19 июня 2014, 18:49

Российско-украинская граница. Досье

ИТАР-ТАСС/ Вадим Денисов

По данным Федерального агентства по обустройству государственной границы РФ (Росграница), протяженность российско-украинской границы составляет около 2250 км, из них сухопутная - 1925,8 км (суша - 1,500,2 км, речная - 422,2 км, озерная - 3,4 км) и морская - 320 км (проходит по акватории Азовского и Черного морей). После вхождения Республики Крым и Севастополя в состав России к этому расстоянию можно добавить еще 8 км крымской сухопутной границы, которая проходит по Перекопскому перешейку.

С Украиной граничат территории Белгородской, Брянской, Воронежской, Курской, Ростовской областей и Республики Крым. К украинским приграничным регионам относятся Донецкая, Луганская, Сумская, Харьковская, Херсонская и Черниговская области. С российской стороны пограничный контроль осуществляется в 62 пунктах пропуска (37 автомобильных, 15 железнодорожных, 7 воздушных и 3 морских).

Россию и Украину связывают 25 железнодорожных магистралей, 3 автострады, около 100 дорог с улучшенным покрытием, почти 300 грунтовых дорог и свыше 400 объездных путей.

Между странами действует безвизовый режим. Межправительственное соглашение о безвизовых поездках граждан РФ и Украины было подписано в Москве 16 января 1997 г. (вступило в силу 10 марта 1997 г.). Специальный протокол, подписанный в Киеве 30 октября 2004 г. (вступил в силу с 1 ноября 2004 г.) позволяет гражданам одной страны находиться на территории другой без регистрации 90 дней при наличии миграционной карты с отметкой пограничного контроля.

Государственная граница между Россией и Украиной формально существует с 24 августа 1991 г., когда Украина объявила о независимости от СССР. 23 июня 1992 г. в Дагомысе (Краснодарский край) президенты двух стран Борис Ельцин и Леонид Кравчук подписали соглашение о дальнейшем развитии межгосударственных отношений. Они договорились сохранить принцип открытости государственных границ при поэтапном введении соответствующего международным стандартам таможенного контроля.

С 1 октября 1992 г. границы России с Украиной перестали быть "прозрачными". Согласно указу президента России "О неотложных мерах по организации таможенного контроля в Российской Федерации" в приграничных с Украиной российских городах, на автомагистралях, на железнодорожных линиях Ростовской области, а также в аэропортах были открыты пункты таможенного досмотра.

15 февраля 1993 г. на границе были выставлены первые 35 российских подразделений пограничного контроля (22 автодорожных и 13 железнодорожных).

4 августа 1994 г. после подписания в Одессе соглашения о взаимодействии и сотрудничестве между пограничными войсками Украины и России (3 августа 1994 г.) началось совместное патрулирование на границе. Пограничный контроль стал осуществляться только при въезде в страну (соответственно, в Россию или на Украину).

8 февраля 1995 г. в Киеве было подписано межправительственное соглашения о пунктах пропуска через границу между Россией и Украиной.

В Договоре о дружбе, сотрудничестве и партнерстве от 31 мая 1997 г. Москва и Киев признали государственные границы и территориальную целостность двух стран и отсутствие взаимных территориальных претензий.

В 1998 г. начались переговоры о делимитации границы (определение госграницы с описанием ее прохождения и нанесением на карту) между Россией и Украиной. В течение четырех лет специальная двусторонняя комиссия описывала границы в пределах Брянской, Курской, Белгородской и частично Воронежской областей.

28 января 2003 г. в Киеве президенты двух стран Владимир Путин и Леонид Кучма подписали договор между РФ и Украиной о государственной границе (ратифицирован парламентами обеих стран в апреле 2004 г.). Базовый документ определил линию прохождения госграницы между двумя государствами.

Договор между Россией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива был подписан Путиным и Кучмой в Керчи 24 декабря 2003 г. (ратифицирован в апреле 2004 г.). Этот документ закрепляет за акваторией сложившийся исторически статус внутренних вод двух стран, а также фиксирует свободу судоходства в Азовском море и Керченском проливе для их торговых судов и военных кораблей.

Вопрос о распределении юрисдикции России и Украины в Азовском море остался неотрегулированным. Российская сторона предлагала провести линию госграницы по дну моря, оставив водную поверхность и ресурсы в общем пользовании. Украина настаивала на установлении линии границы и по водной поверхности.

17 мая 2010 г. в Киеве президент РФ Дмитрий Медведев и президент Украины Виктор Янукович подписали соглашение о демаркации сухопутного участка границы, которое вступило в силу 29 июля того же года (в договоре о границе 2003 г. не содержалось положений о демаркации - проведение линии госграницы на местности с обозначением ее специальными пограничными знаками). Была создана совместная демаркационная комиссия. Демаркация границ является одним из условий перехода на безвизовый режим со странами ЕС - переговоры об отмене визового режима ведут и Россия, и Украина.

29-30 ноября 2011 г. Россия и Украина подписали план по демаркации границы. 7 ноября 2012 г. был открыт первый пограничный знак на брянско-черниговском участке в районе стыка границы Украины, России и Белоруссии.

12 июля 2012 г. президенты России и Украины Владимир Путин и Виктор Янукович подписали совместное заявление по вопросам делимитации морских пространств в Азовском и Черном морях, а также в Керченском проливе. После длительного переговорного процесса стороны собирались подписать двусторонний договор, который бы урегулировал соответствующие вопросы.

22 октября 2012 г. Россия и Украина подписали межправительственное соглашение о реадмиссии, предусматривающее возвращение лиц, которые нелегально пересекли межгосударственную границу. Соглашение вступило в силу 9 июля 2013 г.

Процесс демаркации госграницы продолжался и в течение 2013 г., однако в связи с событиями на Украине был приостановлен.

16 июня 2014 г. Совет национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины поручил правительству провести одностороннюю демаркацию границы. По словам секретаря СНБО Андрея Парубия, это делается "в соответствии с сегодняшними угрозами национальной безопасности". На следующий день Верховная Рада при повторном голосовании рекомендовала правительству страны в месячный срок "принять решение о приостановке работы пунктов пропуска через государственную границу вдоль сухопутного участка с Россией". Парламент также рекомендовал правительству "немедленно утвердить документы, необходимые для проведения в одностороннем порядке демаркации сухопутного участка границы с РФ, которая будет обустроена по примеру внешних границ Европейского Союза". Парламентарии также решили выделить необходимые средства для обустройства сухопутной госграницы с Россией и увеличения штата Государственной пограничной службы.

По словам главы комитета Госдумы РФ по международным делам Алексея Пушкова, Россия не признает одностороннюю демаркацию границы со стороны Киева.