МОСКВА, 5 марта. /ТАСС/. Ситуация с новым коронавирусом привела к снижению спроса на туры среди россиян по всем направлениям, включая внутрироссийские. Об этом сообщила журналистам исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе.
"Страдают все направления, включая Россию. Снижение спроса касается всех направлений, включая внутренние", - сказала Ломидзе. По ее словам, туристы "в принципе боятся куда-то ехать, даже по России".
"Общий объем бронирований на всех направлениях в совокупности, включая российские массовые в организованном сегменте - Крым, Краснодарский край - упал точно на 20-25%", - сказала она, отметив, что акции раннего бронирования могут быть продлены до середины апреля. "Мы не можем говорить, что сезон провалится, у нас только начало марта, но динамика скорее к понижению, чем к росту. К середине - концу марта при сохранении нынешнего истеричного информационного поля по поводу коронавируса, какой будет объем продаж на лето сказать сложно", - добавила Ломидзе.
По ее словам, АТОР наблюдает снижение спроса на все направления, включая внутренние, поскольку туристы "в принципе боятся куда-то ехать, даже по России". "Когда мы говорим о перспективах сезона, мы говорим не о перспективах выездного туризма, мы говорим о перспективах всего туризма. Пока они туманны", - отметила представитель АТОР. Она добавила, что потребители поделились на три категории: те, кто аннулирует забронированные поездки, причем не только на закрытых направлениях, но и на всякий случай; вторая категория - собирается ехать, невзирая на карантинные меры, в которые можно попасть в ходе поездки; третья категория выжидает.
Популярные направления у туристов
Даже с учетом снижения спроса в десятку самых популярных у туристов направлений входят: в организованном сегменте - Турция, Краснодарский край (Сочи), Греция, Испания, Кипр. "Таиланд и Вьетнам в связи с тем, что сильно подешевели, также вошли в десятку запрашиваемых направлений на лето. И Болгария с Хорватией", - отметила Ломидзе.
При этом напряженность вокруг Сирии, по ее словам, могла отразиться на снижении спроса на Турцию. "В общем объеме продаж Турция все равно направление номер один на данный момент, даже с учетом снижения динамики процентов на 30-40. С Турцией мы явно видим, что люди выжидают - задают вопросы, как будут развиваться события. Я думаю, что ясность наступит в течение сегодняшнего - завтрашнего дня и хоть на одном направлении мы увидим растущую динамику", - отметила она.
Оценка состояния туристического рынка
АТОР оценивает ситуацию на туристическом рынке, по словам Ломидзе, как "беспрецедентную, требующую беспрецедентных мер поддержки, возможно, прямых вливаний". "Я не помню за 25 лет аналогов, с которыми можно провести параллель. Это затрагивает все виды туриндустрии, все категории потребителей - от детского туризма до делового. Все сферы индустрии - гостиничный бизнес, транспортный, туристический. В более или менее стабильной ситуации находятся только онлайн-агрегаторы и системы бронирования, так как их не коснулись рекомендации Ростуризма и Роспотребнадзора", - сказала она.
По данным АТОР, убыток всей туриндустрии будет исчисляться миллиардами долларов.
"Мы посчитали все платежи, которые были произведены туроператорами партнерам - перевозчикам, отелям, принимающим компаниям. Те суммы, которые затребовали туристы, аннулировавшие туры в течение всего февраля, и фактические возвраты. Плюс к этому добавилась Италия. У нас получилось 27 млрд руб. по всему рынку, это все платежи и потенциальные платежи, которые затребованы", - сообщила глава АТОР.
"В силу того, что партнеры не стремятся возвращать деньги и не готовы переносить сроки хотя бы на май, эти деньги сгорают", - заключила представитель АТОР.
Возможные банкротства
Ситуация с новым коронавирусом пока не грозит уходом с рынка крупнейших туроператоров, но может повлиять на малые и средние компании, добавила Ломидзе.
"Я бы не стала пока говорить про уход ключевых игроков, потому что пережили много вызовов, запас прочности есть. Запас прочности существенно больше, чем у малых и средних игроков, особенно тех, которые работают только на один рынок, например, китайский... Не могу говорить, сколько компаний закроется, но страдают абсолютно все", - сказала Ломидзе.
При этом она не исключила, что в регионах кризис в туриндустрии может коснуться трети малого и среднего туристического бизнеса. "Если продажи на летний сезон будут по-прежнему снижаться, а компании не диверсифицируют свою деятельность, что очень сложно сделать весной, то в регионах к концу летнего сезона мы не досчитаемся 30% маленьких и средних компаний, которые работают и как туроператоры, и как турагенты", - считает Ломидзе.