6 марта 2022, 08:00

История вопроса о безъядерном статусе Украины

Источник в одном из российских ведомств сообщил ТАСС, что на Запорожской АЭС, которая сейчас находится под контролем ВС РФ, возможно, хранилась документация по ядерной программе Украины

ТАСС-ДОСЬЕ. 6 марта 2022 года источник в одном из российских ведомств сообщил ТАСС, что на Запорожской АЭС, которая сейчас находится под контролем ВС РФ, возможно, хранилась документация по ядерной программе Украины. По его словам, Украина приступила к работе по формированию технологической основы для создания собственного ядерного оружия еще в 1994 году, сразу после подписания Договора о нераспространении ядерного оружия. Активизация этой работы, по данным источника ТАСС, произошла по распоряжению экс-президента республики Петра Порошенко в 2014 году.

ТАСС подготовил материал о том, как Украина с 1990-х годов принимала на себя обязательства по отказу от ядерных вооружений и дальнейших попытках Киева изменить условия принятых обязательств.

Декларация безъядерного статуса

После распада СССР в декабре 1991 году на постсоветском пространстве возникли четыре независимых государства, обладающих ядерным потенциалом: Россия, Белоруссия, Казахстан и Украина. При этом Украина заняла третье место в мире по количеству атомных зарядов и средствам их доставки после США и России. Кроме того, страна обладала примерно четвертью производственных мощностей ядерного оружейного комплекса СССР, сосредоточенных в основном на юго-востоке.

В Декларации о государственном суверенитете Украины от 16 июля 1990 года было закреплено намерение "стать в будущем постоянно нейтральным государством, которое не принимает участия в военных блоках и придерживается трех неядерных принципов: не принимать, не производить и не приобретать ядерного оружия".

24 октября 1991 года Верховный Совет Украины принял заявление о безъядерном статусе республики. В нем подчеркивалось, что Украина будет проводить политику, направленную на полное уничтожение ядерного оружия и компонентов его базирования, которые размещены на ее территории. Кроме того, в документе декларировалось соблюдение положения Договора между СССР и США о сокращении стратегических наступательных вооружений 1991 года (СНВ-1, ДСНВ-1) в части, которая касается ядерных вооружений. Украина заявила о готовности к переговорам с Белоруссией, Казахстаном, Россией об уничтожении стратегического оружия. Было также закреплено намерение присоединиться к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) 1968 года как безъядерная держава и заключить с Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ) соответствующее соглашение о гарантиях.

Договоренности в рамках СНГ

После прекращения существования СССР Россия взяла на себя выполнение международных обязательств Советского Союза, в том числе по Договору СНВ-1.

21 декабря 1991 года во время встречи в Алма-Ате (Казахстан), завершившей процесс создания СНГ, было подписано Соглашение о совместных мерах в отношении ядерного оружия, согласно которому Россия, Белоруссия, Казахстан и Украина приняли на себя обязательства по неприменению такого вооружения. Белоруссия, Казахстан и Украина обязались передать до 1 июля 1993 года тактическое ядерное оружие на предприятия РФ для его разукомплектования под совместным контролем. Кроме того, Минск и Киев вновь заявили о готовности присоединиться к Договору о нераспространении ядерного оружия в качестве неядерных государств и заключить с МАГАТЭ соглашения о гарантиях.

30 декабря 1991 года в Минске (Белоруссия) было заключено соглашение между государствами СНГ по Стратегическим силам. Согласно документу до полной ликвидации ядерного оружия "решение о необходимости его применения принимается президентом Российской Федерации по согласованию с главами Республики Беларусь, Республики Казахстан, Украины, в консультации с главами других государств - участников Содружества". На период до полного уничтожения ядерное оружие, размещенное на территории Украины, должно было перейти под контроль объединенного командования Стратегических сил с целью его разукомплектования до конца 1994 года, в том числе тактическое ядерное оружие - до 1 июля 1992 года.

Позднее, 11 апреля 1992 года, Россия и Украина подписали двустороннее соглашение о вывозе ядерных боеприпасов с территории Украины в РФ с целью их уничтожения. В мае того же года тактическое ядерное оружие было выведено в РФ.

Лиссабонский протокол

23 мая 1992 года в Лиссабоне (Португалия) США, Россия, Украина, Казахстан и Белоруссия подписали так называемый Лиссабонский протокол, согласно которому Украина, Казахстан и Белоруссия наряду с Россией и США становились участниками ДСНВ-1. Протокол содержал обязательства Белоруссии, Казахстана и Украины в кратчайшие сроки избавиться от ядерных вооружений и присоединиться к Договору о нераспространении ядерного оружия на правах безъядерных государств. Согласно Лиссабонскому протоколу стороны должны были ратифицировать Договор о СНВ-1. Однако ратификация документа Украиной затянулась. В течение 1993 года Москва и Киев вели переговоры по урегулированию спорных вопросов, которые осложнялись условием Украины признать за ней права собственности на часть ядерных боезарядов.

Массандровские соглашения

Следующим шагом стали так называемые Массандровские соглашения, подписанные 3 сентября 1993 года в предместье Ялты по итогам переговоров президентов РФ и Украины Бориса Ельцина и Леонида Кравчука. Они касались в том числе вопросов утилизации ядерных боезарядов, а также порядка осуществления гарантийного и авторского надзора за эксплуатацией стратегических ракетных комплексов на территориях Украины и России. Стороны договорились также вывезти ядерное оружие с Украины не позднее чем в течение 24 месяцев после ратификации последней Договора СНВ-1. Однако в процессе подписания соответствующего протокола Киев в одностороннем порядке внес в него изменения, согласно которым оставлял за собой часть ядерного вооружения. В результате российская сторона аннулировала документ.

Ратификация Договора СНВ-1

18 ноября 1993 года Верховный Совет Украины ратифицировал Договор между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений и Лиссабонский протокол. При этом постановление о ратификации сопровождалось рядом оговорок, в том числе о провозглашении собственности Украины на ядерное оружие и отклонении ст. 5 Лиссабонского протокола о присоединении Украины к ДНЯО. Кроме того, Киев обязался ликвидировать лишь 36% носителей и 42% ядерных боезарядов. Россия и США заявили, что не признают решение украинской стороны.

Компромисс был достигнут в ходе трехсторонних переговоров президентов России, США и Украины 14 января 1994 года Стороны договорились, что все атомные заряды будут вывезены в Россию, Киев получит от РФ в качестве компенсации топливо для атомных электростанций на сумму $160 млн, а стратегические боезаряды будут вывезены в Россию для их уничтожения и др. Украина получила от США около $500 млн по Программе совместного уменьшения угрозы (программа Нанна - Лугара), которая подразумевала оказание помощи странам бывшего СССР в ликвидации запасов ядерного, химического и биологического оружия.

3 февраля 1994 года парламент Украины ратифицировал ДСНВ-1 и Лиссабонский протокол. 16 ноября 1994 года был принят закон "О присоединении Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия от 1 июля 1968 года", в котором было предусмотрено, что данный документ вступает в силу после предоставления ядерными державами гарантий безопасности Украине.

Будапештский меморандум

5 декабря 1994 года на саммите Совета по обеспечению сотрудничества в Европе (СБСЕ) в Будапеште (Венгрия) США, Великобритания, Россия и Украина подписали Меморандум о гарантиях безопасности в связи с присоединением Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия. Документ известен как Будапештский меморандум. От имени Украины его подписал президент Леонид Кучма. Гарантами безопасности выступили Россия, США и Великобритания, впоследствии к ним присоединились Франция и Китай. Украина получила международные гарантии безопасности в обмен на присоединение к ДНЯО и разоружение.

Участники меморандума обязались уважать независимость, суверенитет и существующие границы Украины, не применять против нее силу, кроме как в целях самообороны или в соответствии с Уставом ООН, не применять по отношению к ней мер экономического принуждения, не применять ядерного оружия, оказывать помощь, если Украина "станет жертвой акта агрессии или объектом угрозы агрессии с применением ядерного оружия". Стороны договорились консультироваться в случае возникновения ситуаций, "затрагивающих" данные обязательства. При этом в меморандуме не были прописаны обязательства подписантов в случае нарушения его пунктов.

Будапештский меморандум не проходил ратификацию, поскольку, согласно тексту документа, является "применимым с момента подписания".

Вывод и уничтожение вооружений

С марта 1994 года по июнь 1996 года с территории Украины в РФ было вывезено для дальнейшей ликвидации около 2 тыс. ядерных боеприпасов стратегических комплексов, с учетом тактического оружия - около 5 тыс. ядерных боезарядов. Взамен Украина получила ядерное топливо для атомных электростанций. Были также демонтированы 130 шахтно-пусковых установок стратегических ракет СС-19 и 46 стратегических ракет СС-24 (последняя - 30 октября 2001 года), ликвидированы 43 стратегических бомбардировщика Ту-160 и Ту-95МС.

Попытки Киева изменить условия принятых на себя обязательств

Начиная с 2014 года Украина не раз поднимала вопрос об отказе от безъядерного статуса. После присоединения Крыма к РФ официальный Киев обвинил Москву в нарушении положений Будапештского меморандума. В свою очередь Россия отвергла подобные обвинения.

Особенно острая дискуссия развернулась в конце 2021 года - начале 2022 года, после обострения отношений Киева и Москвы. Так, в октябре 2021 года заместитель постоянного представителя Украины при ООН Юрий Витренко сообщил, что его страна хочет заменить Будапештский меморандум иным международным договором, который обеспечит ей "прямые и надежные гарантии мира и безопасности". 18 декабря того же года секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Алексей Данилов выразил мнение, что Украина должна получить компенсацию в виде оборонительного вооружения за переданный России в 1990-е годы ядерный арсенал.

10 февраля 2022 года министр иностранных дел РФ Сергей Лавров после встречи в Москве с британской коллегой Лиз Трасс напомнил, что Будапештский меморандум сопровождался декларацией, где требовалось от всех участников не допускать каких-либо нарушений принципов ОБСЕ, включая принцип уважения прав национальных меньшинств. Однако Украина этот документ полностью проигнорировала. По словам министра, никто не может обязать Россию признать антиконституционный государственный переворот в феврале 2014 года на Украине, дискриминацию русскоязычного населения и представителей других национальных меньшинств.

15 февраля бывшие президенты Украины Леонид Кравчук, Леонид Кучма и Виктор Ющенко обратились к подписантам Будапештского меморандума с призывом "помочь тем, кто вам когда-то поверил". В заявлении, размещенном в социальной сети Facebook, бывшие лидеры Украины отметили, что если их страна сейчас "проиграет", то "никаких Будапештских меморандумов больше не будет".

19 февраля президент Украины Владимир Зеленский, выступая на Мюнхенской конференции по безопасности, заявил, что поручил украинскому МИД созвать саммит стран - участниц Будапештского меморандума. В случае, если он не состоится или Украина не получит гарантии безопасности, меморандум будет признан Киевом недействительным. Выход из Будапештского меморандума де-факто повлечет за собой отказ страны от безъядерного статуса и, как следствие, возможность производства ядерного вооружения.

21 февраля Россия по просьбе лидеров Донецкой и Луганской народных республик признала независимость ДНР и ЛНР. 22 февраля МИД Украины потребовал немедленно провести консультации высокого уровня стран - участников Будапештского меморандума "относительно неотложных действий по снижению напряженности и [обеспечения] безопасности Украины". В МИД добавили, что с учетом итогов консультаций "Украина будет определяться относительно дальнейших мер по обеспечению собственной безопасности в соответствии с ее национальными интересами в условиях противодействия российской агрессии, норм международного права и национального законодательства".

22 февраля президент РФ Владимир Путин заявил, что Москва "услышала" заявления о намерениях Украины вновь получить ядерное оружие. По словам президента, появление даже тактического ядерного оружия у Украины означает стратегическую угрозу для России. Говоря о средствах доставки ядерного оружия, Путин напомнил, что у Украины есть старые ракеты советского производства "Точка-У" дальностью порядка 110 километров, и, кроме того, в стране сохранились предприятия, обладающие необходимой компетенцией для модернизации таких вооружений. Киеву, по его словам, "не хватает только системы обогащения урана, но это вопрос техники".

24 февраля МАГАТЭ, комментируя вопрос о возможности получения Украиной ядерного оружия, сообщило, что не обнаружило в ходе проверок на Украине признаков использования ядерных материалов в военных целях. Как отметили в МАГАТЭ, у страны есть соглашение о всеобъемлющих гарантиях с агентством, а в 2006 году был заключен дополнительный протокол. Такие гарантии позволяют вести контроль за ядерными материалами в целях не перенаправления их с мирной программы на создание ядерного оружия.

Ситуация с ядерными объектами Украины после начала спецоперации РФ

24 февраля 2022 года, после обострения эскалации в Донбассе и просьбе о помощи со стороны ДНР и ЛНР, Россия начала специальную военную операцию на Украине. Ее цель, по словам президента РФ Владимира Путина, состоит в демилитаризации и денацификации страны, в планы Москвы не входит оккупация украинских территорий.

Вечером в тот же день Украина уведомила МАГАТЭ, что "неизвестные вооруженные силы" взяли под контроль Чернобыльскую АЭС, станция не получила повреждений. 25 февраля постпред России при ООН Василий Небензя сообщил, что станция взята под контроль подразделениями Воздушно-десантных войск РФ. С военнослужащими отдельного батальона охраны АЭС Украины достигнута договоренность о совместном обеспечении безопасности энергоблоков и саркофага атомной электростанции. Такие действия, по словам Небензи, предприняты для недопущения появления у Украины "грязной бомбы". Генеральный директор агентства Рафаэль Гросси призвал к максимальной сдержанности во избежание любых действий, которые могут поставить под угрозу ядерные объекты Украины.

27 февраля Украина уведомила МАГАТЭ о попадании ракет в объект захоронения радиоактивных отходов в Киеве, при этом о повреждении здания или каких-либо признаках радиоактивного выброса не поступало.

28 февраля Минобороны РФ заявило, что российскими военнослужащими полностью охраняется и контролируется территория вокруг Запорожской атомной электростанции (Энергодар). Персонал АЭС, которая является крупнейшей в Европе, продолжает работу по обслуживанию объектов и контролю радиоактивной обстановки в штатном режиме, уровень радиации вокруг АЭС соответствует норме. В ночь на 4 марта на территории близ станции возник пожар: возгорание произошло в здании учебно-тренировочного корпуса. Украинский регулятор проинформировал МАГАТЭ о том, что уровень радиации на АЭС не изменился, пожар не затронул основное оборудование. Официальный представитель Минобороны РФ Игорь Конашенков подтвердил, что радиоактивный фон в районе Запорожской АЭС остается в норме, персонал станции продолжает работать в штатном режиме. При этом Игорь Конашенков сообщил о попытке провокации, предпринятой в зоне, прилегающей к АЭС, украинской диверсионной группой. По его словам, для провоцирования ответного огня из окон здания учебно-тренировочного комплекса по военнослужащим Росгвардии был открыт шквальный огонь. После того, как российский патруль подавил огневые точки диверсантов, они, покидая здание, совершили поджог учебно-тренировочного корпуса. 4 марта гендиректор МАГАТЭ Рафаэль Гросси также заявил, что выброса радиации на Запорожской АЭС не зафиксировано.

Совет управляющих МАГАТЭ 3 марта принял резолюцию, в которой потребовал прекратить действия РФ против украинских ядерных объектов. Постпред РФ при МАГАТЭ и других международных организациях в Вене Михаил Ульянов не согласился с резолюцией, назвав ее ошибочной. В свою очередь официальный представитель МИД РФ Мария Захарова обратила внимание, что в отличие от неонацистских батальонов, которые намеренно уничтожают и выводят из строя объекты критически важной инфраструктуры, российские военные делают все возможное для обеспечения безопасности таких объектов, как Чернобыльская и Запорожская АЭС.