Московский метрополитен (полное название - Государственное унитарное предприятие (ГУП) города Москвы "Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен имени В.И. Ленина") - система скоростного внеуличного транспорта Москвы.
- Общая протяженность путей московского метрополитена составляет 327,5 километров. Если выстроить все пути столичной подземки в одну прямую, то линия растянется от Москвы почти до Костромы. На сети метрополитена действует 196 станций, большинство из которых расположены под землей. Однако 10 станций ("Выхино", "Измайловская", "Кунцевская", "Пионерская", "Филевский парк", "Багратионовская", "Фили", "Студенческая", "Кутузовская", "Мякинино") расположены на поверхности. Еще пять станций расположены на мостах и эстакадах ("Воробьевы горы", "Улица Скобелевская", "Бульвар Адмирала Ушакова", "Улица Горчакова", "Бунинская аллея").
В Московском метрополитене шесть станций с изогнутой платформой: "Александровский сад", "Пятницкое шоссе", "Международная", "Выставочная", "Кутузовская" и "Зябликово". На них машинист может не увидеть в зеркало, что происходит в хвосте состава.
7 млн пассажиров и 10 тыс. поездов ежедневно
- Ежесуточно московским метрополитеном пользуется в среднем около 7 млн пассажиров, в будничные дни этот показатель может превышать 9 млн человек. Самым загруженным днем для московского метро в 2014 году стало 25 декабря, тогда метрополитен перевез 9 млн 632 тыс. пассажиров. Всего в 2014 году метро воспользовались 2 млрд 451 млн 300 тыс. пассажиров.
- Средняя протяженность поездки пассажира в московском метрополитене составляет около 14,5 километров.
- Ежедневно по 12 линиям метрополитена пропускается более 10 тысяч поездов. Вагонный парк насчитывает порядка 5 тысяч единиц, из которых ежедневно формируется свыше пятисот составов. В настоящее время в метро используется пять типов вагонов - "Ем", 81-717/714 (неофициальное прозвище "номерной"), 81-720/721 "Яуза", 81-740/741 "Русич", 81-760/61 "Ока" (включая новейшую модификацию со сквозным проходом через весь состав). Производители большинства вагонов московского метро с 1934 года. - Мытищинский машиностроительный завод (ныне ОАО "Метровагонмаш", Мытищи, Московская обл.) и Ленинградский завод им. И.Е. Егорова (впоследствии ЗАО "Вагонмаш", Санкт-Петербург). В период с 1946 по 1961 гг. в Москве также использовались полученные из берлинского метро в качестве репараций вагоны типа "В".
- По интенсивности движения поездов столичная подземка занимает первое место в мире. Средняя эксплуатационная скорость поездов московского метрополитена составляет около 41,61 км/ч. При этом обеспечивается высокая регулярность движения поездов с минимальным интервалом в "час пик" 90 секунд.
- Больше половины станций московского метро испытывают суммарную суточную нагрузку более 50 тысяч пассажиров. Наиболее загруженными сегодня являются станции "Выхино", "Юго-Западная", "Новогиреево", "ВДНХ", "Кузьминки", "Речной вокзал", "Тушинская", "Щелковская" и "Китай-город", через которые ежедневно проходят от 100 до 150 тысяч человек. Станция "Лесопарковая" является станцией с наименьшим на сети подземных магистралей столицы пассажиропотоком – всего 500 человек в сутки.
- Средняя плотность пассажиропотока в "час пик" составляет 4,7 человека на 1 кв. м, однако на некоторых перегонах она может доходить до 7,7 человек на 1 кв. м.
Самая протяженная линия и самая глубокая станция
- Самая протяженная линия московского метро – Арбатско-Покровская, протянувшаяся на 45,1 километра с востока на северо-запад мегаполиса. Самая короткая линия московского метро – Каховская – ее протяженность составляет всего 3,3 километра.
- Серпуховско-Тимирязевская линия московского метро является самой протяженной на постсоветском пространстве и второй по этому показателю линией в мире, полностью проходящей под землей и не имеющей открытых участков. Серая ветка также лидирует в Москве по количеству станций – их здесь 25. Общая длинна линии составляет 41,2 километра.
- Станция "Парк Победы" является самой глубокой станцией московского метро – 84 метра. Самая близкая к поверхности станция московского метро – "Печатники": ее глубина заложения составляет всего 5 метров. Самая длинная платформа на станции "Воробьевы горы" (282 м).
- Станция "Лесопарковая" - единственная среди всех расположенных под землей станций, куда проникает дневной свет с поверхности.
- Станция с названием "Калужская" открывалась в московском метрополитене трижды. Первый раз так назвали нынешнюю станцию "Октябрьская" на Кольцевой линии за счет ее близости к Калужской площади, затем – временную конечную станцию Калужско-Рижской линии (располагалась на территории электродепо "Калужское") и третий раз это название получила нынешняя станция "Калужская" на оранжевой ветке.
- Среднее расстояние между станциями московского метро составляет около 1,8 километра. Самый короткий перегон – 496,8 метра – соединяет станции "Выставочная" и "Международная". Самый длинный перегон расположен между станциями "Крылатское" и "Строгино" - 6625 метров.
- С открытием последнего долгостроя - станции "Спартак" на Таганско-Краснопресненской линии - в московском метрополитене не осталось так называемых "станций-призраков", которые фактически построены, но не используются в пассажирских перевозках. На Арбатско-Покровской линии существует техническая станция "Троице-Лыково", которую при необходимости можно оборудовать в полноценную станцию для пассажиров.
- В московском метро в настоящее время машинистами работают только мужчины. Но так было не всегда. К примеру, в военное время существовали женские экипажи, заменявшие мужчин, ушедших на фронт. Несколько лет назад на Сокольнической линии столичной подземки работала последняя женщина-машинист – Наталья Корниенко. С ее уходом на пенсию больше женщин к ведению поездов не допускали. Это связано с постановлением правительства РФ от 25 февраля 2000 года № 162 "Об утверждении перечня тяжёлых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин". Под номером 374 в документе значатся машинист электропоезда и его помощник.
Почему станции объявляются мужскими и женскими голосами
- Станции в вагонах поездов московского метрополитена объявляются мужскими и женскими голосами. Такую систему придумали для удобства передвижения в подземке незрячих пассажиров.
Было установлено, что при следовании поезда в центр города, из динамиков звучит мужской голос, при следовании из центра – женский. На Кольцевой линии мужскими голосами станции объявляются при движении состава по часовой стрелке, а женскими – против часовой стрелки.
С 2004 года в метрополитене проводится акция "Голоса в метро": на новогодние праздники, в день рождения подземки и на День города станции на Сокольнической линии объявляли звезды эстрады и кино. В этом году в честь 80-летия метрополитена акцию было решено расширить – известные всем голоса объявляют станции на всех линиях подземки.
Служебные ветки и третьи пути
- Все линии московского метро соединены между собой служебными соединительными ветками, позволяющими делать при необходимости перегон составов. Движение поездов с пассажирами по служебным веткам не осуществляется с начала 90-х годов прошлого столетия.
- В московском метрополитене есть две станции, где вместо стандартных двух путей действует три. Это станции "Партизанская" Арбатско-Покровской линии и "Полежаевская" Таганско-Краснопресненской. В первом случае третий путь был призван обслуживать большое количество пассажиров во время мероприятий на так и не построенном стадионе имени Сталина. В случае с "Полежаевской" проектировщики хотели пустить отсюда ответвление в сторону Серебряного бора.
В настоящее время третьи пути используются для движения составов в депо. Кроме того, их часто используют для съемок художественных фильмов и музыкальных клипов.
- Единственная станция московского метро, на которой не написано ее название это "Выхино". Дело в том, что конструкция станции, расположенной на поверхности земли, не подразумевает места, где название могло бы быть нанесено. А вот на "Электрозаводской" ее название написано рекордных 54 раза: на путевых стенах и на пилонах станционного зала.
- Московский монорельс структурно также входит в систему столичного метрополитена. На линии протяженностью 4,7 километра действует шесть станций. Ежесуточно монорельсовая система перевозит около 30 тыс. пассажиров.