27 января 2020, 12:30,
обновлено 3 февраля 2020, 14:00
Статья
Пандемия COVID-19
EPA-EFE/ JEROME FAVRE

По данным на утро понедельника, 3 февраля, число заразившихся коронавирусом 2019-nCoV только в Китае превысило 17,2 тыс. человек, а вызванная им пневмония уже унесла жизни 361 человека. Всего случаи инфицирования зафиксировали более чем в 20 странах, а на прошлой неделе вирус добрался и до России — его обнаружили у двух граждан Китая в Тюменской области и Забайкальском крае. На новостях о распространении заболевания нефть теряет в цене, фондовые рынки повсеместно снижаются, а защитные активы, наоборот, растут.

Как ведут себя рынки?

  • Котировки нефти марки Brent с 21 января опустились примерно на 14% — ниже психологической отметки $60 за баррель.
  • Китайский фондовый рынок 23 января, перед новогодними каникулами, закрылся падением. Открылся он после них еще большим обвалом: индекс Shanghai Composite снизился на 7,72 %, а индекс Shenzhen Component — на 8,45%.
  • Американский индекс Dow Jones (охватывает показатели 30 крупнейших компаний США) с 21 января потерял 3,74%, S&P 500 (в его корзину входят 500 самых дорогих американских компаний) за то же время снизился на 3,13%, а технологический NASDAQ — на 2,53%.
  • А вот золото с 23 января подорожало на 1,52%, хотя его рост и неравномерный — в понедельник, 3 февраля, его стоимость показала небольшое снижение. И все же поток сообщений о вирусе заставляет инвесторов искать "убежище" в классических защитных активах.
  • Опасения инвесторов и их бегство с развивающихся рынков сказываются и на российском рынке. Индекс Мосбиржи за две недели с 21 января снизился на 4,65%, индекс РТС — на 8%, доллар, наоборот, вырос против рубля на 3,84% — до 63,92 рубля на торгах.

Вирус все больше изолирует Китай

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) уже признала вспышку коронавируса чрезвычайной ситуацией международного значения, а страны начали активно бороться с его распространением. Китай еще 23 января полностью перекрыл город Ухань (провинция Хубэй), который является эпицентром заболевания. США объявили чрезвычайное положение и ограничили въезд иностранцам, побывавшим в Китае за последние две недели, а гражданам страны, посещавшим провинцию Хубэй, придется пройти двухнедельный карантин. Тех же американцев, кто посещал другие регионы КНР, по возвращении ждет медицинская проверка и наблюдение. Также въезд иностранцам, побывавшим в Хубэе, запретила Южная Корея, а Япония отказалась пускать зараженных.

Россия, в свою очередь, тоже закрывает границы: она с 1 февраля ограничила авиасообщение с Китаем, оставив только регулярные рейсы в Пекин, Шанхай, Гуанчжоу и Гонконг, с 3 февраля приостановила железнодорожное сообщение, временно прекратила безвизовые туристические поездки. При этом власти настоятельно советуют не посещать КНР без крайней необходимости.

Одновременно с этим многие страны эвакуируют своих граждан, находящихся в Китае. 

Чего боятся инвесторы?

Участников рынка пугает сильное давление, которое вспышка нового вируса оказывает на китайский экономический рост. Это в свою очередь сказывается на общемировом показателе и уже подрывает спрос на углеводороды, объяснил руководитель аналитического департамента финансовой компании AMarkets Артем Деев. Кроме того, пессимистичное настроение инвесторов накладывается еще и на избыточное предложение нефти. В результате спрос на нефть в Китае уже упал на 20%, или 3 млн баррелей в день. По данным агентства Bloomberg, это крупнейшее сокращение спроса на мировом рынке после кризиса 2008–2009 годов и самое внезапное после спада, вызванного терактом 11 сентября 2001 года в США.

Инвестиционный банк Goldman Sachs прогнозирует, что глобальный спрос может упасть на 260 тыс. баррелей в день, если ситуация с нынешним коронавирусом достигнет масштабов эпидемии тяжелого острого респираторного синдрома (ТОРС, в СМИ чаще упоминается как "атипичная пневмония") в 2002 году. А рейтинговое агентство S&P подсчитало, что если китайское потребление — ключевой фактор роста экономики страны — снизится хотя бы на 10%, то общий рост ВВП просядет на 1,2%.

Из-за высоких темпов распространения нового вируса оказались нарушены цепочки поставок и ограничены перемещения людей, что негативно влияет на деловую активность, отметил эксперт по фондовому рынку компании "БКС Брокер" Игорь Галактионов.

Каким может быть эффект?

В The Wall Street Journal проанализировали предыдущие крупные вспышки болезней. Вывод: эпидемия действительно может привести к экономическому спаду в течение по крайней мере полугода. Так было с тяжелым острым респираторным синдромом в 2002–2003 годах. Но после рынки довольно быстро восстанавливаются. Да и не каждая вспышка оказывает серьезное влияние на мировую экономику: например, свиной и птичий грипп, лихорадки Эбола и Зика не имели такого эффекта, как ТОРС.

Впрочем, никто уже не сомневается, что последствия появления коронавируса 2019-nCoV для китайской и, как следствие, мировой экономики будут значительными, уверены в Bloomberg. Например, китайские компании уже столкнулись с вынужденной необходимостью переводить сотрудников на "работу из дома", рассказали в агентстве. И далеко не все из них оказались способны пережить это безболезненно. Эксперты сходятся во мнении, что под ударом в первую очередь оказываются отрасли, связанные с путешествиями, завязанные на физическом присутствии клиентов: например, пространства для коворкинга, общепит или фитнес-залы, а также организации, закупающие на китайских заводах комплектующие для своей продукции.

Хотя продолжительность и масштабы распространения заболевания пока трудно предсказать однозначно, специалисты Государственного комитета по делам здравоохранения КНР прогнозируют, что пик распространения коронавируса настанет через 10–14 дней (от 3 февраля), пока оно все еще находится в стадии роста. 

В рейтинговом агентстве Moody's, в свою очередь, считают, что новый вирус может иметь для мировой экономики последствия даже более тяжелые, чем кризис и рецессия 2008–2009 годов. Во-первых, никто не предсказывал вспышку заболевания, поэтому она стала шоком для всех рынков. А во-вторых, власти могут быть ограничены в возможностях устранить или компенсировать экономические потери.

Впрочем, эксперты Bloomberg полагают, что страх и паника — вот что на самом деле подрывает экономику даже сильнее, чем гибель людей из-за болезни. И если ТОРС, по их данным, стоил мировой экономике $40 млрд, то "цена" нового коронавируса может оказаться в 3–4 раза выше.

Арина Раксина