22 августа 2016, 13:44,
обновлено 17 сентября 2014, 13:16

Членство России в ВТО. Досье

ИТАР-ТАСС/ EPA/ LYNN BO BO
Пять лет назад, 22 августа 2012 г., Россия стала полноправным членом Всемирной торговой организации

ТАСС-ДОСЬЕ. Пять лет назад, 22 августа 2012 г., Россия стала полноправным членом Всемирной торговой организации (ВТО). Заявка на вступление была подана в 1994 г. Протокол о присоединении подписан 16 декабря 2011 г. на министерской конференции в Женеве, в штаб-квартире ВТО.

10 июля и 18 июля 2012 г. документ ратифицировали Госдума и Совет Федерации, 21 июля закон о ратификации подписал президент Владимир Путин, а через 30 дней страна вступила в организацию. В декабре 2013 г. было учреждено Постоянное представительство России при ВТО, с мая 2014 г. его возглавляет Геннадий Овечко.

Доля России во взносах в бюджет ВТО в 2016 г. составляет около 4,6 млн долларов (2,2% от общего бюджета организации; 205 млн долларов).

Сведения о ВТО

ВТО (World Trade Organization) - специализированное учреждение ООН, осуществляющее разработку и внедрение новых соглашений в области мировой торговли, а также надзор за их исполнением. ВТО является преемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ; General Agreement on Tariffs and Trade), действовавшего с 1947 г. Она начала функционировать 1 января 1995 г. Основные цели ВТО - либерализация мировой торговли, обеспечение справедливых условий конкуренции, снятие торговых барьеров.

В рамках организации проводятся многосторонние переговоры между странами-членами, регулируются торговые споры, осуществляется мониторинг национальной торговой политики стран-членов, оказывается содействие развивающимся государствам. В настоящее время ВТО объединяет 164 страны, каждая из которых должна предоставлять другим членам режим наибольшего благоприятствования в торговле.

Страна, желающая присоединиться к ВТО, обязана привести свое законодательство в соответствие с требованиями организации. Переговоры о вступлении нового члена проходят в рамках Рабочей группы, в которую входят государства, имеющие нерешенные вопросы в области торговли со страной-кандидатом. Процесс ведется по четырем направлениям: по доступу на рынок товаров, по торговле сельскохозяйственной продукцией, по доступу на рынок услуг и по системным вопросам.

Обязательства России в рамках ВТО

Россия обязалась в течение двух-трех лет после вступления в ВТО (переходный период) снизить ставки импортных пошлин по всем товарам. Переходный период для наиболее чувствительных из них, включая легковые автомобили, вертолеты, самолеты гражданского назначения, а также некоторые продукты питания, в том числе рыбу и свинину, установлен в пять-семь лет.

Например, пошлины на бытовую электротехнику и электронику должны быть снижены с 15% (размер пошлины 2011 г.) до целевого показателя в 7-9%; на такие товары, как молоко, сливки и сливочное масло - с 25% до 20%, на рыбное сырье - 10% до 6-8%. Импортные пошлины на новые легковые автомобили Россия снизит с 25% до 15%. В интересах российских покупателей была достигнута договоренность, что этот процесс будет осуществляться главным образом в последние три года переходного периода.

Экспортные пошлины в зависимости от категории товаров Россия обязалась не увеличивать, или сократить, или отменить в соответствии с утвержденным графиком.  Ограничения касаются некоторых продуктов рыбной промышленности, минерального топлива и масел, древесины, целлюлозы, цветных металлов, драгоценных камней и драгоценных металлов. На некоторые товары экспортные пошлины сокращаются в пять раз, на другие обнуляются. Вывозная пошлина на природный газ зафиксирована на уровне 30% без обязательств по снижению. Для нефти и нефтепродуктов ставки пошлин, как и до вступления в ВТО, устанавливаются правительством ежемесячно с учетом средней цены на нефть марки Urals на мировых рынках.

Что касается доступа на рынок услуг, то Россия приняла обязательства по 116 из 155 секторов, имеющихся в классификации ВТО. По оценке экспертов, наибольшие изменения коснулись сферы страхования. В частности, общая квота иностранного участия в компаниях повышается с 25% до 50% (в фирмах, занимающихся страхованием жизни и обязательным страхованием, - с 49% до 51%). Через девять лет после присоединения к ВТО в России будет разрешено работать филиалам иностранных страховых фирм. Однако, согласно достигнутым договоренностям, они не будут обладать существенными конкурентными преимуществами по сравнению с российскими компаниями.

Россия добилась некоторых уступок по обязательствам в области сельского хозяйства. В частности, на период 2012-2013 гг. разрешенный уровень поддержки агропрома составлял $9 млрд в год. За основу расчетов Россия взяла показатели 1993-1995 гг. Именно на этот период пришлось значительное списание долгов производителей сельскохозяйственной продукции. Если бы к России были применены стандартные правила ВТО, допустимый размер субсидий был бы в два раза меньше. К 2018 г. эта сумма будет постепенно сокращена до $4,4 млрд.

В августе 2016 г. Еврокомиссия заявила, что за четыре года членства в ВТО, Россия так и "не выполнила все обязательства, принятые перед вступлением в организацию".

Участие России в торговых спорах

По мнению экономистов, одним из важнейших преимуществ вступления в ВТО является возможность для страны отстаивать свои интересы в рамках механизма по разрешению споров. На сегодняшний день Россия является участницей четырех разбирательств в качестве истца. В 2013-2014 гг. страна подавала иски против Евросоюза  и Украины:
- в связи с использованием в ЕС методики "энергетических корректировок" в антидемпинговых расследованиях против российских товаров;
- в связи с европейским Третьим энергетическим пакетом, который обязывает компании разделять бизнес по добыче и транспортировке энергоносителей, что не устраивает "Газпром";
- в связи со значительным повышением пошлины на ввоз нитрата аммония на территории Евросоюза и Украины из РФ;
- в связи с отменой Еврокомиссией пошлин на импорт украинских сварных труб и введением пошлин для производителей из России, Китая и Белоруссии.

Кроме того, ведутся четыре дела, в которых Россия выступает в качестве ответчика. В 2013 г. ЕС и Япония подали жалобы в ответ на российский утилизационный сбор на автомобили, введенный федеральным законом 1 сентября 2012 г. Иск ЕС от 2014 г. касается пошлин на ввоз коммерческих автомобилей, введенных Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) 14 мая 2013 г. В 2015 г. иск подала Украина. Он связан с ограничениями на поставку украинских вагонов и стрелочных переводов.

Решения по искам

Первое решение в отношении России в суде ВТО было принято 12 августа 2016 г. Дело касалось иска, поданного Евросоюзом против России 31 октября 2014 г. с целью добиться отмены высоких пошлин на ввоз в Россию бумаги, холодильников и пальмового масла (пошлины ввела ЕЭК в январе-июле 2014 г.). Согласно постановлению арбитров ВТО, ввозные пошлины превышают суммы, определенные графиком их снижения, который Россия приняла при вступлении в организацию, "что затрудняет торговлю в важных секторах".

По словам директора департамента торговых переговоров Минэкономразвития, бывшего главы российской делегации на переговорах по вступлению России в ВТО Максима Медведкова, "Россия никогда не отрицала, что по техническим причинам импортные пошлины на некоторые товары отличались от определенных в ее тарифных обязательствах". В ходе разбирательства пошлины на часть указанных товаров были полностью приведены в соответствие с обязательствами, таким образом, экономического эффекта решение суда иметь не будет.

19 августа 2016 г. было вынесено решение относительно иска Евросоюза от 8 апреля 2014 г., в котором от России требовалось отменить запрет на ввоз свинины, введенный в январе 2014 г. Россельхознадзором из-за обнаруженной на территории Литвы и других европейских стран эпидемии африканской чумы свиней (АЧС). Арбитры ВТО заявили, что Россия не запросила у ЕС дополнительную информацию и не пересмотрела введенный запрет "в разумные сроки". Указывается, что ЕС доказал наличие на его территории зон, свободных от АЧС. Исходя из этого, суд признал запрет, введенный Россией, несоответствующим соглашениям ВТО. При этом не было поддержано обвинение России в непрозрачности ее мер.

Плюсы и минусы членства России в ВТО

Некоторые эксперты полагают, что, вступив в ВТО, Россия улучшила условия доступа для своей продукции на иностранные рынки, расширила возможности для зарубежных инвестиций, увеличила конкурентоспособность своей продукции. Кроме того, согласно требованиям ВТО, процесс законотворчества в стране стал более транспарентным, деловые круги получили возможность участвовать в формировании бизнес-среды, отечественные производители теперь могут открывать новые рынки.

С другой стороны, страна теперь не может активно защищать внутреннего производителя с помощью пошлин и других дискриминационных мер по отношению к импортным поставкам. Ряд экономистов утверждает, что от снижения ввозных пошлин пострадали легкая промышленность, машиностроение, металлургия и сельское хозяйство. В частности, по данным Национальной мясной ассоциации, в 2013 г. из-за большого количества импортного мяса снизились цены на отечественную свинину, что повлекло спад цены и на продукты птицеводческой отрасли. В результате в оптовом секторе цены уменьшились на 25-30%.

Указывается, что на тот период все аграрные хозяйства несли убытки. По словам министра сельского хозяйства Александра Ткачева, восстановить сельскохозяйственное производство в РФ удалось с помощью контрсанкций, которые Россия ввела в августе 2014 г.