ВАШИНГТОН, 19 ноября. /Корр. ИТАР-ТАСС Иван Лебедев/. Российско-американское совместное предприятие "РД-Амрос", занимающееся адаптацией ракетных двигателей РД-180 для использования в США на носителях "Атлас-5", обеспечено твердыми заказами на ближайшие пять лет. "У нас есть контракт с United Launch Alliance на поставку двигателей до конца 2018 года в количестве от четырех до шести единиц в год", - сообщил в опубликованном в понедельник интервью специализированному изданию Space news президент "РД-Амрос" Билл Парсонс.
По его словам, благодаря такой среднесрочной договоренности удалось стабилизировать цену на российские двигатели, которую с учетом рыночной конъюнктуры можно считать вполне разумной. "По сравнению с ценой американских двигателей она выглядит очень хорошо", - сказал Парсонс. Он не назвал точную стоимость РД-180, которые производит российское НПО "Энергомаш", однако эксперты считают, что она составляет сейчас 11-15 млн долларов. Во всяком случае, соглашение от 1997 года, предусматривавшее поставки в США 101 российского маршевого двигателя, оценивалось примерно в миллиард долларов.
Сейчас эта договоренность, являющаяся основным источником финансирования "Энергомаша", выполнена примерно на 70%. В следующем году глава "РД-Амрос" планирует начать переговоры о новом контракте с компанией "Юнайтед лонч эллайэнс", созданной авиакосмическими гигантами США - корпорациями "Боинг" /Boeing/ и "Локхид- Мартин" /Lockheed Martin/, - для запусков носителей "Дельта" и "Атлас" с космодрома на мысе Канаверал /штат Флорида/.
Российско-американское СП имеет с ними эксклюзивное соглашение по РД-180, ставшее недавно предметом коммерческого спора внутри самих Соединенных Штатов. Конкурент "Боинга" и "Локхид-Мартина" - компания Orbital Sciences Corporation - хотела бы установить такой же двигатель на своей ракете "Антарес" и подала иск в Федеральную комиссию по торговле /ФКТ/, обвинив большой тандем в нарушении антимонопольного законодательства. Решения по этому вопросу пока не принято. "Мы ждем информацию из ФКТ", - сказал Парсонс.
Что касается позиции "РД-Амрос", то, по словам Парсонса, он был бы рад заполучить новых заказчиков, но только при условии сохранения прежних отношений с "Юнайтед лонч эллайэнс", которая в любом случае останется его главным партнером. "Локхид-Мартин", разрабатывающая ракеты серии "Атлас", в свое время вложила немало средств в этот проект и оказала ему важную поддержку. "У "Энергомаша" это не единственный контракт, а у "РД-Амрос" - единственный", - отметил руководитель российско-американского СП.
Отвечая на вопрос о возможности производства РД-180 на американской территории, он напомнил, что разговоры об этом начались еще в середине 1990-х годов, когда "Энергомаш" и "Пратт-энд-Уитни" /Pratt and Whitney/ сформировали совместное предприятие. Идея, однако, осталась нереализованной. "Как и на любой другой проект, на это нужны деньги. И немалые", - пояснил Парсонс. К тому же, сказал он, если РД-180 будет по лицензии сооружаться в США, то его цена "значительно повысится".
Руководитель СП подчеркнул, что американские заказчики довольны сотрудничеством с российскими партнерами. "Они выполняют свои контрактные обязательства, они вовремя осуществляют поставки, и цена за эту продукцию вполне нормальная", - отметил президент "РД-Амрос".