рублей, в 2019 году он может снизиться до 66,5 млн рублей, в 2020 году этот показатель вырастет до 95 млн рублей, в 2021 году - до 104 млн рублей, в 2022 году - до 108,1 млн рублей.
Размер акцизов на никотинсодержащие жидкости, ввозимые на территорию России, в 2018 году составил 49,2 млн рублей. В 2019 году он ожидается в размере почти 275 млн рублей, в 2020 году - 444 млн рублей, в 2021 году - 478,2 млн рублей, в 2022 году - 497 млн рублей. Размер акцизов на табак и табачные изделия, предназначенные для потребления путем нагревания, ввозимые на территорию России, в 2018 году составил 4,1 млрд рублей, в 2019 году может составить 1,1 млрд рублей, в 2020 году - 2,75 млрд рублей, в 2021 году - 2,2 млрд рублей, в 2022 году - 1,7 млрд рублей.
Доходы от платежей за пользование недрами
Объем доходов федерального бюджета от поступлений платежей при пользовании природными ресурсами в 2020 году ожидается на уровне 657,4 млрд рублей, что на 42% выше показателя, запланированного на 2019 год, следует из пояснительной записки к проекту бюджета.
При этом на 2021 год объем поступлений от этого вида платежей запланирован на уровне 653 млрд рублей (снижение на 0,7% к уровню прогноза на 2020 год), в 2022 году - 678,6 млрд рублей (рост на 4% к прогнозу на 2021 год).
При этом отклонения поступлений доходов, в том числе, обусловлены увеличением поступлений от платы за использование лесов, платы за пользование водными объектами в федеральной собственности, увеличения поступлений доходов от утилизационного сбора.
Рост поступлений утилизационного сбора в 2020 году обусловлен проектируемым повышением ставок сбора на колесные транспортные средства, отмечается в документе.
Расходы бюджета на льготы по нефтегазовым налогам
Расходы федерального бюджета на льготы по нефтегазовым налогам составят 1,586 трлн рублей в 2019 году и будут расти до 1,636 трлн рублей в 2022 году, говорится в "Основных положениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политике на 2020 год и плановый период 2021-2022 годов".
В 2020 году на налоговые льготы по нефтегазовым налогам будет потрачено 1,506 трлн рублей, в 2021 году - 1,594 трлн рублей, в 2022 году - 1,636 трлн рублей.
В том числе льготы по НДПИ в 2019 году составят 1,155 трлн рублей, в 2020 году - 1,078 трлн рублей, в 2021 году - 1,125 трлн рублей, в 2022 году - 1,163 трлн рублей.
Налоговые расходы в настоящее время не являются объектом бюджетного контроля, хотя на практике являются альтернативой другим мерам государственной поддержки, включая прямые расходы. Необходимо формирование единой системы оценки эффективности любых мероприятий госпрограмм вне зависимости от формы их предоставления, говорится в документе.
В целом же в настоящее время действует более 3,5 тыс. налоговых льгот и преференций (налоговых расходов), установленных на федеральном и на региональном уровнях, общим объемом более 4,5 трлн рублей.
Потери бюджета от демпфера
Выпадающие доходы бюджета от демпфирующего механизма (компенсационный механизм для нефтеперерабатывающей отрасли) в 2020-2022 годах прогнозируются в размере 417 млрд рублей.
В частности, демпфирующая компонента (Кдемп), компенсирующая затраты на поставку нефтепродуктов на внутренний рынок для нефтяных компаний (изменение коэффициента компенсации по автомобильному бензину и дизельному топливу, условных значений средних оптовых цен реализации автомобильного бензина и дизельного топлива, введение дальневосточной надбавки и отмена компенсационной надбавки) в 2020 году может составить 180,258 млрд рублей, в 2021 году - 118,388 млрд рублей, в 2022 году - 118,311 млрд рублей.
Как пояснил ТАСС глава департамента налоговой и таможенной политики Минфина Алексей Сазанов, реальная цифра будет напрямую зависеть "от цены нефти в моменте".
Ранее Сазанов оценивал объем возможных выпадающих доходов бюджета от корректировки демпфера от 60 млрд до 200 млрд рублей в год.
Демпфер действует в рамках соглашения правительства РФ с нефтяниками о заморозке цен на топливо на внутреннем рынке. Именно он и вызвал больше всего споров.
Механизм предусматривает, что правительство возмещает компаниям до 60% разницы между высокими экспортными ценами и условной внутренней ценой на топливо (согласно последней корректировке - 51 тыс. рублей за тонну бензина и 46 тыс. рублей за тонну дизельного топлива). Однако если цены на внутреннем рынке оказываются более выгодными, компании должны доплачивать в бюджет.
После того, как в первом квартале этого года демпфер сработал в обратном направлении (то есть нефтяники были вынуждены платить государству), компании настояли на снижении цен в формуле демпфера - с 56 тыс. до 51 тыс. рублей за тонну бензина и с 50 тыс. до 46 тыс. рублей за тонну дизельного топлива.
Чтобы компенсировать нефтяникам потери от поставок топлива на внутренний рынок по фиксированный цене при гораздо более высокой экспортной альтернативе, правительство с 1 января 2019 года ввело в действие демпфирующий механизм. Он предусматривал, что государство возмещает компаниям до 60% разницы между условной внутренней ценой на топливо и более высокими экспортными ценами.
Однако если цены на внутреннем рынке оказываются более выгодными, нефтяники должны были сами доплачивать в бюджет. После того, как в первом квартале этого года демпфер сработал именно по этому сценарию, компании настояли на его корректировке. С 1 июля 2019 года размер компенсации вырос до 75% для бензина и до 70% для дизтоплива.
Доля льготируемой добычи
Доля льготируемой добычи достигнет 67,5% к 2024 году, а к 2036 году - более 90% общего объема добычи, говорится в "Основных положениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политике на 2020 год и плановый период 2021 - 2022 годов".
Отмечается, что за прошедшее пятилетие наблюдался как рост общего объема льготируемой добычи, так и количества категорий льготируемых месторождений (более десятка льготных категорий в настоящее время). С 2013 года доля льготируемой добычи нефти возросла с 26,7% в 2013 году до 49,8% в 2018 году (56,6% в первом квартале 2019 года).
Сумма потерь федерального бюджета от применения льготного налогообложения увеличилась более чем в два раза - с 0,5 трлн рублей до 1,2 трлн рублей. При этом суммарный объем добычи практически не менялся на всем рассматриваемом периоде, незначительно колеблясь вокруг значения 490 млн тонн в год (налогооблагаемый объем, без учета СРП), говорится в материалах.
Рост предоставляемых льгот, не приводящий к росту объемов добычи, приведет к снижению объемов доходов федерального бюджета от нефтяного сектора с 5,7% ВВП в 2019 году до 3,8% ВВП в 2024 году и 2% ВВП в 2036 году.
Ранее сообщалось, что Минфин обеспокоен ростом льгот, выделяемых на поддержку добычи нефти в России - к 2033 году до 90% отрасли может работать за счет поддержки бюджета, в то время как отдача в виде инвестиций не растет. Об этом заявлял на Московском финансовом форуме директор департамента налоговой и таможенной политики Минфина Алексей Сазанов.
По прогнозу Минфина, из-за льгот к 2024 году потери могут составить 0,5% ВВП базовых нефтегазовых доходов бюджета, к 2030 - 1,1% ВВП.
Как заявлял замминистра энергетики РФ Павел Сорокин, рост инвестиций в отрасли сдерживается тем, что затраты на добычу одной тонны нефти по сравнению с советским периодом удвоились, при этом качество новых запасов падает. При этом прогноз Минэнерго по росту льгот в нефтянке совпал с оценкой Минфина. Доля льготируемой добычи к 2035 году, как ожидают в Минэнерго, вырастет до 80%.
Рост сборов НДПИ по углеводородам
Объем поступлений в федеральный бюджет налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья в 2020 году прогнозируется на уровне 5,979 трлн рублей, что на 0,42% выше запланированного показателя за 2019 год, следует из пояснительной записки к проекту бюджета.
В частности, поступления НДПИ на нефть в 2020 году ожидаются на уровне 5,187 трлн рублей (рост на 0,8%), на газ - 580,4 млрд рублей (снижение на 8,6%), на газовый конденсат - 210,97 млрд рублей (рост на 24%).
В 2021 году объем поступлений НДПИ ожидается на уровне 6,444 трлн рублей (рост на 7,8% к уровню 2020 года), в 2022 году - 6,804 трлн рублей (рост на 5,6% к уровню прогноза на 2021 год).
При этом расчет произведен с учетом базовой ставки НДПИ на нефть на уровне 919 рублей за тонну, на газ - 35 рублей за тыс. куб. м, на газовый конденсат - 273 рублей за тонну.
Также в расчете исходили из прогноза по объему добычи нефти в 2020 году на уровне 523,5 млн тонн, из которых 467 млн тонн - налогооблагаемый объем добычи. Объем добычи газа в 2020 году в прогнозе учтен на уровне 654,6 млрд кубометров, из которых 465,4 млрд кубометров - налогооблагаемый, добыча газового конденсата в 2020 году - 40,5 млн тонн, из которых 37,1 млн тонн - налогооблагаемый объем.
Выработка электроэнергии АЭС
Выработка электроэнергии атомными электростанциями (АЭС) в России в 2024 году может снизится на 1,4% в сравнении с 2018 годом, а доля АЭС в доле выработки электроэнергии в стране может упасть к этому времени на 1,4 п.п. "Производство на АЭС уменьшится на 1,4% к 2018 году при снижении доли с 18,3% до 16,9% в 2018 году", - отмечается в документе.
По данным Росатома, АЭС в России вырабатывают более 18,7% всего производимого в стране электричества. В 2018 году российские атомные станции (филиалы концерна "Росэнергоатом") вышли на новый рекорд по выработке электроэнергии - 204,275 млрд кВт*ч.
Тем временем одной из целей госпрограммы развития атомного энергопромышленного комплекса является увеличение объема выработки электроэнергии АЭС в стране в 2020 году до не менее 207,2 млрд кВт*ч, в 2027 году - до не менее 228,5 млрд кВт*ч в год.
В прогнозе социально-экономического развития также отмечается, что в 2024 году основную нагрузку также продолжат нести тепловые электростанции (ТЭС), при этом на ТЭС предполагается увеличение выработки электроэнергии на 10,1% к 2018 году. Доля ТЭС в общем объеме выработки вырастет с 64,1% в 2018 году до 65,9% в 2024 году. На гидроэлектростанциях (ГЭС) выработка электроэнергии в 2024 году увеличится на 0,6%, но их доля в энергобалансе страны доля уменьшится до 16,3% против 17,4% в 2018 году.
Объем перевозок ж/д транспортом
Объем перевозок железнодорожным транспортом ожидается на уровне 1,294 млрд тонн, что на 0,2% превышает показатель 2018 года, говорится в материалах к проекту бюджета.
"В 2019 году ожидается объем перевозки грузов железнодорожным транспортом по путям общего пользования в размере 1,294 млрд тонн, что на 0,2% выше уровня 2018 года", - говорится в документе.
При этом в 2018 году железнодорожным транспортом по путям общего пользования перевезено 1,291 млрд тонн грузов, рост по сравнению с 2017 годом составил 2%.
"Динамика грузовых перевозок в 2020-2024 годах будет определяться динамикой объемов промышленного производства в основных грузообразующих отраслях при сохранении тенденции роста среднего расстояния перевозки 1 тонны груза. В 2024 году объем перевозок грузов железнодорожным транспортом в базовом сценарии прогнозируется на уровне 1,481 млрд тонн (или 114,7% к уровню 2018 года)", - отмечается в материалах.
Кроме того, отмечается, что российские авиакомпании в 2019 году могут увеличить перевозки пассажиров на 10,7% до 128,6 млн пассажиров по сравнению с 2018 годом. "Предполагается перевезти 128,6 млн человек (110,7% к уровню прошлого года)", - говорится в материалах.
"На динамику развития пассажирских авиаперевозок окажет положительное влияние развитие рынка региональных и местных перевозок, включая модернизацию аэропортовой инфраструктуры, создание крупных мультимодальных хабов на базе аэропортов, - отмечается в материалах. - Развитие маршрутной сети авиаперевозок и повышение ценовой привлекательности этого вида транспорта способно внести значительный вклад в рост транспортной подвижности населения".
По итогам 2018 года российскими авиакомпаниями было перевезено 116,2 млн пассажиров, что на 10,6% больше, чем в 2017 году.
Добыча угля
Добыча угля в России по итогам 2019 года может составить 445 млн тонн, что на 1,1% больше, чем годом ранее (440,1 млн тонн), следует из материалов к проекту бюджета.
Прогнозируемый объем добычи угля в 2024 году составляет 510 млн тонн (483 млн тонн к 2022 году) и превышает ориентиры Программы развития угольной промышленности России на период до 2030 года по максимальному варианту, отмечается в документе.
Как следует из материалов, в последние годы основным условием увеличения объемов добычи угля является рост его экспортных поставок, при этом поставки угля на внутренний рынок на протяжении длительного периода колеблются примерно на одном уровне ввиду конкуренции его с газом. "Экспортная направленность угольного бизнеса выступает ключевым фактором развития угольной отрасли России", - подчеркивается в документе.
При этом отмечается, что перспективы развития угольной промышленности связаны в первую очередь с созданием новых центров угледобычи, предполагающим освоение угольных месторождений в новых малоосвоенных регионах, имеющих перспективные в плане отработки запасы угля с благоприятными условиями залегания: к таким месторождениям относится Эльгинское месторождение Южно-Якутского бассейна в Якутии, Межэгейское и Элегестское месторождения Улугхемского угольного бассейна в Туве, месторождения Чикойской впадины и Апсатское месторождение в Забайкальском крае, Менчерепское месторождение в Кемеровской области и Усинское месторождение в республике Коми.
По итогам 2018 года экспорт российского угля составил 196,8 млн тонн, в том числе коксующегося - 23 млн тонн. Согласно прогнозам Минэнерго и Минэкономразвития РФ, в 2019 году добыча угля в России превысит 450 млн тонн.
Урожай зерна
Россия в 2019 году может увеличить валовый сбор зерна на 6% по сравнению с предыдущим годом, до 120 млн тонн, соответствующий прогноз социально-экономического развития РФ содержится в проекте бюджета.
"[Это] связано с увеличением площади сева и благоприятными агрометеорологическими условиями в весенний период. Экспорт зерна составит порядка 46 млн тонн, что на 16,4% ниже уровня 2018 года, в котором реализовывались переходящие запасы рекордного урожая 2017 года", - говорится в документе.
Минсельхоз РФ ранее прогнозировал урожай зерна в России на уровне 118 млн тонн, в том числе 78 млн тонн пшеницы.
Прогноз Минсельхоза по экспорту зерна из РФ в текущем сельхозгоду составляет 45 млн тонн, включая 36 млн тонн пшеницы. Экспорт зерна из России в 2018-2019 сельхозгоду составил 43,3 млн тонн, в том числе экспортировано 35,2 млн тонн пшеницы. В 2017-2018 сельхозгоду из России экспортировано 53,2 млн тонн зерна, в том числе 40,4 млн тонн пшеницы.
В перспективе до 2024 года производство зерна за счет роста урожайности и площади сева может увеличиться до 130 млн тонн, что на 14,8% выше уровня 2018 года, отмечается в материалах к проекту бюджета.
Рост сельхозпроизводства
Производство сельхозпродукции в РФ в 2019 году, по оценке Минэкономразвития, увеличится на 1,6% по сравнению с предыдущим годом, говорится в материалах к проекту бюджета.
Увеличение внутреннего производства сельскохозяйственной продукции, а также стабилизация платежеспособности населения будут способствовать дальнейшему росту производства пищевых продуктов, отмечается в документе. Так, производство пищевых продуктов в 2019 году может возрасти на 3,3% по сравнению с предыдущим годом. К 2024 году ожидается увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции на 12% относительно 2018 года, пищевой промышленности - на 22,5%, говорится в документе. При этом, согласно консервативному варианту прогноза, объем производства сельскохозяйственной продукции в 2024 году относительно 2018 года может вырасти на 9%, пищевой продукции - на 13,6%.
В целях достижения прогнозируемых объемов производства сельскохозяйственной и пищевой продукции необходимым условием является создание благоприятных условий для роста инвестиций, отмечают авторы прогноза.
Вылов рыбы
Россия может в 2024 году увеличить объем вылова водных биологических ресурсов на 5,3% по сравнению с 2018 годом. Такой прогноз может быть реализован в случае ежегодного небольшого роста этого показателя и отсутствии природных катаклизмов, говорится в документе. Производство рыбы переработанной и консервированной, ракообразных и моллюсков в 2024 году может увеличиться на 22,9%, отмечается в документе.
В 2019 году прогнозируется рост добычи водных биологических ресурсов на 0,6% по сравнению с предыдущим годом, производства рыбы переработанной и консервированной, ракообразных и моллюсков - на 5,7%.
Росрыболовство ранее сообщало, что ожидает снижения объемов вылова водных биоресурсов в 2019 году до 4,9 млн тонн против 5 млн тонн в прошлом году из-за уменьшения вылова лосося.
Объем рынка телекоммуникационных услуг
Объем рынка услуг в сфере телекоммуникаций в России в 2022 году по базовому сценарию развития экономики достигнет 1,9 трлн рублей, в 2024 году - 2,06 трлн рублей, говорится в материалах.
Так, по сравнению с 2018 годом в 2022 году рост составит 7,2%, в 2024 году - 11,8%. При этом по итогам 2019 года ожидается, что рост рынка услуг в сфере телекоммуникаций составит около 1,5%, то есть объем рынка за этот период может достичь 1,83 трлн рублей.
В структуре услуг в сфере телекоммуникаций в прогнозный период по сравнению с 2018 года предполагается сохранение тенденций увеличения доли документальной связи и радиосвязи при снижении долей фиксированной телефонной связи (местной, междугородной, внутризоновой и международной), подвижной связи и услуг по присоединению и пропуску трафика. При этом основными факторами, влияющими на рост объема услуг в сфере телекоммуникаций, называются макроэкономические параметры развития экономики, уровень доходов населения, состояние инфраструктуры связи.
Кроме того, согласно материалам, доля отрасли информационных технологий в структуре ВВП также будет расти. Если в 2018 году эта доля оценивается в 0,69%, то в 2019 году - в 0,75%, в 2020 году - 0,83%, в 2022 году - 1,3%, в 2024 году - 1,87%. При этом доля отрасли в среднесписочной численности работников организаций с 0,45% в 2018 году увеличится до 0,5% в 2019 году, 0,56% - в 2020 году, 0,73% - в 2022 году, 1,02% - в 2024 году.
Консервативный вариант
В рамках консервативного варианта объем услуг связи в сфере телекоммуникаций в 2024 году по сравнению с 2018 годом будет ниже базового варианта на 1,2 п.п., отмечается в документе. Основные тенденции развития видов телекоммуникаций сохранятся при более низких темпах роста.
В 2024 году доля отрасли информационных технологий в ВВП будет ниже базового варианта на 0,93 п.п., доля отрасли информационных технологий в общей численности занятых в экономике - на 0,47 п.п.
Почтовая связь
Согласно материалам к бюджету, в 2018 году объем услуг почтовой связи увеличился на 0,9% по сравнению с предыдущим годом. Почтовой связью была обеспечена доставка 1,4 млрд единиц письменной корреспонденции, что на 0,4% выше уровня предыдущего года.
В 2019 году ожидается рост объема услуг почтовой связи на 1% к уровню 2018 года. В условиях базового варианта развития экономики предполагается, что объем услуг почтовой связи по сравнению с 2018 года увеличится в 2022 году на 5,5%, а в 2024 году - на 9,2%.
Кроме того, к 2022 году предполагается снижение по сравнению с 2018 года объема исходящего обмена письменной корреспонденции на 14%, а в 2024 году - на 19%. Вместе с тем объем пересылаемых посылок по сравнению с 2018 года в 2022 году возрастет в 1,5 раза, в 2024 году - на 64%.
В новость были внесены изменения (21:37 мск) — добавлена информация по тексту.