9 сентября 2020, 12:54,
обновлено 9 сентября 2020, 18:55

Минпромторг предложил ввести маркировку пива

Валерий Шарифулин/ ТАСС

Глава министерства Денис Мантуров отметил, что затем маркировку нужно распространить на другие виды алкоголя

МОСКВА, 9 сентября. /ТАСС/. Минпромторг предлагает начать маркировку пива, а затем распространить ее на другие виды алкоголя, заявил глава министерства Денис Мантуров на совещании президента РФ Владимира Путина с членами правительства.

"Из пока не затронутых экспериментом позиций считаем важным зайти с маркировкой в сегмент алкоголя, чтобы защитить наших потребителей: это важно, поскольку данная сфера особенно подвержена контрафакту и фальсификату. Мы предлагаем начать с пива и дальше масштабировать проект на другие алкогольные напитки", - сказал он.

"Просим также поддержать эту инициативу", - добавил Мантуров.

Министр напомнил, что сейчас в РФ в обязательном порядке маркируются меховые изделия, табачная продукция, обувь и лекарства. До конца 2020 года станет обязательной маркировка фототоваров, шин и парфюмерии, а с января 2021 года - легпрома и молочной продукции.

Мантуров отметил, что введение маркировки повлекло за собой выход из тени отдельных компаний, соответственно, увеличив поступления в бюджет. "Очевиден и эффект для потребителей: это и надежность, и гарантии подлинности, и полнота информирования", - сказал он.

Министр добавил также, что власти стремятся максимально увеличить степень локализации производства оборудования, необходимого для маркировки.

Маркировка минеральной воды

По словам Мантурова, Минпромторг рассчитывает, что маркировка минеральной воды в России начнется в 2021 году.

"Мы и далее будем последовательно расширять спектр маркируемой продукции. В частности, с 1 апреля этого года по инициативе Совета Федерации мы запустили эксперимент по маркировке новой товарной группы - это питьевая упакованная вода. Мы рассчитываем в 2021 году включить данную продукцию в перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке", - сказал министр.

"В целом могу сказать, что наша маркировка не имеет на сегодняшний день аналогов в мире по всему своему охвату. Мы и далее будем последовательно расширять спектр маркируемой продукции", - сказал он.

По словам Мантурова, экономические и социальные эффекты от реализации программ маркировок очевидны благодаря повышению прозрачности рынка. Всего в системе маркировки, охватывающей 12 товарных групп, зарегистрировано 270 тыс. компаний.

"До введения маркировки точное число реальных производителей и импортеров, деятельность которых не лицензируется, назвать было достаточно сложно", - пояснил Мантурова.

При этом Мантуров отметил необходимость формирования контура маркировки товаров в рамках ЕАЭС. По его словам, Армения, Белоруссия и Казахстан при поддержке РФ разрабатывают свои системы прослеживаемости товаров. РФ также создает для Киргизии цифровую платформу, средства на это будут выделены из российского бюджета. "Работа по формированию аналогичной системы ведется и в Узбекистане. То есть посредством проекта идет развитие экспорта российских ИТ технологий в страны ЕАЭС и СНГ", - отметил министр.

Маркировка молочной продукции

По словам Мантурова, Минпромторг РФ ожидает, что обязательная маркировка молочной продукции приведет к росту цен в пределах 1,8%.

"Мы пристально отслеживаем влияние маркировки на стоимость и доступность продукции. Оно существенно ниже инфляции. По молоку мы не ожидаем роста более 1,8% на единицу продукции", - сказал министр.

Мантуров в эфире телеканала "Россия-24" пояснил, что это будет разовое увеличение цены. Он также отметил, что установка оборудования на предприятиях для считывания маркировки потребует дополнительных затрат, но это не повлияет на стоимость конечной продукции.

Эксперимент по маркировке молочной продукции проходит с июля 2019 года до конца декабря 2020 года. Маркировка предусматривает нанесение кода в формате Data Matrix на каждую единицу продукции и передачу данных о движении этой единицы по товаропроводящей цепи в систему "Честный знак". По итогам эксперимента будет определена последовательность начала обязательной маркировки отдельных видов молочной продукции, для которых она будет вводиться с 20 января по 1 октября 2021 года.

О маркировке

В России проходят эксперименты по маркировке товаров в нескольких отраслях. В 2019 году обязательной стала маркировка табака, духов, шин и пневматических покрышек, фотокамер и ламп-вспышек, а также пяти групп изделий легкой промышленности. С 1 июля 2020 года началась обязательная маркировка лекарств и обуви.

Для маркировки используется двухмерный код в формате Data Matrix, который наносится непосредственно на упаковку товара или товарный ярлык и содержит детальные данные о продукте: наименование, производитель, дата, время и место выпуска.

К 2024 году в России будет создана единая национальная система маркировки и отслеживания товаров. Оператор системы - Центр развития перспективных технологий, созданный на основе государственно-частного партнерства.