МОСКВА, 8 сентября. /ТАСС/. /ТАСС/. Туры в города Кавказских Минеральных Вод и Приэльбрусье пользовались наибольшим спросом по программе туристического кешбэка в регионах Северного Кавказа. Представители отрасли рассказали ТАСС, что эта программа позволит регионам округа восстановить турпоток, резко сократившийся из-за пандемии нового коронавируса, а также выразили надежду на ее продолжение и расширение.
Специальная программа по поддержке внутреннего туризма, в рамках которой туристы смогут получить возврат части стоимости туров по РФ или проживания, началась 21 августа и продлилась неделю. В ней участвовали все регионы России, однако по наиболее загруженным направлениям (Краснодарский и Ставропольский края, Крым, Севастополь, Республика Алтай, Алтайский край, Калининградская область) поездки с кешбэком будут доступны с 1 октября и до конца года.
Ставрополье - в тройке лидеров
Ставропольский край, который славится санаториями и бальнеогрязелечебницами в городах Кавминвод (Кисловодск, Пятигорск, Ессентуки и Железноводск), по данным региональных властей, вошел в тройку регионов-лидеров по числу бронирований мест в гостиницах и санаториях в рамках программы. При этом средняя продолжительность туров составила 11 дней. "В рейтинге бронирований средний чек по краю занял первую строчку в стране, составив 81,5 тыс. рублей. Общая стоимость бронирований по состоянию на 28 августа превысила 18,5 млн рублей", - сообщили в управлении по информационной политике края.
В программе приняли участие более 50 организаций. При этом, например, в городе-курорте Железноводске для удобства отдыхающих в туристическое приложение для мобильных устройств "Умный город" были загружены актуальные условия, которые помогли туристам воспользоваться программой компенсации затрат на путешествия. "Для удобства пользователей мы добавили всю информацию о госпрограмме в нашу цифровую платформу, где в один клик можно было зарегистрироваться и выбрать время и место отдыха", - цитирует главу города Евгения Моисеева управление по информационной политике аппарата правительства края.
В крае рассчитывают, что с сентября и до конца декабря загрузка санаториев превысит показатели соответствующего периода 2019 года за счет туристов, которые отдали предпочтение российским курортам и отказались от зарубежных поездок. Курорты Кавминвод полностью готовы к приему отдыхающих, в том числе приняты все необходимые меры для обеспечения безопасности и защиты здоровья гостей и жителей региона в соответствии с рекомендациями Роспотребнадзора.
Популярные горы
Также востребованными у туристов оказались туры в Приэльбрусье, в курортной зоне на склонах высшей точки Европы Эльбруса (высота над уровнем моря 5 642 м). Ежегодно это направление привлекает сотни тысяч альпинистов и горнолыжников. "Средняя цена за тур - около 35 тысяч, надеемся, что предстоящий анализ реализации турпродуктов покажет, как их сделать более востребованными", - рассказали ТАСС в пресс-службе Министерства курортов и туризма Кабардино-Балкарии.
По данным министерства, востребованными оказались и другие туристические направления республики. "Активность прослеживалась с самого старта продаж. Турпродукты по Кабардино-Балкарии продавали 25 туристических организаций и четыре предприятия индустрии гостеприимства", - сказали в министерстве.
Замдиректора туроператора "Сантрек тур", зарегистрированного в Кабардино-Балкарии и осуществляющего продажи республиканских и межрегиональных туров, Юлия Наумова рассказала ТАСС, что компания представила по программе около десятка туров в шесть регионов. "Самым востребованным направлением стали Кавминводы, больше всего туда туристов приобрели туров. Затем программа в Кабардино-Балкарии, в Карачаево-Черкесии. Еще были покупки комбинированных туров - Северная Осетия, Ингушетия и Чечня", - рассказала она.
В Карачаево-Черкесии, известной зимними горнолыжными курортами Архыз и Домбай, участниками программы стали 14 туроператоров, сообщили ТАСС в министерстве туризма, курортов и молодежной политики республики. "Сейчас специалисты анализируют активность участия туристов в этой программе, глубину бронирования. Предварительно предполагаем, что интерес у отдыхающих будет именно к зимним месяцам, поскольку в республике популярен отдых на горнолыжных курортах. В целом, считаем, программа кешбэка стала дополнительным стимулом для туристов после пандемии, это позволит быстрее восстановить туристический поток, станет поддержкой для всей отрасли региона в целом", - сообщили министерстве.
В Чечне наибольшей популярностью у туристов традиционно пользуются высокогорное озеро Кезеной-Ам, Аргунское ущелье, мечеть "Сердце Чечни" и музыкальный фонтан на "Грозненском море". В республике в программе кешбэка приняли участие четыре средства размещения. За неделю по программе в республике было реализовано услуг на более чем 111 тыс. рублей, рассказали ТАСС в Министерстве Чеченской Республики по туризму. Там подчеркнули, что число участников программы было ограничено в связи с тем, что в регионе пока не принимают туристов из других регионов. "Министерством была доведена информация до всех 48 коллективных средств размещения и трех туроператоров, функционирующих на территории региона, о необходимости подготовки технической части для участия в программе. Ограниченность числа участников вызвана в первую очередь тем, что с начала распространения коронавирусной инфекции по настоящее время по решению оперативного штаба регион закрыт для туристов из других регионов и стран", - сообщили в региональном министерстве.
Ингушетия, Северная Осетия, а также Дагестан, известные своими культурными и природными достопримечательностями, в программе не участвовали, в том числе с связи с ограничениями из-за пандемии. Несмотря на то, что участники отрасли из этих республик сами не зарегистрировались в программе, туроператоры из соседних регионов продавали туда свои туры.
Перспективы развития программы
Представители профильных министерств и участники рынка в СКФО отметили интерес и туристов, и самих туристических компаний к программе кешбэка, которая позволила поддержать отрасль в непростых условиях. Они также рассчитывают на ее продолжение и расширение ее возможностей.
"Нам понравился формат проекта, он уникальный, такого для отрасли никто не организовывал, это технический прорыв, можно сказать. Теперь проект можно повторять, улучшать его, менять условия, делать маркетинг и направлять на какие-то отдельные категории граждан, например, кешбэк для пенсионеров или студентов", - поделилась Наумова.
Она отметила, что участники отрасли надеются на доработку сайта программы - он оказался "не очень удобным для потребителей". А средствам размещения, по ее словам, необходимо пересмотреть систему квалификации. "Нам было очень сложно, потому что далеко не все проходят квалификацию. Важно, чтобы отели "подтянулись" и скорее получили статус квалифицированного места размещения, и тогда они тоже смогут участвовать в таких мероприятиях. Для рынка это важно", - добавила она.
В Министерстве Чеченской Республики по туризму отметили, что рассчитывают на более длительные сроки продажи туров по программе - более, чем неделю. "Важно отметить, что в настоящее время ведется работа с Ростуризмом для повторного запуска данной программы, что даст возможность представителям туристической отрасли заблаговременно подготовить всю необходимую техническую часть", - рассказали в министерстве.