21 сентября 2020, 08:57

Профицит федерального бюджета за 2019 год составил 1,8% от ВВП

Это 1 трлн 974,3 млрд рублей

МОСКВА, 21 сентября. /ТАСС/. Федеральный бюджет за 2019 год исполнен с профицитом в размере 1,97 трлн рублей, или 1,8% от ВВП. Об этом говорится в заключении Счетной палаты по итогам исполнения федерального бюджета за прошлый год.

"В 2019 году федеральный бюджет исполнен с профицитом в размере 1 трлн 974,3 млрд рублей, или 1,8% ВВП", - говорится в документе.

Ведомство также отмечает, что совокупный объем ФНБ в рублевом эквиваленте за 2019 год увеличился в 1,9 раза и составил 7 трлн 773,1 млрд рублей, или 7,1% ВВП.

Выявленные нарушения

Счетная палата также выявила при проверке исполнения бюджета нарушения на 138,7 млрд рублей, что в 3,1 раза меньше аналогичного показателя 2018 года. 

"Объем нарушений, выявленных Счетной палатой, составил 138,7 млрд рублей. По сравнению с 2018 годом общая сумма выявленных нарушений уменьшилась на 287,5 млрд рублей, или в 3,1 раза", - отмечается в документе.

По данным ведомства, объем нарушений федеральных законов и постановлений правительства при использовании средств федерального бюджета, а также при оказании услуг населению государственными учреждениями в 2019 году составил 50,7 млрд рублей против 73,6 млрд рублей годом ранее. Объем нарушений при осуществлении государственных закупок в 2019 году составил 24 млрд рублей против 18,7 млрд рублей в 2018 году.

Счетная палата отмечает, что более 10,3 млрд рублей в 2019 году были использованы из федерального бюджета без достижения социально-экономического результата. В 2018 году этот показатель составил 9,2 млрд рублей.

По результатам контрольных мероприятий ведомство направило 12 обращений в Генеральную прокуратуру и одно обращение в Следственный комитет РФ.

Неучтенные доходы

Кроме того, Счетная палата выявила 52 вида неучтенных доходов федерального бюджета на сумму 11,2 млрд рублей в 2019 году. 

"В 2019 году в федеральный бюджет, за исключением доходов, полученных за рубежом, поступило 52 вида доходов, не учтенных в уточненном прогнозе, на общую сумму 11,2 млрд рублей", - говорится в тексте заключения.

При этом, по данным ведомства, по 134 видам доходов прогноз превышен более чем на 15%, а по 70 видам поступление составило менее 85% прогнозируемых сумм.

Счетная палата отмечает, что информация, содержащаяся в перечне источников доходов, не только не позволяет в полном объеме определить правовые основания возникновения источника дохода бюджета, но и содержит недостоверные сведения о нормативных правовых актах.

"Ведение реестра источников доходов федерального бюджета в 2019 году осуществлялось Минфином России на основании перечня источников доходов, который сформирован не в полном объеме, что не соответствует требованиям постановления правительства Российской Федерации от 31 августа 2016 года N 868 "О порядке формирования и ведения перечня источников доходов Российской Федерации". По состоянию на 31 декабря 2019 года в перечне источников доходов Российской Федерации, сформированного в подсистеме "Бюджетное планирование" ГИИС "Электронный бюджет", в полном объеме отсутствовали утвержденные реестровые записи по источникам доходов, администрируемые 13 главными администраторами доходов", - отмечается заключении ведомства.

При этом, по мнению Счетной палаты, имеются потенциальные резервы дополнительных поступлений в федеральный бюджет.

Расходы и резервы

Ведомство отмечает, что по итогам 2019 года сложился самый низкий уровень исполнения расходов федерального бюджета за последние 12 лет, составивший 94,2%.

"Объем неисполненных бюджетных ассигнований составил 1,1 трлн рублей и увеличился по сравнению с 2018 годом на 342,7 млрд рублей, или на 44%. Отмечается рост положительных изменений сводной бюджетной росписи на 111,5 млрд рублей, или на 3,7% до 3 трлн 134,2 млрд рублей, что свидетельствует о значительном перераспределении средств федерального бюджета в ходе его исполнения", - говорится в заключении.

Ведомство также отмечает, что предусмотренный первоначально объем резервного фонда правительства РФ, установленный на уровне 50 млрд рублей, был увеличен при внесении изменений в федеральный бюджет на 28,4%, т. е. на 14,2 млрд рублей, а также в ходе исполнения федерального бюджета - более чем в 4,6 раза, на 295,5 млрд рублей.

Доходы регионов

В заключении палаты говорится, что доходы 25 субъектов РФ более чем на 40% сформированы за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. 

"Сохраняется значительная зависимость региональных бюджетов от предоставления финансовой помощи из федерального бюджета. Так, доходы 25 субъектов Российской Федерации более чем на 40% сформированы за счет безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, из них у восьми регионов указанная доля составляет свыше 60%", - говорится в заключении ведомства.

Счетная палата отмечает, что в 2019 году консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации исполнены с профицитом в сумме 4,7 млрд рублей, в то время как первоначально прогнозировался дефицит в сумме 156,7 млрд рублей. Количество субъектов Российской Федерации, исполнивших консолидированный бюджет с профицитом, уменьшилось до 50 регионов против 70 регионов в 2018 году. Консолидированные бюджеты 35 субъектов Российской Федерации исполнены с дефицитом в 2019 году против 15 регионов в 2018 году.

По данным ведомства, объем государственного долга субъектов РФ за 2019 год остается значительным и составляет 2,1 трлн рублей.

Расходы на нацпроекты

Расходы на реализацию национальных проектов в России в 2019 году составили 1 трлн 601,8 млрд рублей, или 91,5% от запланированного в бюджете показателя.

"По состоянию на 1 января 2020 года расходы на реализацию нацпроектов и комплексного плана исполнены в сумме 1 трлн 601,8 млрд рублей, или 91,5% показателя сводной росписи с изменениями, что на 2,7 процентного пункта ниже среднего уровня исполнения расходов федерального бюджета, [составляющего] 94,2%", - говорится в документе.

По данным ведомства, на уровне менее 90% исполнены расходы по четырем нацпроектам - "Экология", "Цифровая экономика Российской Федерации", "Производительность труда и поддержка занятости", "Международная кооперация и экспорт" и комплексному плану. Расходы на закупку товаров, работ и услуг в рамках нацпроектов составили 87,5% от запланированного уровня.

Счетная палата отмечает, что при реализации национальных и федеральных проектов выявлены недостатки, связанные, в частности, с низким уровнем исполнения расходов на их реализацию.

"Показатели, ресурсное обеспечение и ожидаемые результаты федеральных проектов не всегда взаимоувязаны. По ряду федеральных проектов отмечаются случаи, когда при практически полном исполнении бюджетных ассигнований не достигнуты плановые значения показателей, например, федеральные проекты "Укрепление общественного здоровья" и "Финансовая поддержка семей при рождении детей" нацпроекта "Демография", - отмечает ведомство.

По данным Счетной палаты, уровень кассового исполнения расходов на реализацию федеральных адресных инвестиционных программ (ФАИП) по итогам 2019 года является самым низким за 20 лет и составляет 77,2% объема лимитов бюджетных обязательств. Объем неисполнения указанных расходов составил 192,6 млрд рублей, что на 58,1 млрд рублей, или на 43,2%, больше, чем в 2018 году. 

Теги:
Россия