Все новости
Энциклопедия

Юон, Константин Фёдорович

Юон, Константин Фёдорович
© Валентин Черединцев/ТАСС

Родился 24 октября 1875 г. в Москве. Его отец - Федор (Теодор) Юон - был родом из Швейцарии, служил в страховой компании, позднее возглавил ее. Мать, Эмилия Юон, была музыкантом-любителем.

Жизненный и творческий путь
С восьми лет Константин Юон занимался рисованием и живописью. В 1894 г. поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. После первого года обучения на архитектурном отделении перевелся на живописное. Его педагогами в училище были художники Константин Савицкий, Абрам Архипов и Николай Касаткин. В годы учебы принимал участие в выставках.
После окончания училища в 1898 г. Константин Юон продолжил обучение в частной мастерской известного художника Валентина Серова, посещал также класс Исаака Левитана. Затем вместе с живописцем Иваном Дудиным открыл собственную частную школу - Классы рисования и живописи. Она проработала до 1917 г., в ней прошли обучение более трех тысяч учеников. Среди них были скульптор Вера Мухина, архитектор Николай Колли, художники Роберт Фальк, Владимир Фаворский, искусствовед Юрий Бахрушин и др.
Картины Константина Юона экспонировались на выставках Московского товарищества художников (1899, 1902), Товарищества передвижных художественных выставок (1900) и др.
В 1903 г. вместе с художниками Игорем Грабарем и Абрамом Архиповым стал одним из инициаторов создания Союза русских художников. Был его постоянным экспонентом, в 1904 г. стал членом комитета союза.
Константин Юон также входил в число участников петербургского объединения "Мир искусства", среди основателей которого были Сергей Дягилев и Александр Бенуа. Занимался оформлением спектаклей "Русских сезонов" Дягилева в Париже. В 1913 г. создал декорации для оперы Модеста Мусоргского "Борис Годунов", заглавную партию в которой исполнил Федор Шаляпин. Впоследствии певец приобрел для своей коллекции семь эскизов, сделанных художником к постановке "Бориса Годунова".
Константин Юон преимущественно работал как пейзажист, много путешествовал по России. Основной темой его творчества были сельские и городские пейзажи, четкие по композиции и цвету. По словам художника, он "хотел писать картины, как пишутся песни о жизни, об истории русского народа, о природе, о древних русских городах".
Жил в подмосковном селе Лигачеве, где в 1900 г. познакомился с крестьянкой Клавдией Никитиной, которая стала его супругой. Этот неравный брак послужил причиной многолетнего конфликта художника со своим отцом.
В 1900 г. пейзаж Юона "У Новодевичьего монастыря весной" впервые приобрела Третьяковская галерея. В числе других известных работ живописца 1900-1910-х гг. - "К Троице" (1903), "Голубой куст" (1908), "Весенний солнечный день" и "Троицкая лавра зимой" (обе - 1910), "Москворецкий мост. Зима" (1911). В 1915 г. в Лигачеве он создал полотно "Мартовское солнце", которое искусствоведы поставили в один ряд со знаменитыми картинами Исаака Левитана "Март" и Алексея Саврасова "Грачи прилетели".
С 1908 г. Константин Юон работал над так называемым космическим циклом - серией графических рисунков "Сотворение мира". В них в стиле символизма художник изобразил рождение мира (планет и природы) из первозданного хаоса.
После революционных событий 1917 г. создал серию акварельных работ о событиях в Москве, очевидцем которых был ("Перед вступлением в Кремль у Никольских ворот" и др.). В 1921 г. написал полотно "Новая планета", которое, с одной стороны, явилось продолжением цикла о сотворении мира, с другой - дополняло сценографические работы художника (выполнено по эскизу занавеса для Большого театра). Трактовки этого произведения до сих пор остаются неоднозначными. Одни видели в картине новый мир, рожденный революцией, другие - разрушение мироустройства. "Новая планета" Юона послужила иллюстрацией обложки книги Ивана Шмелева "Солнце мертвых" о трагических событиях Гражданской войны и красного террора в Крыму. Позднее, в 1923 г., Юон создал картину "Люди" как своеобразное продолжение своего космического цикла.
Вместе с тем, после Октябрьской революции художник продолжал работу в жанре пейзажной живописи. Одной из самых известных картин этого периода стало полотно "Купола и ласточки. Успенский собор Троице-Сергиевой лавры" (1921). Среди его других заметных работ 1920-х гг: "Парад Красной армии" (1923), "Подмосковная молодежь" (1926), "Перед вступлением в Кремль в 1917 году. Троицкие ворота" (1927).
В начале 1920-х гг. Константин Юон выступил одним из инициаторов создания школ изобразительного искусства при Московском отделении народного образования. В 1925 г. был принят в Ассоциацию художников революционной России.
В 1930-1940-х гг. создал декорации для ряда спектаклей Московского художественного академического театра СССР им. М. Горького, Большого и Малого театров.
В 1938-1939 гг. руководил персональной мастерской во Всероссийской академии художеств в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург).
В 1940-е гг. создал эскизы мозаик для неосуществленного проекта Дворца Советов в Москве.
В 1941 г. Константину Юону было присвоено научное звание доктора искусствоведения.
Среди его заметных произведений 1940-х гг. - "Утро Москвы" (1942), "Москва салютует" (1945), "Утро индустриальной Москвы" и "Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года" (обе - 1949).
В 1947 г. Юон стал действительным членом Академии художеств (АХ) СССР, с 1948 по 1950 г. возглавлял Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств АХ СССР.
С 1952 по 1955 г. - преподаватель Московского государственного художественного института им. В. И. Сурикова Академии художеств СССР (ныне Московский государственный академический художественный институт им. В. И. Сурикова при Российской академии художеств), профессор. Также вел преподавательскую деятельность в Заочном народном университете искусств в Москве, Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина (ныне Санкт-Петербургская академия художеств им. Ильи Репина) и др.
В 1957 г. был избран первым секретарем правления Союза художников СССР.
В 1958 г. вышла книга Константина Юона "Москва в моем творчестве". В 1959 г., уже после смерти художника, был опубликован двухтомник его статей и эссе "Об искусстве".
Кончина
Константин Юон скончался 11 апреля 1958 г. в Москве на 83-м году жизни. Похоронен на столичном Новодевичьем кладбище.

Звания, награды
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1926). Народный художник СССР (1950).

Константин Юон был награжден орденом Ленина (1945), двумя орденами Трудового Красного Знамени (1943, 1955).
Лауреат Сталинской премии I степени (1943).

Семья
Был женат на Клавдии Алексеевне Юон (1883-1965). Сыновья - Борис (1902-1917) и Игорь (1904-1932). Младший брат - Павел Юон (1872-1940, композитор, в основном работал в Германии и Швейцарии).

Память, признание
На фасаде московского дома (ул. Земляной Вал, д. 14-16, стр. 1), в котором с 1936 по 1958 г. жил и работал художник, установлена мемориальная доска.
Его жизни и творчеству посвящены одноименные книги "Константин Федорович Юон" (1957, автор Николай Третьяков; 1982, Юрий Осмоловский).

{{filterList[filterType]}}