23 сентября 2020, 15:59

Эксперты: альянсу "Яндекс-Тинькофф" будет сложно конкурировать с экосистемой Сбербанка

Они отмечают, что две экосистемы длительное время будут двигаться параллельно и в ближайшие несколько лет какого-то существенного изменения конкурентного ландшафта не произойдет

МОСКВА, 23 сентября. /ТАСС/. "Яндекс" после покупки "Тинькофф банка" станет полноценной экосистемой, однако в ближайшие несколько лет ему будет сложно конкурировать со Сбербанком. Такое мнение высказал ТАСС председатель Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов Виктор Достов.

"Существующий расклад на рынке сохранится достаточно надолго. Сбербанк будет доминировать в финансовой сфере, а "Яндекс" будет доминировать в аудиторной. "Тинькофф" при поддержке "Яндекса" может очень существенно расширить свою аудиторию. Надо понимать, что потенциал Сбербанка состоит не только в большом количестве клиентов-физиков. Там много корпоративных клиентов, которые обслуживают там зарплатные проекты, и их сотрудники автоматически становятся клиентами Сбербанка. Думаю, что вряд ли "Тинькофф" станет таким же банком для бизнеса", - сказал он.

Достов отметил, что эти две экосистемы длительное время будут двигаться параллельно и в ближайшие несколько лет какого-то существенного изменения конкурентного ландшафта не произойдет.

В то же время директор по продуктам и инновациям VR_Bank Михаил Петров считает, что в будущем альянс "Яндекс-Тинькофф" может стать серьезным конкурентом экосистеме Сбербанка.

"Сама по себе сделка представляет большой интерес как для рынка, так и для самих компаний - "Яндекса" и "Тинькофф банка". С одной стороны, продукты "Тинькофф" укрепят экосистему российского IT-гиганта, а с другой - окажут синергетический эффект, в результате которого может появится достаточной серьезный конкурент "Сбербанка", - сообщил ТАСС Петров и добавил, что сама сделка незначительно повлияет на российский рынок финтеха в краткосрочной перспективе.

Формирование таких крупных экосистем и игроков на рынке финансовых технологий РФ подтолкнет других участников к скорейшему созданию аналогичных компаний, в противном случае на этом рынке может образоваться дуополия. "На рынке есть много других игроков, и вряд ли они будут просто смотреть на то, как рынок финтех-услуг идет к дуополии", - отметил Достов.

22 сентября стало известно, что "Яндекс" договорился с TCS Group - головной структурой банка "Тинькофф" - о покупке кредитной организации. Сумма сделки составит $5,48 млрд, или $27,64 за акцию банка. Компании ведут переговоры о продаже 100% банка. Ранее ряд экспертов высказали мнение, что потенциальная покупка банка "Тинькофф" "Яндексом" позволит IT-компании сформировать полноценную экосистему сервисов, а также стать одним из крупнейших игроков на финтех-рынке.

Ставка на синергию

Эксперты положительно оценивают объединение компаний "Яндекс" и "Тинькофф" и ожидают мощный синергетический эффект от предстоящей сделки. При этом, по их мнению, образование альянса "Яндекс-Тинькофф" увеличивает вероятность аналогичной сделки Сбербанка с Mail.ru.

"В целом мы позитивно оцениваем инициативу объединения компаний и рассчитываем на значительный синергетический эффект, который позволит повысить стоимость акций "Яндекса" и сделать их еще более привлекательными для инвестирования. Глобально эта сделка создает потенциального игрока с капитализацией в $30 млрд, создавая серьезную конкуренцию не только Сбербанку, что, кстати, может увеличить вероятность аналогичной сделки с Mail.ru, но и в целом банковскому сектору, которому придется подстраиваться под новые экосистемы", - говорится в совместном комментарии управляющего эксперта ПСБ Екатерины Крыловой и главного аналитика ПСБ Романа Антонова.

Глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков отметил, что на текущий момент "Тинькофф" во много уступает Сбербанку, однако благодаря "Яндексу" новый цифровой институт может быстро вырасти.

"Сам "Тинькофф" станет более масштабным благодаря "Яндексу". "Яндекс" позволит резко нарастить капитал организации. "Яндекс" - это уже экосистема без банковского сервиса. Это десятки миллионов клиентов, которые пользуются услугами этой системы. Понятно, что стартовая составляющая у Сбербанка мощнее, но этот новый цифровой институт может быстро вырасти", - сказал ТАСС Аксаков.

Бонусы могут закончиться

Комментируя конкуренцию экосистем Сбербанка и банка "Тинькофф", председатель Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов Виктор Достов добавил, что на фоне снижения комиссий за эквайринг, а также активного продвижения разработанной Банком России Системы быстрых платежей, которая предлагает значительно низкие комиссии за прием безналичных платежей в отличие от традиционного эквайринга, крупные банки-эмитенты могут столкнуться со снижением доходов и будут вынуждены сокращать свои программы лояльности. Это может существенно ударить по бизнес-модели банка "Тинькофф", которая предполагает активное использование программы кешбэка, сокращение которой будет осложнять привлечение новых клиентов.

"Я вижу возможную проблему для модели "Тинькофф". Это банк, который очень сильно и эффективно использует различные программы поощрения клиентов. Но сейчас регулятор пытается обрезать комиссии по эквайрингу, а также активно внедряет прямые расчеты через СБП, что резко снижается доходность банков-эмитентов и создает определенные сложности для текущих бизнес-моделей. Понятно, что с этой сложностью в первую очередь столкнется "Тинькофф", а не Сбербанк", - считает эксперт.

По мнению Достова, текущая модель, когда у человека несколько банковских карт, одна из которых выпущена Сбербанком, скорее всего, сохранится.

"Сохранится модель, что у человека будет карта Сбербанка, потому что он ее получил через работодателя, который, скорее всего, обслуживается в Сбере. И у него будет карта "Тинькофф", потому что "Тинькофф" дает хорошие программы поощрения", - добавил он. 

Теги:
Россия