6 октября 2020, 12:13
Пандемия COVID-19

Исследование: в России в пандемию неполная занятость превысила официальную безработицу

По данным международной аудиторской консалтинговой сети FinExpertiza, в годовом выражении неполная занятость в стране подскочила во втором квартале на 22%, достигнув максимальных значений с 2013 года

МОСКВА, 6 октября. /ТАСС/. Число работников на урезанной ставке превысило официальную безработицу в разгар пандемии коронавируса, сообщается во вторник в исследовании международной аудиторской консалтинговой сети FinExpertiza.

По данным аналитического центра компании, в разгар пандемии неполная занятость превысила официальную безработицу в России. Из 4,6 млн россиян, формально числившихся занятыми, 2,4 млн брали отпуск без сохранения зарплаты, 1,23 млн работали неполное время (1,14 млн человек - по соглашению с работодателем, еще 85 тыс. - по инициативе работодателя), 948 тыс. находились в простое. Это 6,2% от общей численности рабочей силы. В годовом выражении неполная занятость подскочила во втором квартале на 22%, достигнув максимальных значений с 2013 года, за весь восьмилетний период доступной статистики. При этом, по данным Росстата, во втором квартале 2020 года количество безработных оценивалось в 4,47 млн человек, или 6% рабочей силы.

Если суммировать численность работников на урезанной ставке и отпускников без зарплаты с явными безработными, во втором "коронавирусном" квартале не имели работы либо формально сохранили места, но лишились своего привычного заработка в совокупности более 9 млн трудоспособных россиян, или свыше 12% рабочей силы.

Самый высокий уровень неполной занятости во втором квартале наблюдался в Ненецком автономном округе (15,2% от рабочей силы), Чукотском автономном округе (12,6%), Ямало-Ненецком автономном округе (9,3%), Санкт-Петербурге (8,9%), Пермском крае (8,85%), Самарской области (8,8%), Якутии (8,1%), Свердловской области (8%), Москве (7,8%) и Нижегородской области (7,7%). Шесть из этих регионов являются лидерами по уровню зарплат в стране - исключение оставляют Нижегородская, Самарская и Свердловская области, а также Пермский край, где зарплаты не дотягивают до среднероссийского уровня. Причем Чукотка и Ямало-Ненецкий автономный округ занимают первые места как по размеру средних зарплат, так и по темпам их роста.

Меньше всего проблема неполной занятости затронула небогатые регионы со слаборазвитым рынком труда, где и до пандемии найти работу было не так просто. В первую десятку вошли все кавказские регионы, два южных и один сибирский. Первые восемь из этих десяти регионов являются абсолютными лидерами по уровню официальной безработицы. Кроме того, эти регионы характеризуются низкими зарплатами и высокой долей неформальной занятости.