Родилась 8 декабря 1934 г. в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) в семье Бруно Артуровича Фрейндлиха и Ксении Федоровны Федоровой. Ее отец был актером театра и кино, в 1974 г. получил звание народного артиста СССР. Мать училась на драматических курсах Ленинградского театра рабочей молодежи, работала бухгалтером. Незадолго до начала Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. родители расстались. Отец с труппой Ленинградского театра юного зрителя (ныне Театр юных зрителей им. А. А. Брянцева) эвакуировался в Ташкент (Узбекская ССР, ныне Республика Узбекистан). Алиса Фрейндлих вместе с матерью пережила блокаду Ленинграда (1941-1944). После окончания войны в 1945 г. они переехали в Таллин (Эстонская ССР, ныне Эстонская Республика), в 1948 г. вернулись в Ленинград.
В 1957 г. Алиса Фрейндлих с отличием окончила актерский факультет Ленинградского театрального института им. А. Н. Островского (впоследствии Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии, ныне Российский государственный институт сценических искусств). Выпускница курса заслуженного артиста РСФСР Бориса Зона.
Работа в театре
После окончания института Алиса Фрейндлих была принята в труппу Ленинградского драматического театра им. В. Ф. Комиссаржевской (ныне Санкт-Петербургский академический драматический театр им. В. Ф. Комиссаржевской). Играла в спектаклях: "Человек с портфелем" по произведению Алексея Файко, "Светите, звезды!" по пьесе Ивана Микитенко, "Раскрытое окно" по комедии Эмиля Брагинского, "Живая вода" по роману Леонида Леонова "Русский лес", "Случайные встречи" по пьесе Роальда Назарова.
В 1961-1983 гг. Алиса Фрейндлих служила в Ленинградском театре имени Ленсовета (ныне Санкт-Петербургский академический театр имени Ленсовета). Была задействована в постановках: "Пигмалион" по пьесе Бернарда Шоу, "Таня" по произведению Алексея Арбузова, "Ромео и Джульетта" по трагедии Уильяма Шекспира, "Трехгрошовая опера" по произведению Бертольта Брехта, "Варшавская мелодия" по пьесе Леонида Зорина, "Преступление и наказание" по роману Федора Достоевского, "Хождение по мукам" по трилогии Алексея Толстого, "Малыш и Карлсон, который живет на крыше" по повести Астрид Линдгрен, "Вишневый сад" по пьесе Антона Чехова, "Интервью в Буэнос-Айресе" по произведению Генриха Боровика.
В 1983 г. Алиса Фрейндлих перешла в труппу Ленинградского академического Большого драматического театра им. М. Горького (БДТ; ныне Российский государственный академический Большой драматический театр им. Г. А. Товстоногова) по приглашению его главного режиссера Георгия Товстоногова. Является актрисой БДТ по настоящее время. Была задействована в спектаклях: "Волки и овцы" по пьесе Александра Островского, "На дне" по произведению Максима Горького, "Стеклянный зверинец" по пьесе Теннесси Уильямса, "Коварство и любовь" по драме Фридриха Шиллера, "Макбет" по трагедии Уильяма Шекспира, "Калифорнийская сюита" по пьесе Нила Саймона, "Дядюшкин сон" по произведению Федора Достоевского, "Лето одного года" по пьесе Эрнеста Томпсона "На Золотом озере", "Война и мир Толстого" по мотивам романа Льва Толстого "Война и мир", "Алиса" по мотивам произведения Льюиса Кэрролла "Алиса в Стране чудес".
Работа в кино
В студенческие годы Алиса Фрейндлих снялась в эпизодических ролях в фильмах Фридриха Эрмлера "Неоконченная повесть" (1955), Бориса Дмоховского и Андрея Апсолона "Таланты и поклонники" (1955), Матвея Володарского "Бессмертная песня" (1957). Среди ее наиболее известных киноработ: Маша в фильме "Похождения зубного врача" (1965, режиссер Элем Климов), Анна в мелодраме "Анна и Командор" (1974, Евгений Хринюк), баронесса де Шампиньи в экранизации водевиля Эжена Лабиша "Соломенная шляпка" (1974, Леонид Квинихидзе), директор статистического учреждения Людмила Калугина в комедийной мелодраме "Служебный роман" (1977, Эльдар Рязанов), жена Сталкера в научно-фантастической драме "Сталкер" (1979, Андрей Тарковский), Анна Австрийская в музыкальном фильме "Д'Артаньян и три мушкетера" (1979, Георгий Юнгвальд-Хилькевич), Харита Огудалова в мелодраме "Жестокий романс" по мотивам пьесы Александра Островского "Бесприданница" (1984, Эльдар Рязанов), Ольга Туманова в детективном сериале "Женская логика" (2001-2006, Эльдор Уразбаев и др.), Галина Белецкая в драме "Большой" (2016, Валерий Тодоровский). Последняя роль к настоящему времени - кардиолог Вера Литвина в трагикомедии "Родители строгого режима" (2022, Никита Владимиров). В общей сложности Алиса Фрейндлих снялась в более чем 50 фильмах и сериалах (не считая фильмов-спектаклей).
Член Союза кинематографистов РФ, Российской академии кинематографических искусств, Национальной академии кинематографических искусств и наук России.
Звания, награды
Народная артистка СССР (1981).
Алиса Фрейндлих награждена орденами Трудового Красного Знамени (1986), Дружбы (1994), "За заслуги перед Отечеством" I, II, III и IV степеней (2024, 2019, 2009, 2004), Почета (2014). Отмечена Почетной грамотой президента РФ (2010).
Лауреат Государственной премии РСФСР им. К. С. Станиславского 1976 г., Государственной премии РФ в области литературы и искусства 1995, 2000 и 2007 гг., премии правительства РФ в области культуры 2010 г.
Обладательница театральной премии "Золотая маска" в категории "Лучшая женская роль" (2006, моноспектакль "Оскар и Розовая дама" на сцене Театра имени Ленсовета) и в почетной номинации "За честь и достоинство" (2001), кинопремии "Ника" в категориях "Лучшая роль второго плана" (1995, "Подмосковные вечера"), "Лучшая женская роль" (2006, "На Верхней Масловке"), "Лучшая женская роль второго плана" (2018, "Большой") и в почетной номинации "Честь и достоинство" (2016), кинопремии "Золотой орел" в категории "Лучшая женская роль второго плана" (2018, "Карп отмороженный").
Почетный гражданин Санкт-Петербурга (2001). Почетный член Российской академии художеств (2005).
Фильмы и книга об Алисе Фрейндлих
Жизни и творчеству актрисы посвящены документальные фильмы "Алиса Фрейндлих" (1979, режиссер Людмила Станукинас), "Неслужебный роман Алисы Фрейндлих" (2009, Денис Трофимов), "Триумф смешной девчонки. Алиса Фрейндлих" (2009, Александр Смирнов), "Алиса Фрейндлих. Нет объяснения у чуда" (2014, Ольга Высоцкая), "Люди и страсти Алисы Фрейндлих" (2019, Анатолий Малкин), "Алиса. Волнение" (2020, Денис Клеблеев) и др., а также книга "Алиса Фрейндлих" (1989, автор Евгений Калмановский).
Поздравления Алисе Фрейндлих со стороны Владимира Путина
Владимир Путин несколько раз лично поздравлял Алису Фрейндлих с днем рождения. В частности, 15 декабря 2004 г., спустя несколько дней после 70-летия актрисы, президент России побывал у нее в гостях, подарил букет цветов и картину. В ходе общения глава государства признался, что является давним поклонником актрисы.
8 декабря 2014 г. Владимир Путин лично поздравил Алису Фрейндлих с 80-летием и вместе с ней осмотрел реконструированное по ее инициативе здание Большого драматического театра им. Г. А. Товстоногова. Глава государства подарил актрисе редкую книгу и соломенную шляпку.
Владимир Путин неоднократно направлял Алисе Фрейндлих поздравительные телеграммы, приуроченные к ее дню рождения. Так, 8 декабря 2019 г., поздравляя актрису с 85-летием, президент России отметил: "Вы по праву снискали высокое профессиональное признание, а главное - искреннюю, непреходящую любовь поклонников театра и кинематографа. Важно, что и сегодня Ваша жизнь наполнена творчеством, и Вы по-прежнему восхищаете публику ярким, самобытным талантом и непревзойденным актерским мастерством".