Все новости
Энциклопедия

Бигелоу, Кэтрин

Бигелоу, Кэтрин
© EPA/JUSTIN LANE

Происхождение, образование
Кэтрин Бигелоу (полное имя – Кэтрин Энн Бигелоу; Kathryn Ann Bigelow) родилась 27 ноября 1951 г. в небольшом городе Сан-Карлос (шт. Калифорния, США), имеет норвежские корни. Ее отец был менеджером на фабрике по производству краски, мать - библиотекарем. Увлекаясь рисованием, Кэтрин Бигелоу поступила на факультет живописи в Институт искусств в Сан-Франциско, окончила его в 1972 г. со степенью бакалавра изобразительных искусств. В студенческие годы, получив престижную стипендию Музея Уитни в Нью-Йорке, брала уроки у таких известных художников, как Ричард Серра и Роберт Раушенберг, и смогла организовать несколько выставок своих работ. Однако интерес к кино привел Бигелоу в киношколу при Колумбийском университете. Ее выпускной работой стала короткометражная лента "Инсценировка" (1978), в которой, по ее словам, она "попыталась выяснить природу насилия – почему оно так соблазнительно на экране" (впоследствии эта тема станет одной из ключевых в ее работах).
Творческий путь
Ее первый полнометражный фильм - драма о байкерах-преступниках "Без любви" - была создана в соавторстве с Монти Монтгомери в 1981 г. Затем несколько лет Бигелоу преподавала в Калифорнийском институте искусств. В 1987 г. она вернулась в кино с драматическим вестерном с элементами хоррора "Почти стемнело", рассказывающим об отношениях молодого человека и девушки-вампира. Несмотря на небольшие кассовые сборы, для многих поклонников жанра эта лента стала культовой. В 1989 г. на экраны вышел криминальный боевик "Вороненая сталь", повествующий о противостоянии женщины-полицейского и маньяка. Этот фильм со множеством сцен секса и насилия критиковали за отсутствие идеи, смысла и настоящей интриги.
Популярность Бигелоу принес следующий фильм - полицейский боевик "На гребне волны" (1991), где агент ФБР внедряется в банду серферов-грабителей. Критики отмечали его динамичный сюжет, напряженную, наполненную риском, приключениями и азартом атмосферу. Эта картина показала интерес режиссера к смешению жанров – криминального и жанра т. н. пляжных фильмов. Аналогичная техника была применена и в фильме "Странные дни" (1995), который сочетает в себе научную фантастику, криминал и элементы нуара (отражение пессимистической атмосферы в США в 1940-1950-е гг.). В центре этой ленты – нелегальный торговец дискетами с записанными на них человеческими ощущениями, который пытается с их помощью расследовать убийство своей знакомой. В 1990-х гг. Бигелоу участвовала также в создании криминального телесериала "Убойный отдел" и снятого в стилистике антиутопии с элементами детектива сериала "Дикие пальмы". Среди ее работ этого периода – триллеры "Подводное течение" (1996) и "Вес воды" (2000).
В 2002 г. вышла драма "К-19", которая повествует о событиях июля 1961 г., когда советская подводная лодка потерпела аварию из-за неполадок в атомном реакторе. Ни в США, ни в России эта картина не получила широкого зрительского отклика. Бывшие члены экипажа подлодки обвинили создателей фильма в искажении фактов, признав достоверным лишь один эпизод. Они даже собирались подать на кинокомпанию в суд, но во избежание скандала из окончательного варианта картины были удалены наиболее одиозные эпизоды.
Триумфом Бигелоу стал фильм о военных событиях в Ираке "Повелитель бури" (2008), в основе сюжета которого напряженная история об отряде саперов, ежедневно рискующих своими жизнями. За эту работу она была удостоена премии "Оскар", став первой женщиной, получившей эту награду за лучшую режиссуру. Эта малобюджетная лента одержала победу еще в пяти номинациях, включая "Лучший фильм" и "Лучший сценарий". Помимо "Оскара", за эту картину Бигелоу получила множество других наград, в их числе – премии Британской академии кино и телевизионных искусств, Гильдии режиссеров США, Союза женщин-киножурналистов.
Новый виток популярности последовал после выхода триллера "Цель номер один" (2012) об операции спецслужб США по поимке "международного террориста номер один" Усамы бен Ладена. Фильм, частично стилизованный под документальный репортаж, был выдвинут на "Оскар" в пяти номинациях.
В 2017 г. Кэтрин Бигелоу обратилась к теме расового раскола в США – в основу сюжета снятой ею исторической криминальной драмы "Детройт" легли реальные события, произошедшие в июле 1967 г., когда полицейский рейд в расположенный в черном районе клуб привел к восстанию и Детройт захлестнула волна насилия и беспорядков. Для точной передачи эмоций в ходе съемок режиссер использовала одновременно несколько дополнительных камер (впервые такой прием был применен ею в "Повелителе бури").
В Голливуде ее называют мастером "настоящего мужского кино", в ее фильмах много жестоких сцен, в пристрастии к которым ее часто упрекают критики. На ее счету более 20 режиссерских работ – боевиков, триллеров, криминальных драм. Некоторые из них, в том числе "Почти стемнело" и "Вороненая сталь", сняты по ее сценариям. Кроме того, она занимается продюсированием своих и чужих проектов, в настоящее время участвует в производстве документального сериала "Нулевой год" о социальных последствиях пандемии COVID-19.
Признание, личные сведения
О предубеждениях в отношении женщин-режиссеров она говорит: "Если существуют препятствия для женщин-режиссеров, я их просто игнорирую. На это есть две причины: я не могу изменить свой пол и я не могу прекратить снимать кино. Важно не кто снимал кино, а как на него реагирует зритель".
В 1989-1991 г. Бигелоу состояла в браке с американским кинорежиссером Джеймсом Кэмероном.

{{filterList[filterType]}}