Происхождение
Джанни Версаче родился 2 декабря 1946 г. в Реджо-ди-Калабрия на юге Италии. Его отец, происходивший из обедневшего дворянского рода, был экономистом. Мать была швеей и владелицей ателье, где в детстве Джанни Версаче проводил много времени, наблюдая за ее работой и помогая ей. Он научился рисовать эскизы, кроить и шить, тогда же он создал первое платье. В юности увлекался рисованием, архитектурой и историей Древней Греции.
Начало карьеры дизайнера
До 25 лет Версаче работал в семейном ателье, занимался закупками, создавал модели, посещал модные показы, чтобы отслеживать новые тренды. Первую свою коллекцию он создал в 22 года. Постепенно о молодом дизайнере стали узнавать за пределами его родного региона. В 1970 г. его пригласил на работу владелец марки Florentine Flowers из Милана. Версаче создал для него коллекцию, показ которой имел большой успех. Вскоре он начал сотрудничать с домом моды Complice, брендами Genny, Mario Valentino и Callaghan.
Дом Versace
В 1978 г. Версаче основал в Милане собственный дом моды - Gianni Versace (или Versace). Его эмблемой он выбрал Медузу Ронданини (изваяние головы Горгоны Медузы из греческой мифологии), которую он называл "синтезом красоты и простоты". Вести финансы ему помогал старший брат Санто, сестра Донателла руководила съемками рекламы и налаживала связи со звездами кино и музыки. Первая коллекция Versace, в которой преобладали глубокое декольте, экстравагантные разрезы и расшитые стразами платья,получила восторженные отзывы.
В 1980-е гг. его коллекции становились все более революционными, СМИ писали, что он "перевернул представления о приличиях". Модельер культивировал сексуальность, его одежда открывала ноги, плечи и спину, показывая красоту женского тела, и подчеркивала фигуру. Если раньше чрезмерное использование декоративных элементов (разноцветных камней, пайеток) и слишком откровенные вырезы считались вульгарными, то с появлением Версаче такой стиль зазвучал по-новому, и его одежду полюбили модницы. Он использовал ассиметричные фасоны, драпировку, многослойность, металлические застежки и шнуровку, комбинировал шелк и кожу, металл и стразы, пользовался лазерной технологией "нео-кутюр" для сплавления кожи и резины. Культовыми стали футуристические металлические платья, струящийся материал для которых он изготавливал из тонких алюминиевых пластин (алюминиевая кожа). Стиль 1980-х для многих ассоциируется именно со смелыми экспериментами Версаче. Его ставка на экстравагантность и раскрепощенность сделала наряды не только самыми обсуждаемыми, но и критикуемыми. Джорджо Армани обвинял его в превращении высокой моды в эротическое шоу, некоторые критики писали, что его платья пригодны только для девушек легкого поведения. Однако, вопреки их мнению, звезды шоу-бизнеса и кино, лучшие модели и даже королевские особы восхищались его нарядами. Сам Версаче говорил, что "одно и то же платье на Мадонне и принцессе Диане будет смотреться по-разному. Если певица сделает его сексуальным, то леди Ди будет выглядеть как эталон классики". В это же время он начал сотрудничать с миланским театром "Ла Скала" (La Scala) и создавать костюмы для оперы. В 1989 г. запустил кутюрную линию (Atelier Versace), для которой использовались самые дорогие ткани, роскошная фурнитура, а качество пошива было исключительным. Дом Versace перешел в ряд люксовых брендов.
В начале 1990-х Версаче вдохновлялся поп-культурой. Он создал коллекцию в стиле поп-арт из ткани с трафаретными отпечатками портретов Мэрилин Монро и Джеймса Дина, написанных Энди Уорхолом. Также он часто использовал кожу. Версаче продолжил играть с правилами стиля в одной из самых провокационных коллекций Miss S&M (1992), в которой преобладали элементы фетиша. Модели выходили на подиум в скандальных бандажных кожаных платьях с массой тонких ремешков на лифе, соединенных с чокерами, прозрачными вставками и откровенными разрезами. В 1990-е также стали появляться тропические мотивы, кроме того, Версаче предложил носить вместо брюк леггинсы ярких цветов или с принтами. Он любил стиль барокко и был одним из немногих дизайнеров, кто мог умело внедрить его в современную одежду. В коллекциях того времени присутствовали платья с барочными завитками, объединенными с леопардовым рисунком, куртки-бомберы с золотыми оттисками и др. Все принты Версаче выполнялись с помощью валиков с гравировкой или трафаретов, отдельных для каждого цвета. Самые сложные включали более 20 оттенков. К середине 1990-х- гг. популярность Версаче была на пике. Насчитывалось более 100 бутиков в разных странах, а доходы модного дома достигли миллиардной суммы в долларах. Про свое творчество Версаче говорил: "Время летит быстро, мы только искорки, которые желают блеснуть как можно ярче, прежде чем угаснут на ветру, одежда это блеск".
Многие платья Джанни Версаче заставляли говорить о себе и вызывали ажиотаж. В 1991 г. модель Синди Кроуфорд выбрала для прохода по красной дорожке на церемонии вручения премии "Оскар" красное платье с глубоким фигурным декольте. Оно попало в рейтинг самых обсуждаемых, СМИ признали наряд лучшим образом мероприятия. В 1994 г. Версаче подарил начинающей британской актрисе Элизабет Хёрли будто незавершенное черное платье, скрепленное по бокам золотыми английскими булавками. В нем она была на премьере фильма "Четыре свадьбы и похороны" в Лондоне. Наряд моментально попал в рейтинг культовых, а критики назвали его стиль - "неопанк". В 1996 г. вместе с сестрой Версаче посетил благотворительное мероприятие Met Gala в Нью-Йорке. На Донателле было черное кожаное бандажное платье, которое произвело фурор в модной сфере и вошло в историю как один из самых провокационных образов 1990-х гг.
Версаче был и остается одним из самых известных модельеров в истории. Он одевал Майкла Джексона, Тину Тёрнер, Элтона Джона, Мадонну, Стинга, Шер, Джорджа Майкла и др. После развода в 1996 г. с принцем Чарльзом клиентом модного дома стала принцесса Диана. Для нее кутюрье создавал отдельный элегантный гардероб. Наряды Версаче часто попадали на обложки, а позже становились экспонатами выставок, посвященных леди Ди.
Показы Версаче всегда проходили с особым шиком. Они превращались в великолепные шоу со специальным музыкальным сопровождением - несколько композиций написал Элтон Джон. Считается, что именно Версаче ввел понятие "топ-модель", начав выделять некоторых из них, оплачивая им тройные гонорары. Его коллекции представляли Синди Кроуфорд, Линда Евангелиста, Наоми Кэмпбелл, Клаудия Шиффер, Карла Бруни и др. Творчество Версаче проявлялось не только в создании одежды, но и в коллекциях посуды, мебели, телефонов, часов и составлении парфюмерных ароматов.
Модельер вкладывал средства в произведения искусства. В его личной коллекции были картины Шагала, Кандинского, Пикассо и др.
Смерть
Утром 15 июля 1997 г. Джанни Версаче был застрелен на пороге своего дома в Майами (США) серийным убийцей Эндрю Кьюнененом. Вскоре тот покончил с собой. Мотив преступления так и остался невыясненным. Тело Джанни Версаче было кремировано, урна с его прахом помещена в семейную гробницу на кладбище в Мольтразио на озере Комо в Италии.
После смерти дизайнера модный критик Кэти Хорин написала: "Попытайтесь представить свой гардероб без ярких принтов, нарядных туфель на высоком каблуке и блеска цепочек. Все это пришло к нам благодаря Версаче. Его влияние было всепроникающим и отнюдь не ограничивалось эротическим шоу на подиуме". Его друг - итальянский режиссер Франко Дзефирелли - сказал: "Со смертью Версаче Италия и мир потеряли дизайнера, который освободил моду от конформности, дав ей воображение и творчество". Элтон Джон посвятил кутюрье свой альбом 1997 г. The Big Picture.
Жизни и работе Джанни Версаче были посвящены фильмы, среди которых документальная лента Джеймса Кента "Жертва моды. Убийство Джанни Версаче" (2001) и одна из серий "Американской истории преступлений", которая повествует о событиях, которые могли привести к убийству Версаче (2018). Кроме того, в 2007 г. в театре La Scala Морисом Бежаром был поставлен балет "Спасибо, Джанни, с любовью", приуроченный 10-й годовщине смерти Версаче. В 2010 г. вышла книга Тони ди Корсия "Джанни Версаче: Биография", в которой описываются этапы его жизненного пути и творчества.
Дом Versace сейчас
После смерти Версаче модный дом возглавила Донателла Версаче. В сентябре 2018 г. американская модная компания Michael Kors (с января 2019 г. - Capri Holdings Limited) приобрела Versace за 2,12 млрд долларов. Члены семьи Версаче получили акции Capri Holdings Limited на 150 млн евро. Донателла Версаче осталась на посту главы отдела креативного дизайна. В 2020 г. продажи компании составили 900 млн евро (более 1 млрд долларов). В настоящее время у Versace более 180 бутиков в крупных городах и более 1500 розничных магазинов по всему миру.
Энциклопедия
Версаче, Джанни
Версаче, Джанни
© AP{{filterList[filterType]}}