МОСКВА, 18 сентября. /ТАСС/. Использование технологии автоматического управления электропоездами необходимо для сокращения интервала движения на Московском центральном кольце (МЦК) с нынешних 4 минут. Об этом говорится в сообщении РЖД.
"В качестве полигона для отработки технологии автоведения [электропоездов] было выбрано Московское центральное кольцо - одна из самых загруженных европейских железнодорожных линий, где за последние три года число пассажиров увеличилось на треть. Если при запуске кольца поезда следовали по нему с интервалом в 6 минут в "час пик", то сейчас - каждые 4 минуты. Для дальнейшего сокращения интервала необходимо автоматическое управление электропоездами, которое снизит риски нарушения безопасности движения из-за человеческого фактора", - отмечается в пресс-релизе.
"Перед нами стоит задача создать беспилотную транспортную систему, где инфраструктура и поезд будут взаимодействовать в полностью автоматическом режиме со стопроцентной безопасностью и надежностью", - подчеркнул гендиректор РЖД Олег Белозеров, которого цитирует компания.
Беспилотные "Ласточки"
Сегодня один из электропоездов "Ласточка" уже оборудован в соответствии с третьим уровнем автоматизации (GoA3), включающим автоматическое управление движением и остановкой, но требующим участия человека в закрытии и открытии дверей и управлении при нештатных ситуациях. На поезде установлено оборудование позиционирования на инфраструктуре с системой автоведения и блоком обнаружения препятствий на пути, оборудование для связи с центром дистанционного контроля. Разработан прототип рабочего места машиниста-оператора и апробировано создание нейронной сети и цифровой модели МЦК. В беспилотном режиме электропоезд способен следовать по энергооптимальному графику, а при обнаружении препятствия - автоматически отрабатывать алгоритмы торможения и остановки.
В РЖД напомнили, что при четвертом уровне автоматизации (GoA4) система управления будет выполнять весь комплекс ведения поезда, мониторинг и диагностику бортового оборудования, автоматически открывать и закрывать двери. При этом будут возможны три режима управления: машинистом из кабины, дистанционно (с рабочего места машиниста-оператора) и автоматически. В ближайшее время РЖД совместно с партнерами предстоит разработать конструкторскую документацию на электропоезд "Ласточка" для эксплуатации в автоматическом режиме, утвердить стандарты в области управления подвижным составом в автоматическом режиме.
РЖД впервые продемонстрировали беспилотный скоростной электропоезд "Ласточка" в движении на экспериментальном кольце ВНИИЖТ в Щербинке в августе 2019 года.