МОСКВА, 21 апреля. /ТАСС/. Если текущий кризис, вызванный распространением коронавируса, продлится больше года, то российскому бизнесу придется существенно поменять свои бизнес-модели и научиться "жить под водой". Такое мнение высказал глава Сбербанка Герман Греф в видеоинтервью на Сбербанк TV.
"Если кризис быстро закончится, то особо ничего не поменяется. Да, мы ускорим движение к онлайну, к цифровым технологиям. Вчера были большие сомнения, стоит или не стоит это делать. Сегодня жизнь заставила это сделать и никого не спросила, - сказал Греф. - Но если этот кризис на год - на два, тогда мы увидим очень сильные изменения. Они будут связаны не с тем, что мы вдруг начали работать в онлайне, они связаны с более глубокими процессами. Поменяются бизнес-модели".
Российскому бизнесу придется научиться "жить под водой", добавил глава Сбербанка.
"Для бизнеса эти перемены значат, что сейчас нужно учиться жить в новых условиях, "жить под водой", - резюмировал он.
По мнению Грефа, нынешний кризис - это уникальный шанс для изменений во всех сферах.
"У нас есть уникальный шанс очень сильно измениться в этот кризис. Мы уникальная нация с точки зрения приспособленности к кризисам, ни одна нация не пережила столько бед, сколько довелось пережить нам. За последние 30 лет сколько кризисов и революций мы пережили, - отметил банкир. - Именно подготовленность нас как людей, которые прошли через встряски ранее, дает нам шанс выйти из кризиса с наименьшими потерями и изменить модели поведения простых людей и модели предоставления услуг компаниями и государством".
Новые модели работы с клиентами
Греф также считает, что компании должны находить новые модели взаимодействия с клиентами в условиях распространения коронавируса.
"Нужно находить новые модели взаимодействия со своими зрителями, клиентами <...> Рестораны, наверное, самая сложная история. Можно представить, что люди, если разрешат власти и Роспотребнадзор, придут в театр в масках и можно слушать музыку. В ресторан в маске прийти нельзя. Как может быть изменена бизнес-модель ресторана? Сегодня развита инфраструктура доставки еды на дом", - сказал он.
По мнению главы банка, нужно трансформировать ресторанный бизнес в так называемые теневые кухни, когда не работают залы для посадки людей, но с двойной нагрузкой работает кухня, которая готовит блюда, зная предпочтения клиентов, поддерживая с ними обратную связь.
Греф также предположил, что официанты могли бы переквалифицироваться в помощников на кухне или доставщиков еды.
Глава Сбербанка считает, что данные меры не повысят стоимость блюд, а, напротив, сделают дешевле, так как снизят расходы на ресторанную инфраструктуру, обслуживание.
Также, по его словам, и доставка еды со склада может быть дешевле, чем покупка в зале магазина.
"Сейчас речь идет о жесточайшем кризисе, с которым мы столкнулись. Мы говорим о необходимости сохранения рабочих мест, поддержания объема производства, сохранения здоровья людей и, конечно, поддержания наиболее уязвимых или наиболее бедных слоев населения. Эти задачи сегодня на повестке дня. Как только мы справимся с этой бедой, можно будет ставить следующую задачу: как сократить масштабы бедности. Сегодня мы ведем речь о том, как не допустить взрыва безработицы, неплатежеспособности и так далее. Поэтому нельзя в один и тот же период времени пытаться решать все задачи одновременно", - добавил Греф.
Изменение моделей потребления
По мнению банкира, если кризис будет длиться достаточно долго, год или два, тогда появятся серьезные изменения. "Эти изменения будут связаны не с тем, что мы вдруг из дома начали работать онлайн. Они будут значительно более глубокими, поменяются бизнес-модели, модели оказания услуг. Когда вы сможете получать по новой модели одну и ту же услугу значительно дешевле и быстро, то вполне возможно, что потребительские модели поведения людей тоже изменятся", - сказал он.
Изменение моделей поведения людей приведет к экономии времени, денег и сил для достижения других жизненных планов, считает Греф.
"Если ты понимаешь, что твой ресторан скорее всего не откроется, то тогда нужно переходить в онлайн, перестроить работу. Кухня может работать в таких условиях. Зал [не может]. Это означает, что нужно перейти, скажем, на концепцию теневых кухонь", - добавил он.