Все новости

Госдума приняла закон об индивидуализации тарифов ОСАГО

Страховщики смогут сами применять базовые ставки страховых тарифов с учетом личностных характеристик страхователя

МОСКВА, 13 мая. /ТАСС/. Госдума приняла в третьем, окончательном чтении закон об индивидуализации тарифов ОСАГО в зависимости от некоторых критериев. Документ инициировала группа депутатов во главе с председателем думского комитета по финансовому рынку Анатолием Аксаковым.

Как отмечается в пояснительной записке, действующая система тарификации ОСАГО не позволяет страховщикам предоставлять скидки с учетом личностных характеристик страхователей, соблюдения ПДД и прочих значимых факторов, а также не предусматривает прекращение практики субсидирования одних категорий страхователей другими. 

Закон предусматривает переход к ценообразованию в сфере ОСАГО, которое базируется на конкуренции и рыночных принципах, отмечается в документе. Страховщики получат право определять самостоятельно подход к применению базовых ставок тарифов в пределах их минимальных и максимальных значений, регулируемых ЦБ. Они также смогут учитывать личностные характеристики страхователя и лиц, допущенных к управлению транспортным средством. Речь, в частности, идет о наличии у таких лиц неоднократных административных наказаний за грубые нарушения ПДД. При этом законопроект сохраняет ограничение на максимальный размер страховой премии по договору ОСАГО. Как ранее отметил Аксаков, тарифный коридор расширяться не будет, как предполагалось в правительственном варианте аналогичного проекта закона.

В закон включены нормы о необходимости размещения калькуляторов на сайтах страховщиков для возможности расчета страховой премии, также прописана обязанность потерпевшего автовладельца сообщать страховщика о дате, времени  и месте проведения независимой технической экспертизы. Авторы документа считают, что реализация и принятие проекта закона позволит улучшить качество предоставляемых по ОСАГО услуг, повысить культуру страхования через регулирование ОСАГО, в большей степени позволяющего страховщикам и страхователям определять условия страхования с учетом индивидуальных особенностей и своих законных интересов.

Предусматривается приостановление до 31 декабря 2020 года действие нормы базового закона о том, что срок действия установленных ЦБ предельных размеров базовых ставок тарифов (их выраженных в рублях минимальных и максимальных значений) и коэффициентов страховых тарифов не может быть менее года. Предельные размеры базовых ставок и коэффициенты страховых тарифов, которые ЦБ установил в период приостановления действия этих норм, не учитываются при исчислении срока действия страховых тарифов, определенного проектом закона. Положения закона применяются к отношениям между страхователями, потерпевшими и страховщиками, которые возникли из договоров ОСАГО, заключенных после вступления в силу документа.

Поправки ко II чтению

Согласно поправкам, одобренным ко II чтению, в период с 1 марта по 30 сентября 2020 года включительно договор ОСАГО можно заключить без представления диагностической карты, которая содержит информацию о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности или свидетельства о прохождении техосмотра в отношении самоходных дорожно-строительных и иных машин, а также тракторов. При этом страхователь обязан представить страховщику диагностическую карту либо свидетельство о прохождении техосмотра не позднее одного месяца со дня отмены ограничительных мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия в связи с распространением коронавируса, но не позднее 31 октября текущего года.

Если этого не будет сделано, к страховщику, который осуществил страховое возмещение по такому договору, переходит право требования потерпевшего к причинившему вред лицу  в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения. Правительство при этом получает право продлить указанные в нормах сроки, но не более чем на 90 дней.

Как ранее отметил зампред ЦБ Владимир Чистюхин, закон продолжает курс на индивидуализацию страхового тарифа. Она заключается в том, что в рамках границ тарифа, которые устанавливаются Центробанком, страховые компании смогут устанавливать тариф в более индивидуальном порядке, а не в зависимости от территориального признака, как это определяется в настоящее время. По его словам, это даст большую гибкость в тарифе, что позволит более точно устанавливать автовладельцам цену страхового полиса в зависимости от их рисков. Среди решений, принципиально принятых ко II чтению, Чистюхин назвал изменение избыточной нормы о трехкратной границе тарифа - эта норма была сведена "к однократному максимальному размеру в рамках тарифного коридора и всех необходимых коэффициентов".