27 марта 2020, 07:23,
обновлено 27 марта 2020, 09:18

Минэнерго оценило влияние коронавируса на снижение цен на нефть

Егор Алеев/ ТАСС

В ведомстве также назвали $45-55 справедливой ценой нефти

МОСКВА, 27 марта. /ТАСС/. Справедливой ценой нефти для рынка сейчас является $45-55 за баррель, такая цена оптимальна для роста спроса, но не позволяет расти сланцевым проектам. Такое мнение замминистра энергетики Павел Сорокин высказал на круглом столе по рынку нефти клуба "Валдай".

"На наш взгляд, справедливая цена, которая позволяет рынку функционировать, сейчас находится в диапазоне $45-55 за баррель. Она не дает прирастать дорогим проектам, но при этом позволяет спросу стабильно расти", - сказал Сорокин. По его мнению, без учета влияния коронавируса, вклад которого в падение цены оценивается в $25 за баррель, стоимость нефти варьировалась бы в этом диапазоне сейчас, при этом усиление объемов сокращения добычи нефти в рамках сделки ОПЕК+ смогло бы снизить этот эффект лишь на $5-7.

"Наш анализ еще в феврале показывал, что кардинально повлиять на ситуацию в условиях распространения коронавируса невозможно. То сокращение добычи, которое обсуждалось, сначала на 600 тыс., потом на 1,5 млн баррелей, это капля в море по сравнению с тем ударом, который вирус нанес по мировой экономике. Как мы видим, снижение спроса достигает 10-15 млн баррелей в сутки, это несопоставимо. И предпринимать действия, которые не принесут эффекта, это нерационально", - считает Сорокин.

Минэнерго учитывало вероятность скорого завершения соглашения ОПЕК+, но не ожидало падения цен на нефть ниже $30 за баррель, заявил замминистра энергетики.

"Мы делали подробный анализ развития событий перед переговорами [в Вене в начале марта]. В том числе того, который материализовался. Мы прогнозировали, что в случае развала и решения стран ОПЕК о наращивании добычи, цена может упасть до $30", - сказал Сорокин, пояснив, что дополнительное снижение цен произошло под влиянием эпидемии коронавируса.

"Мы рассчитывали на постепенное восстановление, потому что $30 - это, конечно, шоковый сценарий", - заключил он.

Влияние на цены на нефть

Министерство энергетики России считает, что цены на нефть снизились не из-за прекращения сделки ОПЕК+, а в основном из-за уменьшения в мире потребления топлива, которое было вызвано ограничением на транспортировку людей из-за коронавируса нового типа. Как сообщил Сорокин, 60% спроса на нефть приходится на автомобильное, судовое и авиатопливо.

"Если вы посмотрите на структуру потребления нефти в мире, то где-то 60%, чуть побольше, приходится на мобильность: на личном транспорте, (а также) это корабли, самолеты, которые потребляют 7-9 млн баррелей в сутки, и уходит на авиакеросин. То есть 9-10% мирового потребления - это именно авиасообщение. Введение мер карантина бьют по всем ключевым аспектам потребления, то есть в первую очередь останавливается авиасообщение, дальше очень сильно уменьшается передвижение граждан. Самоизоляция и карантин приводят к снижению передвижения, а это примерно еще половина спроса на мобильность", - сказал он.

Сорокин добавил, что в странах даже с тяжелой ситуацией с коронавирусом спрос на топливо не прекращается полностью, но существенно ограничивается.

"Рынок живет ожиданиями, поэтому цена начала уже реагировать в начале года. Рынок начал проецировать распространение вируса, снижение потребления, понимая, что добыча остается на достаточно высоком уровне. Этого не достаточно, чтобы повлиять на предложение, поэтому цена начала падать", - отметил замминистра.

Рост нефтедобычи

Российские нефтяные компании имеют возможность нарастить добычу в апреле после завершения сделки ОПЕК+, но будут учитывать экономический смысл, заявил замминистра энергетики.

"Поскольку соглашение истекает 1 апреля, то компании имеют возможность нарастить добычу, - сказал Сорокин. - Но чем будут руководствоваться компании, принимая это решение, - это в первую очередь экономическая целесообразность. Поэтому это будет зависеть от того, насколько рентабельна эта дополнительная добыча и сколько она приносит".

Сделка ОПЕК

В Минэнерго отметили, что сокращение добычи на 1,5 млн б/с в рамках ОПЕК+ было бы не оптимально в условиях падающего спроса.

Министерство энергетики не прерывало контакты с партнерами из ОПЕК, консультации продолжаются в рамках хартии. Постоянные рабочие контакты идут также на уровне министерств и министров с коллегами из стран, входящих в организацию.

"Что касается контактов, то хартия сохраняется. Это было сказано в том числе и 6 марта всеми сторонами, поэтому в рамках хартии на техническом уровне идет постоянное общение между специалистами, оно никогда не прекращалось. Постоянные рабочие контакты на уровне министерств и министров между различными странами тоже происходят. Ситуацию постоянно мониторим", - сказал Сорокин.

Стабилизация рынка

ОПЕК+ не может в одиночку участвовать в ребалансировке рынка, в ней должны участвовать как можно больше стран, заявил замминистра энергетики.

"Мы считаем, что только ОПЕК+ не может участвовать в ребалансировке рынка. Если это проблема мирового рынка, в ней должно участвовать как можно больше стран при балансировке. Рынок сам в конечном итоге наведет порядок, но вопрос, кто сколько потеряет за этот период", - сказал Сорокин, отвечая на вопрос о возможности договориться о сокращении добычи совместно с США.

Рынок нефти может стабилизироваться минимум через год, если низкие цены на нефть приведут к замедлению добычи на дорогостоящих проектах в США, Канаде, Бразилии и ряде стран ОПЕК. Такое мнение высказал замминистра энергетики.

"Рынок достаточно быстро, ну это не недели и не месяцы, это все равно от года и более, но может сбалансироваться. И как только мы начнем видеть первые сигналы ребалансировки, то начнет восстанавливаться и цена", - сказал Сорокин.

Замминистра отметил, что сроки восстановления рынка будут сильно зависеть от длительности карантинных мер, принимаемых во всем мире из-за коронавируса.

Соглашение ОПЕК+ истекает 31 марта 2020 года. Сделку об ограничении добычи не удалось продлить после первого квартала, так как Россия и Саудовская Аравия, крупнейшие участники соглашения, не смогли найти консенсус. 

Позднее Саудовская Аравия сделала ряд заявлений о своей новой политике в добыче нефти. В частности, королевство намерено с апреля довести добычу нефти до максимальных уровней. Наблюдатели назвали эту ситуацию ценовой войной.

Ранее в марте агентство Bloomberg со ссылкой на министра энергетики Соединенных Штатов Дэна Бруйетта сообщало, что идея формирования альянса с Саудовской Аравией с целью стабилизации цен на нефть обсуждается среди прочих в министерстве энергетики США.

Кроме того, прошли переговоры Генсека ОПЕК Мухаммеда Баркиндо с железнодорожной комиссией штата Техас (регулирует нефтяную отрасль штата), стороны договорились продолжить консультации.

Запас прочности российских компаний

Министерство энергетики РФ уверено, что запас прочности российских нефтяных компаний позволит им преодолеть возможный негативных эффект от любых новых санкций, в том числе и со стороны США, если такие меры будут введены.

"Стабильность компаний, конкурентоспособность ресурсной базы, трубопроводная и портовая инфраструктура, которая была построена, плюс правота нашей позиции в данной ситуации позволяет нам быть уверенными, что любую такую ситуацию, которая может возникнуть, мы можем пройти", - сказал Сорокин, отвечая на вопрос о возможности введения новых санкций со стороны США на нефтяные компании России.

При этом Сорокин подчеркнул, что любые новые экономические санкции со стороны одного государства являются нелегальным инструментом, который направлен на поддержание компаний стран, которые вводят такие ограничения. По сути это инструмент экономической войны, подчеркнул он.

"Санкции, они как являлись нелегальным инструментом, не имеющим ничего общего с рыночной экономикой, призванным создать преференции для своих компаний, так и остаются. Это факт, потому что то, во что был превращен санкционный инструмент за последние пять-шесть лет, полностью его дискредитировал. Если это не санкции, принимаемые для безопасности всеми странами, то они не могут являться легитимным инструментом, они являются инструментом экономической войны", - добавил Сорокин.

Замминистра также заметил, что для Минэнерго было сюрпризом услышать в адрес России обвинения в участии в дестабилизации рынка, которые появлялись в ряде зарубежных СМИ. "Для нас был сюрпризом намек, что мы как-то участвовали в дестабилизации рынка, потому что наша позиция публична, она озвучена - мы выступаем за стабильное прохождение текущего тяжелого периода", - отметил он.

"У нас очень хорошие взаимоотношения с нашими партнерами по рынку, мы являемся надежным поставщиком энергетических ресурсов как на газовом рынке, так и на нефтяном. Все мировые кризисы показали, что, несмотря на волатильность, мы продолжали выполнять наши обязательства, как бы наши конкуренты, недоброжелатели не пытались представить это в другом ключе", - отметил он.