Все новости
Энциклопедия

Боуи, Дэвид

Боуи, Дэвид
© EPA/MICK TSIKAS

Происхождение и образование
Дэвид Боуи, настоящее имя Дэвид Роберт Джонс, родился 8 января 1947 г. в Лондоне. Его отец был служащим в благотворительном фонде по оказанию помощи нуждающимся детям, мать работала официанткой. Дэвид Джонс учился в технической школе, в девятилетнем возрасте начал заниматься хореографией и музыкой. В течение нескольких лет освоил саксофон, фортепиано, электрогитару, синтезатор и др., в 15 лет организовал группу Konrads (затем участвовал еще в нескольких коллективах). В 16 лет бросил школу, заявив родителям, что станет поп-звездой. В середине 1960-х гг. он некоторое время изучал цирковое искусство и пантомиму, впоследствии этот опыт проявился в его шоу. Будучи поклонником Мика Джаггера, фамилия которого со староанглийского переводится как нож, музыкант решил взять псевдоним Боуи - от названия американского охотничьего ножа - боуи, в свою очередь названного в честь героя американской Техасской революции 1835-1836 гг. Джеймса Боуи.
Музыка
Первый альбом - David Bowie, состоявший из песен, написанных самим Боуи в жанре психоделический поп (характерные для поп-музыки мелодии сочетаются с психоделическим звучанием), был выпущен в 1967 г. Известность музыканту принесла композиция Space Oddity со второго одноименного диска 1969 г., вошедшая тогда же в первую пятерку британского хит-парада.
В 1970-х гг. Боуи увлекся направлением глэм-рок, для которого характерны смешение рок-н-ролла, хард-рока, арт-рока и эстрады, а также использование неординарных костюмов и макияжа. В 1971 г. он выпустил пластинку Hunky Dory, для промо-съемки которой отрастил волосы и выбрал женскую одежду. В 1972-1974 гг. музыкант появлялся на сцене в образе вымышленного андрогинного персонажа с огненно-красными волосами - инопланетянина Зигги Стардаста. Придумывая этот образ, Боуи вдохновлялся макияжем и постановками театра кабуки. Концертный гардероб для Стардаста, например, черный виниловый комбинезон с переливающимися серебряными полосками и разноцветный комбинезон, оголяющий одну руку и одну ногу, создал японский дизайнер Кансай Ямамото. В 1972-1973 гг. Боуи совершил масштабное турне Ziggy Stardust Tour по Великобритании, Северной Америке и Японии. Вскоре, как писали СМИ, появился "культ Боуи".
В 1974 г. музыкант выпустил альбом Diamond Dogs, написанный под влиянием романа Джорджа Оруэлла "1984" и отражавший его собственное видение пост-апокалиптического мира. В нем он продемонстрировал смещение музыкального стиля в сторону жанров соул и фанк. Диск занял первую строчку хит-парада в Великобритании и пятую в США. В его поддержку музыкант организовал в США дорогостоящее шоу с театральными спецэффектами и хореографией. После записи в том же году концертного альбома David Live, занявшего вторую строчку в хит-параде Великобритании и восьмую в США, за Боуи закрепился статус суперзвезды.
В 1976 г. он выпустил альбом Station To Station, в котором фанк и соул смешивался с синтезаторной музыкой и электронными ритмами. Тогда же Боуи создал себе новый сценический образ, получивший известность как "Изможденный Белый Герцог" (кроме Зигги Стардаста и Изможденного Герцога - самых известных своих перевоплощений - Боуи в разные годы выступал также в образах Алладина Сэйна, Хэллоуин Джека, Майора Тома и др.). Экстравагантные наряды сменили белая рубашка, черные брюки и жилет. Этот отстраненный и холодный персонаж был охарактеризован музыкантом как "псевдоромантик, не испытывающий никаких эмоций", его называли "сумасшедшим аристократом" или "аморальным зомби". Это альтер-эго принесло в жизнь Боуи значительную долю безумия, сам он вспоминал этот период как самый темный в своей жизни. В то время выступления музыканта, увлекавшегося оккультизмом и страдавшего от наркотической зависимости, были отмечены эмоциональной неустойчивостью, вокруг его личности вспыхивали скандалы, в частности, его обвиняли в использовании нацистской атрибутики и одобрительных высказываниях о фашизме.
В 1976-1979 гг. Боуи записал три альбома Low (1977), Heroes (1977) и Lodger (1979), каждый из которых попал в пятерку лучших в Великобритании, и совершил мировое турне, посетив в том числе Австралию и Новую Зеландию.
В 1980-х гг. певец отошел от экспериментальной музыки и большей частью комбинировал собственные наработки прошлых лет.
В 1981 г. вышла песня Under Pressure, сочиненная и исполненная с группой Queen. Композиция имела огромный успех и заняла первое место в британских чартах. В 1983 г. Боуи произвел фурор, выпустив танцевальный альбом Let’s Dance. Он занял первое место среди бестселлеров 1983 г. в Великобритании и четвертое в США. Первые три песни - Modern Love, China Girl и Let’s Dance - стали мегахитами. Продажи Let’s Dance достигли 14 млн экземпляров (его самый продаваемый альбом).
В 1990-х гг. певец выпустил ряд синглов, в них прослеживалось влияние таких жанров, как соул, джаз и хип-хоп. В 1996 г. совершил турне, в ходе которого посетил Японию, Исландию и Россию (ранее дважды приезжал как турист).
В 2001 г. музыкант создал радиостанцию Kick Out the Jammies, нацеленную на детскую аудиторию. В последующие годы его концертная деятельность шла с перерывами из-за осложнений со здоровьем. В 2010 г. вышел концертный альбом с песнями из тура A Reality Tour 2003 г., который стал бестселлером на многих британских и зарубежных музыкальных порталах. 8 января 2016 г. был выпущен последний, 26-й (студийный), альбом Боуи - Blackstar. Его музыкальное содержание было описано так: "длинные джазовые импровизации, смешанные с пульсирующим битом". Американский музыкальный журнал Rolling Stone назвал его "лучшим шедевром Боуи, созданным с 1970-х гг.". Пластинка установила своеобразный рекорд, став первым альбомом музыканта, достигшим вершины чарта в США. За 50-летнюю карьеру Боуи было продано более 140 млн копий его пластинок и дисков. Его песни звучат в десятках фильмов.
Кино
Дэвид Боуи известен и как актер, он снялся примерно в 40 лентах. Первой картиной с его участием стала фантастическая драма Николаса Роуга "Человек, который упал на Землю" (1976), в ней Боуи сыграл инопланетянина. Среди его киноработ роль вампира в эротическом триллере Тони Скотта "Голод", Понтия Пилата в драме Мартина Скорсезе "Последнее искушение Христа" (1988), агента ФБР в мистическом триллере Дэвида Линча "Твин Пикс: Сквозь огонь" (1992), художника Энди Уорхола в биографической драме Джулиана Шнабеля "Баския" (1996) и изобретателя Николы Тесла в драматическом триллере Кристофера Нолана "Престиж" (2006). Кроме того, он озвучивал различных персонажей в мультфильмах.
Награды
Боуи был удостоен множества музыкальных наград, в их числе и три премии Brit Awards в номинации лучший британский исполнитель (1984, 2014, а также в 2017 г. посмертно) и шесть "Грэмми". В 1996 г. в США Боуи был включен в Зал славы рок-н-ролла. В 2002 г. он занял 29-е место в опросе Би-би-си "100 величайших британцев". В 2004 г. журнал Rolling Stone поместил Боуи на 39-е место в списке "100 величайших исполнителей рок-музыки всех времен", в 2011 г. - на 23-е место в списке "100 величайших вокалистов всех времен", в 2020 г. пять его альбомов вошли в список "500 величайших альбомов всех времен". Есть в его списке и кинонаграда - Saturn Award - за роль в фильме "Человек, который упал на Землю".
Личные сведения, кончина
В разное время Дэвид Боуи жил в Великобритании, Швейцарии, Западном Берлине и США.
Он был дважды женат. Со своей первой женой, американской моделью Анджелой Барнетт прожил 10 лет (1970-1980). В 1992 г. его женой стала сомалийская модель Иман Абдулмаджид. Его сын от первого брака - Данкан Зоуи Хейвуд - кинорежиссер, дочь от второго - Александрия Захра - начинающая художница.
Дэвид Боуи скончался 10 января 2016 г. в Нью-Йорке на 70-м году жизни от онкологического заболевания. Прах музыканта захоронен в месте, известном только его родственникам.
Первый памятник музыканту был открыт 25 марта 2018 г. в английском городе Эйлсбери.
Дэвида Боуи называют великим экспериментатором, человеком, оказавшим влияние практически на все направления современной музыки: от глэм и арт-рока до пост-панка и "новой волны", от психоделического попа до индастриала, электроники и альтернативного рока, а за частую смену сценических образов и творческих амплуа он получил прозвище "хамелеон". Музыкальные критики считают, что его образы и стили оказали влияние на многих музыкантов. Среди тех, кто вдохновлялся его творчеством, британские группы Depeche Mode и Duran Duran, американская певица Мадонна, ирландский рок-музыкант Боно.

{{filterList[filterType]}}