Происхождение и образование
Эмманюэль Макрон (полное имя - Эмманюэль Жан-Мишель Фредерик Макрон; Emmanuel Jean-Michel Frederic Macron) родился 21 декабря 1977 г. в Амьене (север Франции). Его отец - Жан-Мишель Макрон - профессор неврологии в Университете Пикардии, мать - Франсуаз Макрон-Ногес - доктор медицинских наук.
В 1999 г. окончил философский факультет Университета Париж X - Нантер, в 2001 г. - Институт политических исследований ("Сьянс По", Париж), в 2004 г. - Национальную школу администрации (НША, Страсбург) - самые престижные вузы, выпускниками которых были президенты Франции Валери Жискар д’Эстен, Жак Ширак, Франсуа Миттеран, Франсуа Олланд.
Во время учебы, в 1999-2001 гг., был секретарем известного французского философа Поля Рикёра, помогал ему в работе над книгой "Память, история, забвение".
На госслужбе и работа в банке
В 2004 г. поступил на службу в Государственную финансовую инспекцию. В 2007 г. стал заместителем докладчика в Комиссии по экономическому росту, которую возглавлял известный экономист Жак Аттали.
Одновременно работал в Rothschild & Cie (Банк Ротшильдов), где был инвестиционным банкиром (2008-2012) и партнером (2010-2012). В этот период он заработал более 3 млн евро.
В администрации президента и правительстве
В 2011 г. Макрон вошел в предвыборный штаб кандидата в президенты от Соцпартии Франсуа Олланда (в мае 2012 г. был избран главой государства). Вместе с известным экономистом Мишелем Сапеном отвечал за разработку экономической программы.
После победы Олланда Макрон занял пост заместителя генерального секретаря его администрации, до 2014 г. курировал вопросы стратегии, экономики, бюджета, финансов, налоговой и отраслевой политики, входил в ближайшее окружение президента.
В 2012 г. Макрон участвовал в программе обменов "Молодые лидеры", действующей при Франко-американском фонде.
В августе 2014 г. был назначен на пост министра экономики, промышленности и информационных технологий.
Наиболее заметной инициативой Макрона на этом посту стала разработка закона в поддержку экономической активности и развития (принят в июле 2015 г.). Он направлен на либерализацию экономической сферы и усиление конкуренции между участниками рынка, затрагивает такие сферы, как торговля и транспорт, работа адвокатов и нотариусов, строительство жилья и малый бизнес. 30 августа 2016 г. подал в отставку из-за разногласий с Франсуа Олландом по вопросам внутренней политики.
Президент
В апреле 2016 г. Макрон основал центристское политическое движение "На марше", возглавлял его до мая 2017 г. (в июле 2017 г. переименовано в "Республику на марше", а в мае 2022 г. преобразовано в партию "Ренессанс").
16 ноября 2016 г. он выдвинул свою кандидатуру на пост президента. В первом туре выборов 23 апреля 2017 г. набрал наибольшее количество голосов - 24,01% (опередив на 2,7% процентных пункта кандидата от Национального фронта Марин Ле Пен). Во втором туре 7 мая одержал победу, получив 66,10% избирателей (за него проголосовали 20,7 млн французов). Вступил в должность 14 мая 2017 г., став самым молодым президентом в истории Франции (39 лет).
3 марта 2022 г. Макрон объявил о том, что баллотируется на новый срок. В первом туре 10 апреля за него проголосовали 27,8% избирателей, за Ле Пен — 23,1%. Он обещает увеличить минимальную пенсию до 1,1 тыс. евро (сейчас 636 евро), выделить 25 млрд евро на научные исследования в течение ближайших 10 лет, реализовать масштабную стратегию борьбы с наркотрафиком (почти 1 млн французов ежедневно употребляют марихуану, а 18 млн из 67 млн населения Франции хотя бы раз принимали этот наркотик). Высказывается за "большую независимость" Франции и Европы в сфере обороны и энергетики. В связи с этим заявляет о планах увеличить ежегодное финансирование вооруженных сил до 50 млрд евро к 2025 г. (сейчас 40,9 млрд евро в год) и начать строительство новых АЭС. В случае избрания он намерен создать две новых министерских должности. Задачей новых министров будет "озеленение" экономики и отказ от ископаемого топлива.
Во втором туре 24 апреля Макрон одержал победу над Марин Ле Пен. Они набрали 58,5% голосов и 41,5% соответственно. Макрон пообещал в ближайшие пять лет приложить все усилия, чтобы превратить Пятую республику в "великую экологическую державу". По его мнению, для этого необходимы инвестиции, использование творческого потенциала и масштабное внедрение инноваций. По словам Макрона, его сограждане сделали выбор в пользу "гуманистического и амбициозного проекта", основанного на "труде и созидании". Еще один пункт повестки второго срока касается обеспечения равенства между мужчинами и женщинами. Макрон заявил, что его новый мандат будет неспокойным, но историческим. Франция должна укрепить свои позиции, чтобы добиться лучшего будущего "для новых поколений". Новый срок полномочий Макрона начался с 14 мая (инаугурация прошла 7 мая).
Предвыборные обещания - см. Президентские выборы
Деятельность
В 2017 г. экономика Франции показала наибольший рост за шесть лет - 2,3%, в 2018 г. он замедлился до 1,5%. Потеряв из-за коронавируса 8% ВВП в 2020 г., французская экономика возобновила рост в 2021 г. на 7%. Уровень безработицы снизился с 11% в 2017 г. до 7,4% к началу 2022 г. Дефицит бюджета (согласно Пакту стабильности и роста ЕС не должен быть выше 3%), составлявший в 2017 г. 3,4% ВВП, сократился до 2,4% ВВП в 2018 г., но затем он начал расти и составил в 2019 г. 3%, а в 2020 г. из-за пандемии коронавируса вырос до рекордного уровня (за период с 1949 г.) - 9,2%. К концу 2021 г. дефицит бюджета снизился до 7% ВВП.
В период президентства Макрона расходы на оборону были увеличены с 1,79% до 2% ВВП. Однако ему не удалось справиться с госдолгом, который согласно Пакту стабильности и роста ЕС не должен быть выше 60% от ВВП. Весь пятилетний президентский срок Макрона госдолг возрастал - в начале 2017 г. он был выше 96% ВВП, по итогам 2017 г. составлял 97% ВВП (или 2,218 трлн евро), а в 2020 г. превысил 115% (или 2,813 трлн евро).
В начале президентства Макрона недовольство вызвала реформа трудового законодательства, начавшаяся в сентябре 2017 г. Правительство было наделено правом изменять трудовой кодекс через специальные постановления без одобрения парламента. В результате реформы уменьшились социальные обязательства бизнеса перед работниками и была упрощена процедура увольнения. В октябре 2017 г. была одобрена реформа налога на имущество состоятельных французов - с 2018 г. его платят лишь те, кто имеет имущество более чем на 800 тыс. евро по ставке от 0,5% до 1,5% в зависимости его от стоимости (ранее все французы, получающие доход более 1,3 млн евро в год, платили "налог на богатство" - 75%). В 2018 г. началось поэтапное снижение корпоративного налога с 33% до 25% к концу 2022 г. За эти решения Макрон получил прозвище "президент богачей".
Новая волна недовольства поднялась осенью 2018 г., когда правительство выступило с предложением увеличить налог на топливо, что должно было привести к росту цен на бензин и дизельное топливо. Это решение вызвало массовые протесты (движение "желтых жилетов"), активная фаза которых длилась почти год. Рейтинг президента снизился до 23%, хотя в мае 2017 г. его политический курс поддерживали 62%. В итоге в декабре 2018 г. правительство отсрочило на год повышение цен на топливо и объявило шестимесячный мораторий на рост тарифов на газ и электроэнергию. Кроме того, с 2019 г. была увеличена минимальная зарплата - на 100 евро в месяц до примерно 1,5 тыс. евро. Благодаря этим решениям к апрелю 2019 г. рейтинг президента повысился до 32%.
Недовольство граждан вызвала и пенсионная реформа, начавшаяся в 2018 г., когда возраст выхода на пенсию (во Франции он одинаковый для мужчин и женщин) был увеличен с 60 до 62 лет. Далее планировалось повысить его до 64 лет, но в начале 2020 г. от этих планов отказались. В марте 2022 г. в предвыборной кампании Макрон вернулся к этому пункту, предложив увеличить пенсионный возраст до 65 лет. Однако 12 апреля он вновь отступил, заявив, что готов "оставить открытой дверь" для смягчения реформы, в том числе за счет поднятия пенсионного возраста не до 65, а до 64 лет и не в ближайшее время, а к 2030 г.
В феврале 2022 г., после начала российской спецоперации на Украине и введения санкций ЕС против России, во Франции резко возросли цены на продукты, бензин и газ (продовольственная корзина подорожала почти на 6%, бензин на 22%, газ - на 47%). Если в декабре 2021 г. - январе 2022 г. Макрона поддерживали 43% граждан, то к началу февраля его рейтинг упал до 40%, а к марту до 33%. Макрон осудил начало военной спецоперации РФ и принял решение поддерживать Украину путем предоставления вооружения и финансовой помощи (Франция уже поставила Украине военных грузов более чем на 100 млн евро). В то же время он выразил намерение помочь "насколько может, российско-украинским переговорам, чтобы не допустить расширения конфликта". Он заявил, что Европа не вступит в прямой конфликт, поскольку "война с Россией превратилась бы в мировую войну", но дипломатическое давление на Россию и осуществление санкций будут продолжены. 3 июня 2022 г. Макрон сообщил, что общая продолжительность телефонных переговоров, которые провели за последние полгода президенты Франции и России составила 100 часов. Он добавил, что не делал из них секрета и вел их по просьбе президента Украины Владимира Зеленского. Макрон подчеркнул, что "нельзя унижать Россию", а также высказался: "Когда однажды военные действия прекратятся, мы сможем проложить путь к выходу из кризиса с помощью дипломатии... Я убежден, что Франция должна выполнять роль посредника". После проведения с 23 по 27 сентября 2022 г. в Донецкой и Луганской народных республиках, а также в Запорожской и Херсонской областях референдумов о вхождении в состав России (подавляющее большинство их жителей высказались за вхождение в состав РФ) Макрон осудил это решение и назвал это "серьезным нарушением международного права, а также украинского суверенитета".
17 июня 2022 г. по поводу предоставления Украине статуса кандидата в члены ЕС Макрон заявил: "В нормальных условиях Украина не должна была быть кандидатом. Статус кандидата подразумевает процесс, который длится годами, примером может послужить Сербия. Это лишь глава в переговорах. Мы это делаем, потому что идут военные действия, и считаем, что это было бы правильно". Макрон отметил, что такого же мнения придерживаются ФРГ, Италия и Румыния.
В целях достижения консенсуса по ключевым реформам (в июне президентский блок "Вместе!" потерял большинство в парламенте) французский лидер планирует учредить Национальный совет перестройки, главными темами которого станут вопросы повышения зарплат и трудовой реформы, а также организовывать различные форумы и проводить референдумы, к которым, по оценкам экспертов, раньше не имел особой склонности. Возможно, это позволит президенту решать судьбу наиболее важных законопроектов напрямую с французами (а не через парламент) в соответствии с провозглашенными принципами «живой демократии». В июле Макрон заявил о намерении подготовить план ответственного потребления энергии для предприятий и простых граждан. Это связано в первую очередь с тем, что Франция, которая в настоящий момент из-за остановки многих реакторов АЭС вынуждена закупать электричество в ФРГ, допускает полное прекращение поставок газа из России и рост нагрузки на энергосети.
Скандалы
За время нахождения на посту президента Макрон неоднократно оказывался в центре скандалов. Так, в марте 2017 г. сотрудников правоохранительных органов заинтересовала его поездка в Лас-Вегас в январе 2016 г., целью которой было участие Макрона, в то время занимавшего пост министра экономики, во встрече с бизнесменами в рамках Международной выставки электроники French Tech Night. 8 марта 2017 г. во французских СМИ (газеты "Монд", "Уэст-Франс") появилась информация о том, что организация поездки (стоимость - 380 тыс. евро) была поручена французской рекламной компании Havas. При этом тендер объявлен не был, что противоречит антимонопольному законодательству Франции. Сам Макрон заявил, что ему не было известно об этих организационных подробностях. Кроме того, у Антикоррупционной ассоциации вызвало подозрение, что суммы, задекларированные Макроном в 2014 г., не сходятся с теми, которые он заработал в 2009-2012 гг. Так, примерно 3,3 млн евро он получил в Банке Ротшильдов (2008-2012) и 2,8 млн евро - во время работы в администрации президента Франсуа Олланда (2012-2014). При этом в 2014 г. Макрон задекларировал 1,2 млн евро, а также заявил, что у него есть долг в размере 1 млн евро. В 2018 г. было начато расследование по подозрению в незаконном финансировании мэрией города Лиона предвыборной кампании Макрона, когда тот еще занимал министерский пост (21 января 2020 г. французская юстиция прекратила расследование). В марте 2022 г. разросся новый скандал. По информации СМИ, власти привлекали к работе вместо местных компании из США (в том числе McKinsey), выписывали заоблачные гонорары на общую сумму в 1 млрд евро, при этом налоги никто не платил. Якобы в обмен на такое сотрудничество предвыборному штабу Макрона были бесплатно оказаны некие услуги, что нарушает французское законодательство.
В июле 2018 г. во Франции разгорелся скандал вокруг сотрудника Елисейского дворца Александра Беналля, отвечавшего за безопасность президента Макрона, избившего манифестантов в ходе первомайской демонстрации в Париже. 5 ноября 2021 г. Исправительный суд Парижа приговорил Александра Беналля к трем годам лишения свободы, из которых два условно.
3 февраля 2022 г. обвинения в целом ряде экономических преступлений были предъявлены депутату правящей во Франции партии "Республика на марше" Тьерри Солеру, который также является политическим советником президента страны Эмманюэля Макрона. Политика обвиняют в налоговом мошенничестве и "незаконном присвоении государственных средств" для оплаты штрафов и бытовых расходов с 2012 по 2017 год. Кроме того, ему предъявлены обвинения в "пассивной торговле влиянием" с целью "получения контрактов" для компаний, занимающихся недвижимостью, с 2007 по 2017 г. и для консалтинговой фирмы с 2011 по 2012 г., а также в невыполнении обязательств по отчетности перед Высшим органом по обеспечению прозрачности общественной жизни. Следователей также заинтересовало трудоустройство тещи Солера в качестве сотрудника Национального собрания (нижней палаты парламента) Франции с 2016 по 2017 г. Отдельно рассматривается вопрос трудоустройства его супруги в качестве парламентского помощника с 2012 по 2017 г., однако по данному эпизоду политик пока проходит в качестве свидетеля. Первая жалоба на возможное налоговое мошенничество поступила в прокуратуру от Министерства экономики и финансов Франции в 2016 г., когда Солер выполнял функции пресс-секретаря Франсуа Фийона, баллотировавшегося на должность президента страны на выборах 2017 г. В 2018 г. он был лишен депутатской неприкосновенности. В Елисейском дворце пока не прокомментировали данную информацию.
Личные сведения
Как президент является Великим магистром ордена Почетного легиона и Великим магистром (гроссмейстером) ордена "За заслуги".
В 2017 г. Эмманюэль Макрон стал лауреатом Международной премии имени Карла Великого за "свое видение новой Европы, работу над обновлением европейского проекта и над европейской независимостью".
В 2016 г. вышла его книга "Революция" о видении развития страны. В одном из интервью в апреле 2022 г. он не исключил, что в случае ухода из политики станет писателем.
С 2007 г. Эмманюэль Макрон женат на бывшей учительнице французского языка и латыни Брижит Троньё (из семьи известных кондитеров), которая старше его на 24 года и в которую он был влюблен со школьных времен. У нее трое детей от первого брака.
Энциклопедия
Макрон, Эмманюэль
Президент Франции
Макрон, Эмманюэль
© EPA/YOAN VALAT{{filterList[filterType]}}