26 июня 2016, 16:00,
обновлено 11 июня 2015, 14:42

История Панамского канала. Досье

История Панамского канала. Досье
Проход парохода “Анкон” по Панамскому каналу, 15 августа 1914 года

26 июня 2016 года состоялась церемония открытия обновленного канала

Идея соединить между собой Тихий и Атлантический океаны через Панамский перешеек появилась еще в XVI в., однако технические возможности для этого появились лишь в конце XIX в. Первую попытку строительства канала предприняли французы в 1879 г., но она оказалась неудачной и завершилась многочисленными финансовыми скандалами.

Панамский канал

В начале XX в. за реализацию проекта взялись американцы. В 1903 г. между США и Колумбией, в состав которой входила территория Панамского перешейка, был подписан договор (Хея-Эррана), предусматривавший передачу зоны канала на 99 лет в пользование американцам и их право на военное вмешательство в интересах защиты канала. Однако колумбийский парламент отказался ратифицировать этот документ. Тогда при поддержке американского военного флота в колумбийском департаменте Панама (занимает территорию Панамского перешейка) был установлен лояльный США режим, и 3 ноября 1903 г. здесь было объявлено о создании независимого государства. После этого Панама и США подписали договор (Хея-Бюно-Варильи), предоставивший США "на вечные времена" право пользования и контроля над территорией будущего Панамского канала. Панама получила $10 млн. Помимо этого, за пользование каналом для США была установлена арендная плата.

Строительство Панамского канала началось в 1904 г. Работы по его прокладке длились 10 лет. В них приняли участие свыше 70 тыс. Общая стоимость проекта составила $660 млн. 15 августа 1914 г. по каналу прошло первое судно. Им стал американский пароход "Анкон". Официальная церемония открытия состоялась 12 июня 1920 г.

В 1939 г. США приступили к расширению канала для прохода военных кораблей нового поколения, однако работы были остановлены в связи с началом Второй мировой войны.

Характеристики

Канал протянулся с северо-запада на юго-восток Панамского перешейка, от г. Колон на атлантическом побережье до г. Панама на тихоокеанском. Его длина - 80 км (из них около 65 км проложено по суше). Вся система состоит из искусственных водоемов, соединенных каналами, и трех групп шлюзов. Шлюзы необходимы в связи с тем, что из-за особенностей рельефа искусственное озеро Гатун находится на высоте 25,9 м над уровнем моря. Все шлюзы двусторонние, что позволяет осуществлять безопасное встречное движение судов. Ширина шлюзовых камер – 33,5 м, глубина – 12 м. Канал сократил водный путь из Нью-Йорка в Сан-Франциско на 13 тыс км. Проход по нему занимает в среднем около 8 часов. Максимальная пропускная способность канала — около 17 тыс. судов и 300 млн тонн грузов в год.

Эксплуатация

В 1977 г. руководитель Панамы Омар Торрихос и президент США Джимми Картер подписали Договор о Панамском канале и Договор о постоянном нейтралитете и управлении каналом (договоры Торрихоса-Картера), согласно которым 31 декабря 1999 г. Панамский канал перешел под юрисдикцию Панамы. Для управления им при правительстве страны была создана государственная компания - Администрация Панамского канала.

Канал имеет статус международного. Его акватория используется не только с учетом национального законодательства, но и в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. За проход по нему взимаются официальные платежи. Согласно отчету Администрации Панамского канала, в 2015 финансовом году (с 1 октября 2014 г. по 30 сентября 2015 г.) через канал были перевезены рекордные 340,8 млн т грузов, а доход от его эксплуатации составил почти 2% годового ВВП страны. На канале трудятся около 10 тыс. человек.

Модернизация

В начале XXI в. стала очевидна необходимость модернизации всей системы канала. Его пропускная способность достигла своего максимального уровня. Кроме того, канал рассчитан на проход судов определенных размеров - типа Panamax (допустимая длина – 294 м, ширина – 32,6 м, осадка – 12 м). Другие суда, с размерами, превосходящими заданный стандарт, - их принято называть Post-Panamax (длина - 400 м, ширина - 50 м, осадка - до 15 м) - не вписываются в его габариты.

В апреле 2006 г. правительство выступило с планом расширения и модернизации канала. На референдуме в октябре того же года его одобрили 76,3% панамцев. На его реализацию государство выделило $5,25 млрд. Работы начались 13 сентября 2007 г. 

Проект включал строительство двух новых трехступенчатых шлюзовых каскадов — один при входе со стороны Атлантики, а второй — со стороны Тихого океана. Чтобы соединить уже существующие каналы с новыми шлюзами, прорыто 8 км новых судоходных каналов, а старые расширены и углублены, уровень озера Гатун поднят на 45 см (что позволит ежедневно расходовать дополнительные 2 млн тонн воды на работу шлюзов). Всего в ходе работ было перемещено 130 млн кубометров грунта и скальной породы. Ширина новых шлюзов достигает 55 м, а глубина - 15,2 м. Таким образом, Панамский канал сможет принимать современные крупнотоннажные суда. Ожидается, что в итоге пропускная способность этого водного пути возрастет в два раза.

Церемония открытия обновленного Панамского канала состоялась 26 июня 2016 г. Право открыть модернизированный канал было предоставлено китайскому судну Cosco Shipping Panama.