Все новости
Энциклопедия

Королев, Сергей Павлович

Королев, Сергей Павлович
© ИТАР-ТАСС/Архив

Родился 12 января 1907 г. (30 декабря 1906 г. по старому стилю) в гор. Житомире Волынской губернии Российской империи (ныне - Украина) в семье учителей Павла Яковлевича Королева (1877-1929) и Марии Николаевны Москаленко (1888-1980). После развода родителей Сергей в двухлетнем возрасте был увезен матерью в гор. Нежин (ныне районный центр Черниговской области Украины), где воспитывался бабушкой и дедушкой. С 1917 г. жил с матерью и отчимом Григорием Михайловичем Баланиным в Одессе.

В 1924 г. окончил Одесскую профессиональную строительную школу. В 1924 г. поступил в Киевский политехнический институт, где проучился два года, освоив общие инженерные дисциплины по авиационной технике. Осенью 1926 г. перевелся на аэромеханический факультет Московского высшего технического училища (МВТУ; ныне - Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана). По окончании МВТУ в 1930 г. получил специальность инженера-аэромеханика, руководителем его дипломного проекта "Легкомоторный двухместный самолет СК-4" был авиаконструктор Андрей Туполев. Окончил Московскую школу летчиков-планеристов (1930).

Доктор технических наук (ученая степень была присвоена в 1957 г. после осуществления запуска первого искусственного спутника Земли). В 1953 г. избран членом-корреспондентом, в 1958 г. - академиком АН СССР (ныне - Российская академия наук, РАН).

Еще в юности Сергей Королев проявил интерес к авиационной технике. С 16-ти лет занимался в планерном кружке Общества авиации и воздухоплавания Украины и Крыма, участвовал в работе первой конференции планеристов Одессы (1924). В 17 лет разработал проект безмоторного самолета К-5 и совершил свой первый полет на гидросамолете. В 1927-1930 гг. был участником Всесоюзных планерных состязаний в Коктебеле (Крым). Создал планеры "Коктебель" (1929), "Красная звезда" (1930) и др.
С 1927 г. совмещал учебу в МВТУ с работой в конструкторских бюро московских авиационных заводов №22 и №39.
В 1930-1931 гг. - старший инженер, затем руководитель группы Центрального аэрогидродинамического института в Москве (ЦАГИ; с 1935 г. располагается в гор. Жуковском Московской обл.).
Увлекся ракетной техникой после знакомства с работами русского ученого, одного из основоположников теоретической космонавтики Константина Циолковского.
В сентябре 1931 г. вместе с советским изобретателем Фридрихом Цандером создал в Москве группу изучения реактивного движения (ГИРД или МосГИРД) при ОСОАВИАХИМе СССР (Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству; ныне - ДОСААФ России) и возглавил ее технический совет. В 1932-1933 гг. был начальником ГИРД, сменив на этом посту Цандера. Под руководством Королева в 1933 г. были осуществлены запуски первых советских реактивных ракет "ГИРД-09" на гибридном топливе (конструкции Михаила Тихонравова) и "ГИРД-Х" на жидком топливе (конструкции Фридриха Цандера).
В 1933 г. на базе МосГИРД и ленинградской Газодинамической лаборатории был организован Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ; ныне - Исследовательский центр им. М. В. Келдыша) под руководством Ивана Клейменова, Сергей Королев стал его заместителем. В 1934 г. возглавил отдел крылатых ракет, затем группу ракетных аппаратов.
В ночь с 27 на 28 июня 1938 г. Сергей Королев был арестован по так называемому "делу РНИИ" по обвинению в участии в контрреволюционной троцкистской организации. 27 августа того же года решением Военной коллегии Верховного суда СССР был осужден по статьям 58-7 (вредительство) и 58-11 (подготовка к совершению антисоветских преступлений) Уголовного кодекса РСФСР и приговорен к 10 годам заключения в исправительно-трудовых лагерях. Сначала отбывал наказание на Колыме, а после пересмотра дела в 1939 г. по ходатайству летчиков, Героев Советского Союза Валентины Гризодубовой и Михаила Громова, а также Андрея Туполева (который сам был осужден) - в режимных конструкторских бюро. С 1940 г. работал в ЦКБ-29 НКВД СССР в Москве под руководством Туполева, с 1942 г. - в ОКБ НКВД СССР при авиазаводе №16 в Казани под руководством Валентина Глушко.
27 июля 1944 г. решением Президиума Верховного совета СССР был освобожден досрочно со снятием судимости, полностью реабилитирован 18 апреля 1957 г.
После Великой Отечественной войны в сентябре 1945 г. был командирован в Германию в качестве сотрудника специальной технической комиссии по изучению трофейной ракетной техники - в частности, баллистической ракеты "Фау-2" разработки Вернера фон Брауна.
30 августа 1946 г. был назначен главным конструктором баллистических ракет дальнего действия и начальником отдела №3 Специального конструкторского бюро (СКБ) Научно-исследовательского института №88 (НИИ-88), организованного в том же году в подмосковном гор. Калининграде (ныне - Королев). После преобразования в 1950 г. отдела №3 в особое конструкторское бюро (ОКБ-1) Сергей Королев был назначен его начальником и главным конструктором. Одновременно в 1951-1956 гг. занимал должность заместителя директора НИИ-88. Возглавлял ОКБ-1 (ныне - РКК "Энергия" им. С.П. Королева), которое в августе 1956 г. вышло из состава НИИ-88, вплоть до своей кончины в 1966 г.
В 1948 г. выступил одним из основателей в МВТУ кафедры "Баллистические ракеты" (ныне - кафедра СМ-1 "Космические аппараты и ракеты-носители" факультета "Специальное машиностроение"). Читал курс лекций по ракетной технике.
В 1960-1966 гг. был членом Президиума АН СССР.
Под руководством Сергея Королева в 1947 г. из трофейных комплектующих были собраны и запущены немецкие ракеты "Фау-2". В 1948 г. была запущена первая отечественная баллистическая ракета Р-1, затем проведены первые пуски ракет: геофизической Р-1А (1949), стратегической Р-5 (1953), оперативно-тактической Р-11 (1953), межконтинентальной баллистической Р-7 (1957), а также первый пуск Р-11ФМ с подводной лодки (1955). Осуществлены запуски первого искусственного спутника Земли (1957), второго спутника с собакой Лайкой на борту (1957), ракеты-носителя "Восток" (1958), первых автоматических межпланетных станций на Луну (1959), Марс (1960), Венеру (1961), спутников "Электрон", "Молния-1" и др. Созданы космические корабли "Восток" и "Восход", на которых совершены первый полет человека в космос - Юрия Гагарина в 1961 г., и первый выход в открытый космос - Алексея Леонова в 1965 г. Королевым были начаты работы по пилотируемым лунным программам Л1, Н1-Л3 (после его смерти были свернуты) и разработан проект космического корабля "Союз" (первый запуск состоялся в 1967 г.).
Скоропостижно скончался 14 января 1966 г. в Москве. Урна с его прахом захоронена в Кремлевской стене на Красной площади.

Полковник-инженер (1946).

Дважды Герой Социалистического Труда (1956, "за создание дальних баллистических ракет"; 1961, "за особые заслуги в развитии ракетной техники и за работы по созданию и успешному запуску первого в мире космического корабля "Восток" с человеком на борту"). Лауреат Ленинской премии (1957; "за создание первого и второго искусственных спутников Земли").
Награжден орденом "Знак Почета" (1945) и тремя орденами Ленина (апрель и декабрь 1956, 1957), двумя золотыми медалями "Серп и Молот" (1956, 1961), медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг." (1945).

Отмечен наградой АН СССР - золотой медалью им. К.Э. Циолковского (1958).
Почетный гражданин российских гор. Королев, Калуга (присвоено посмертно в 1997 г.), а также Байконура (1970; Казахстан).

Автор и соавтор более 250 научных работ, статей и изобретений. Среди них работы "Ракетный полет в стратосфере" (1934), "Крылатые ракеты" (1944). В 1957-1960-х гг. некоторые статьи публиковались в газете "Правда" под псевдонимом "Профессор К. Сергеев", т. к. имя конструктора было засекречено. В 1980 г. была издана книга "Творческое наследие Сергея Павловича Королева. Избранные труды и документы".

Был дважды женат. Первая супруга - Ксения Максимилиановна Винцентини (1907-1991), хирург. Вторая жена - Нина Ивановна Котенкова (1920-1999), работала переводчиком в НИИ-88. Дочь от первого брака - Наталья (род. 1935), доктор медицинских наук, хирург, лауреат Государственной премии СССР.

{{filterList[filterType]}}