Все новости
Энциклопедия

Блинкен, Энтони

Государственный секретарь США
Блинкен, Энтони
© EPA/YONHAP YNA

Происхождение, образование
Энтони (Тони) Блинкен (полное имя Энтони Джон Блинкен; Antony John Blinken) родился 16 апреля 1962 г. в Нью-Йорке в еврейской семье. Его предки по отцовской линии эмигрировали в США из России. Отец - Дональд Майер Блинкен - в 1994-1998 г. был послом США в Венгрии. После развода родителей в 1970 г. Энтони Блинкен жил с матерью в Париже, где она возглавляла Американский центр для студентов и художников. Его отчим - Самуэль Пизар, польский юрист и литератор еврейского происхождения, переживший Холокост.
В 1984 г. Энтони Блинкен окончил Гарвардский университет, в 1988 г. - Колумбийский университет. Доктор права, вел адвокатскую практику в Нью-Йорке и Париже. В ходе избирательной кампании 1988 г. участвовал в сборе средств для кандидата в президенты от Демократической партии Майкла Дукакиса.
Карьера
При демократической администрации Билла Клинтона (1994-2001) Блинкен работал в аппарате Совета национальной безопасности США (консультативный орган при президенте США для решения вопросов национальной безопасности и внешней политики): был специальным помощником президента по внешнеполитическим вопросам, старшим директором по европейским делам, затем - по стратегическому планированию, главным внешнеполитическим спичрайтером президента.
В начале 2000-х гг. входил в руководство Центра стратегических и международных исследований. В 2002-2008 гг. руководил аппаратом демократической фракции комитета Сената США по международным отношениям. В этот период членом этого комитета был Барак Обама, а председателем - Джозеф Байден.
Когда в 2009 г. Барак Обама стал президентом, а Джозеф Байден - вице-президентом, Блинкен занял пост советника вице-президента по национальной безопасности, а в 2013 г. стал заместителем советника по национальной безопасности главы государства. Тогда Байден так охарактеризовал своего помощника: "Блинкен может делать любую работу. Тони Блинкен - суперзвезда, и это не преувеличение. Президент признал это после четырех лет работы со мной и украл его у меня". В 2015-2017 гг. Блинкен был заместителем государственного секретаря Джона Керри. Все эти годы он принимал непосредственное участие в выработке важнейших внешнеполитических решений администрации Обамы.
В 2017 г. Блинкен сотрудничал с газетой New York Times и телеканалом CNN. В 2018 г. вместе с бывшей помощницей министра обороны США по политическим вопросам Мишель Флорной основал консалтинговую фирму WestExec Advisors.
В ходе президентской кампании 2020 г. входил в избирательный штаб Джозефа Байдена, был его советником по международным вопросам.
23 ноября 2020 г. Джозеф Байден выдвинул Энтони Блинкена на пост государственного секретаря в своей администрации. 26 января 2021 г. его кандидатуру одобрил Сенат Конгресса США.
Взгляды
Американские политологи называют Блинкена сторонником активной внешней политики. Издание Wall Street Journal приводит его слова: "Если вы не в игре, у вас будут проблемы. Если вы не влияете на события изнутри, с вами не будут считаться". В 2011 г. он поддержал операцию НАТО в Ливии, в 2013 г. высказывался за вмешательство США в ситуацию в Сирии, в 2018 г. положительно оценивал решение президента Дональда Трампа о нанесении ракетного удара по сирийским военным объектам. Скептически относится к выводу американских сил из Афганистана и Ирака. Блинкен поддерживает право Израиля на обеспечение своей безопасности. Выступает за развитие связей с Тайванем. Критиковал решение Дональда Трампа о выходе из соглашения по ядерной программе Ирана, а также из Парижского соглашения по климату и Всемирной организации здравоохранения. В 2016 г. он обвинял Россию за предполагаемое вмешательство в президентские выборы в США, критично отзывался о политике президента Владимира Путина и выступал за усиление антироссийских санкций.
На слушаниях в Сенате по рассмотрению его кандидатуры на пост главы Госдепа в январе 2021 г. Блинкен заявил, что США должны ужесточить односторонние санкции в отношении России и "делать все возможное", чтобы остановить строительство газопровода "Северный поток - 2". В то же время он высказался за продление Договора по сокращению стратегических наступательных вооружений (ДСНВ). В отношении Китая Блинкен призвал действовать "с позиции силы". Он сторонник усиления давления на президента Венесуэлы Николаса Мадуро, ужесточения санкций против КНДР и переоценки "всего подхода к политике" в отношении этой страны, а также обещает рассмотреть возможность введения санкций против турецкого руководства, которое "не действует как союзник". Блинкен собирается оставить посольство США в Иерусалиме. Высказывается за оказание военной помощи Украине в форме предоставления американских вооружений. Призывает активизировать участие США в переговорном процессе по Нагорному Карабаху, предоставить Армении "помощь в области безопасности" и пересмотреть помощь в сфере безопасности Азербайджану.
Личные сведения
Женат на Эван Райан (брак с 2002 г.). В 1990-е гг. она была помощницей первой леди Хиллари Клинтон.
Свободно владеет французским языком.
Высказывания

О России
"Мы готовы вовлекать Россию в переговоры по стратегической стабильности относительно контроля над вооружениями и возникающих вопросов, (связанных с) безопасностью. Мы будем объективны относительно более обширных вызовов, создаваемых РФ, а также того, как наши ядерные арсеналы представляют собой экзистенциальные угрозы друг для друга" (выступая на Конференции по разоружению в Женеве 22 февраля 2021 г.).
"Мы будем работать с Россией там, где это способствует продвижению наших интересов, и одна из таких сфер - это вопрос стратегической стабильности, что было продемонстрировано при продлении нового ДСНВ (Договор о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений)" (на вебинаре на тему "Укрепление трансатлантических связей" в Брюсселе 23 марта 2021 г.).
"Мы будем жестко реагировать на действия России, которые наносят вред нам или нашим союзникам и партнерам. Там, где это возможно, Соединенные Штаты также будут искать возможности для сотрудничества с Россией с целью построения более стабильных и предсказуемых отношений, соответствующих интересам США" (на брифинге в Госдепартаменте 15 апреля 2021 г.)
"Мы стремимся к предсказуемым, стабильным отношениям с Россией, мы думаем, что это хорошо для нашего народа, хорошо для народа России, а также хорошо для всего мира. <...> Не секрет также, что между нами (Россией и США) имеются разногласия. И когда дело касается этих разногласий, то, как заявил президенту Путину президент Байден, мы будем отвечать, если Россия действует агрессивно против нас, наших партнеров, наших союзников. <...> Есть много сфер, в которых наши интересы совпадают, будь то борьба с COVID-19 и пандемией, изменением климата, урегулирование вопросов, связанных с ядерными программами Ирана и Северной Кореи, а также Афганистаном. <...> Наше мнение заключается в том, что если лидеры России и Соединенных Штатов смогут работать вместе в духе сотрудничества, то наши люди, мир могут оказаться в большей безопасности. Этого мы и добиваемся" (перед встречей с министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым в Рейкьявике 19 мая 2021 г.).
"Москва <...> продвигает ложную интерпретацию, согласно которой НАТО угрожает России, НАТО планирует размещать военную инфраструктуру на Украине, чтобы разжечь конфликт с Россией, НАТО после окончания холодной войны пообещала не принимать в свои ряды страны Восточной Европы и НАТО нарушила эти обещания <...> Все эти утверждения ложны. НАТО является оборонительным альянсом, она существует с целью защиты, а не нападения. Именно по этой причине после окончания холодной войны НАТО значительно сократила свои неядерные и ядерные силы, потому что НАТО больше не надо было поддерживать такой же уровень обороны <...> В дополнение к этому НАТО никогда не обещала не принимать новых членов. Она не могла и не стала бы этого делать: политика открытых дверей была ключевым положением Североатлантического договора 1949 года, в результате которого была основана НАТО" (в Госдепартаменте 7 января 2022 г.).
"Я думаю, что это так, это одна из целей президента (России Владимира) Путина. И это значит восстановление сферы влияния над странами, которые ранее были частью Советского Союза" (в интервью телеканалу Си-эн-эн 9 января 2022 г.).
"Границы и территориальная целостность государства не могут быть изменены силой, неотъемлемое право граждан демократических государств принимать решения в своих странах и определять будущее своей страны должно уважаться, все члены международного сообщества связаны едиными правилами и должны нести издержки, если они не выполняют взятые на себя твердые обязательства. Это фундаментальные правила, лежащие в основе мирового порядка, который мы вместе пытаемся установить, сохранить и при необходимости скорректировать. Россия стремится бросить вызов самой международной системе и расшатать наш трансатлантический альянс, подорвать наше единство, принудить демократические страны потерпеть поражение" (на пресс-конференции 7 января 2022 г.)
О Китае
"Не секрет, что отношения между Соединенными Штатами и Китаем являются, вероятно, самыми важными отношениями, которые у нас есть в мире. Они будут во многом формировать будущее, в котором мы все будем жить" (на брифинге в Госдепартаменте 27 января 2021 г.).
"Наши отношения с Пекином, как и у многих союзников, в одних случаях конкурентные, в других - сотруднические, а в третьих - антагонистические. Однако есть общий знаменатель, а именно необходимость противостоять Китаю с позиции силы, которая начинается с крепких альянсов, координации и сотрудничества. <...> Дело состоит не в том, чтобы сдерживать Китай или не давать ему развиваться, а в поддержании мировой правовой системы. <...> Когда кто-нибудь бросает вызов этой системе, у всех нас есть причина выступить против этого. Так что вся суть состоит в защите, укреплении и сохранении мирового правопорядка. И это означает работу с нашими союзниками, чтобы закрыть промежуточные сценарии, где Китай пытается нас разъединить" (на брифинге в пресс-центре для иностранных журналистов в Нью-Йорке 29 марта 2021 г.)
"Наша цель не заключается в том, чтобы попытаться сдержать Китай или не допустить роста Китая. Что мы пытаемся делать, так это поддерживать международный порядок, основанный на правилах, в который наши страны (страны Группы семи) столько вложили за так много десятилетий на благо, я бы сказал, не только наших граждан, но и людей во всем мире, включая, кстати, Китай" (на пресс-конференции в Лондоне 3 мая 2021 г.).
"Мы не хотим участвовать в гонке вооружений ни с Пекином, ни с кем-то еще. Мы находимся в очень жесткой конкуренции (с КНР). Отношения с Китаем - самые сложные и самые важные из всех, которые у нас есть" (в интервью информационному порталу "Аксиос" 6 июня 2021 г.).
"Мы вновь обнаруживаем себя в вихре истории. Более напористый Китай бросает вызов основанному на правилах мировому порядку, который в течение долгого времени является основой безопасности и процветания американцев и народов всего мира. Эра после холодной войны завершилась" (на выступлении в Госдепартаменте 4 апреля 2022 г.).
О НАТО
"Я приехал сюда (на встречу глав МИД стран НАТО), чтобы от имени США выразить нашу сильную приверженность союзникам. США хотят возобновить партнерство прежде всего с союзниками по НАТО, оживить его, как это было раньше" (на встрече глав МИД стран НАТО в Брюсселе 23 марта 2021 г.).
"Я могу заявить, что США всегда останутся твердо привержены НАТО - сегодня и в будущем. Мы довольны тем, как союзники рады возвращению Америки в НАТО (имеется в виду, после администрации Трампа, которая, в реальности, несмотря на критику альянса, также всегда заявляла о непоколебимой приверженности Вашингтона НАТО). Мы знаем, что по этому поводу у стран НАТО высокие ожидания, и мы это поддерживаем" (на брифинге по итогу встречи глав МИД стран НАТО в Брюсселе 24 марта 2021 г.).
О КНДР
"Авторитарный северокорейский режим продолжает систематическую и широко распространенную практику нарушения прав своих собственных граждан. Мы должны подняться в защиту фундаментальных прав и свобод против тех, кто их попирает" (на встрече в Сеуле с главой МИД Южной Кореи Чон Ый Ёном 17 марта 2021 г.).
"Что у нас теперь есть, так это политика, предусматривающая откалиброванный, практический подход, который открыт для дипломатии с Северной Кореей и изучит такую возможность, дабы попытаться добиться практического прогресса, укрепляющего безопасность США, наших союзников и развернутых (за рубежом американских) сил. Я надеюсь, что Северная Корея воспользуется этой возможностью, чтобы взаимодействовать дипломатически, посмотреть, имеется ли пространство для продвижения вперед к цели полной денуклеаризации Корейского полуострова" (на пресс-конференции в Лондоне 3 мая 2021 г.).
О Тайване
"Что мы наблюдаем и что действительно вызывает у нас беспокойство, это все более агрессивные действия правительства в Пекине, направленные против Тайваня, что усиливает напряженность в проливе. <...> Мы верны обязательствам (обеспечивать Тайваню возможность защищать себя в соответствии с Законом об отношениях с Тайванем). И я скажу, что было бы серьезной ошибкой, если бы кто-то попытался силой изменить статус-кво" (в интервью каналу NBC 11 апреля 2021 г.).
О внешней политике США
"Американское лидерство необходимо во всем мире, и мы предоставим его, потому что мир с гораздо большей вероятностью решит проблемы и встретит вызовы, когда там будут Соединенные Штаты. Америка в лучшем ее проявлении по-прежнему обладает большей способностью, чем любая другая страна на земле, мобилизовать других для общего блага. Мир пристально смотрит на нас. Он хочет узнать, сможем ли мы исцелить нашу страну. Знать, будем ли мы играть лидерскую роль благодаря силе нашего примера и поставим ли мы во главу угла дипломатию – действуя заодно с нашими союзниками и партнерами" (во время приветственного выступления в Госдепартаменте 27 января 2021 г.).
"Мы не будем продвигать демократию посредством дорогостоящих военных интервенций или попыток свержения авторитарных режимов силой. Мы пробовали эту тактику в прошлом. Какими бы благими намерениями она ни сопровождалась, это не сработало. Это принесло дурную славу продвижению демократии и привело к потере доверия американского народа. Мы будем поступать иначе. Мы будем использовать силу собственного примера. Мы будем подталкивать других к проведению ключевых реформ, отмене плохих законов, борьбе с коррупцией, прекращению несправедливой практики действий. Мы будем стимулировать демократическое поведение" (из программной речи в Госдепартаменте 3 марта 2021 г.)
"Наша администрация привержена стремлению играть ведущую роль при помощи дипломатии для продвижения интересов Соединенных Штатов и укрепления международного порядка, основанного на правилах. Эта система не является абстракцией. Она помогает государствам урегулировать разногласия мирным путем, эффективно координировать многосторонние усилия и участвовать в международной торговле с гарантией того, что все будут соблюдать одни и те же правила" (открывая американо-китайскую встречу высокого уровня на Аляске 18 марта 2021 г.)

{{filterList[filterType]}}