Все новости

В МЭР заявили, что господдержка креативного сектора экономики оказалась востребованной

За пять месяцев малый и средний бизнес этой отрасли получил 12,2 млрд рублей льготных кредитов

МОСКВА, 31 октября. /ТАСС/. Поддержка креативного сектора российской экономики со стороны государства оказалась востребованной: только в рамках программы ФОТ 2.0 малый и средний бизнес из творческих отраслей получил за пять месяцев 12,2 млрд рублей льготных кредитов, сообщили ТАСС в Минэкономразвития РФ. Воспользовавшиеся поддержкой предприниматели отмечают ее необходимость и рассчитывают на ее расширение.

К креативному сектору в России относятся компании, занимающиеся, в частности, творчеством, искусством, туризмом, досугом, организацией развлечений, показом кинофильмов, музейной деятельностью. Пандемия и связанные с ней ограничения привели к приостановке работы большинства представителей сектора.

"В рамках программы ФОТ 2.0 (действует с 1 июня - прим. ТАСС), предполагающей списание кредита и процентов при сохранении занятости, льготные кредиты получили 9,681 тыс. субъектов МСП из креативного сектора экономики на общую сумму 12,2 млрд рублей", - рассказали в Минэкономразвития.

Кроме того, по данным министерства, более 44 тыс. компаний МСП, работающих в креативной сфере, получили гранты в размере одного МРОТ (12,13 тыс. рублей) на одного занятого или индивидуального предпринимателя при условии сохранения численности работников - 2,6 млрд рублей в мае и июне, а также отсрочки по уплате страховых взносов и налогов на 5,1 млрд и 3,3 млрд соответственно.

"Как следует из статистики, государственные меры поддержки были востребованы креативным сектором предпринимательства и помогли сохранить бизнес в непростое время. При этом многие сумели адаптироваться к ситуации и успешно переформатировать работу, в том числе в онлайн", - сказала ТАСС директор департамента инвестиционной политики и развития предпринимательства Минэкономразвития Инна Дадаян.

Ущерб сложно оценить

За год до начала пандемии ООН объявила 2021 год Международным годом креативной экономики, еще даже не предполагая, какой серьезный вызов ждет креативные сектора и занятых в них людей. Они оказались в числе самых пострадавших от коронавируса отраслей, рассказала директор департамента многостороннего сотрудничества Минэкономразвития Наталья Стапран.

Не во всех странах проводится системная оценка эффекта для креативного сектора, но там, где ее провели, выяснилось, что этот сегмент экономики потерял от 20% до 32% доходов: 23% в Германии, 25% в США и Франции, 31% в Великобритании и почти 32% в Бразилии.

Основу предпринимательства в секторе составляет малый бизнес и самозанятые, чей запас прочности и доступ к финансовым инструментам существенно ограничены, в том числе в силу специфики творческой деятельности. Согласно имеющимся исследованиям, микропредприятия и самозанятые в первый месяц пандемии лишились до 60% доходов.

При этом в креативном секторе доходы зачастую зависят от графика крупных культурных, деловых и развлекательных мероприятий, которые были отменены в период действия ограничительных мер. "В креативном секторе также много нестандартных форм занятости и неформальных контрактов, поэтому урон здесь труднее посчитать и этим людям труднее помочь", - отметила Стапран.

Системной оценки вклада креативных секторов в экономику России не проводилось, однако, по различным оценкам, их доля в ВВП составляет 2-4%, говорится в исследовании "Влияние пандемии COVID-19 на креативные сектора экономики. Оценка воздействия и международный опыт поддержки", подготовленном департаментом многостороннего экономического сотрудничества Минэкономразвития.

Поддержка за рубежом

За рубежом креативный сектор в пандемию поддерживали как на национальном, так и на региональном и местном уровнях. К поддержке подключались также частные, некоммерческие и благотворительные организации.

Власти разных стран в своих пакетах помощи старались учесть специфику отрасли: финансовую неустойчивость и ограниченный доступ к финансовым инструментам, зависимость от культурных и развлекательных мероприятий, высокую концентрацию микропредприятий, внештатных работников и нестандартных форм занятости.

Всего на поддержку креативных секторов для преодоления последствий пандемии в Австрии потратили €2 млрд, в Германии - €1 млрд, в Польше - €900 млн, в Нидерландах - €300 млн. В Японии и США затраты были эквивалентны €882 млн и €283 млн, говорится в исследовании Минэкономразвития.

Бизнес в России воспользовался поддержкой

Представители креативного бизнеса, опрошенные ТАСС, приветствуют шаги государства в части поддержки, но надеются на появление дополнительных мер.

"В целом все федеральные меры поддержки получены, сложность получения средняя. Но хочу сказать, что так как отрасль кинопоказа оказалось одной из наиболее пострадавших и была без деятельности полгода (дольше, чем многие другие), то размер этих мер был крайне мал. Пришлось обращаться во все местные органы власти и фонды за дополнительной финансовой поддержкой. Но не удалось получить никаких субсидий или отсрочек, отмен (например, налоговых), даже на средства индивидуальной защиты и дезинфекцию", - рассказывает владелец кинотератра в Ивановской области Александр Кравцов.

"Повторно обратился в "Мой бизнес" (портал для поддержки предпринимателей - прим. ТАСС), чтобы получить кредит, нам помогли, и мы получили небольшую сумму, хоть и под низкий процент, но это кредит, который нужно возвращать. А это в свете всех событий очень сложно сейчас. Так как пандемия не закончилась, а доходность кинотеатров находится ниже уровня рентабельности, надеюсь, что в кратчайшие сроки появятся дополнительные меры поддержки со стороны государства, иначе их отсутствие приведет многих к банкротству", - добавил Кравцов.

Станислав Белоусов, который развивает проект "Исторический парк "Гардарика" в Челябинской области, также рассчитывает, что меры господдержки предпринимателей будут совершенствоваться. "На мой взгляд, поддержка есть, хотя мне бы хотелось больше инструментов, из которых можно было бы выбирать. Мерам государственной поддержки ставлю твердое четыре, и пожелание - развиваться и совершенствоваться!" - сказал предприниматель.

Владелец компании Elmarto, изготавливающей светильники и светящиеся надписи из гибкого неона (то есть гибких неоновых светодиодов), Артем Цепов рассказал, что его фирма успешно воспользовалась помощью Центра поддержки экспорта.

"Схему я считаю однозначно рабочей, то есть это классно организовано, это не бюрократизировано, никаких справок, формальностей, неудобств - это сделано очень хорошо, никаких проволочек, вполне понятные документы, быстро оформляется. Я очень доволен, недостатков сформулировать не могу, а из пожеланий в плане перспектив - было бы классно, если бы они собирали обратную связь, если бы можно было предложить самому услугу, запросить или просто предложить пополнить прейскурант какими-то услугами, я уверен, что можно было бы очень много интересного придумать, что было бы и нам полезно, и другим экспортерам", - сказал Цепов.