18 мая 2022, 18:59

Как менялись позиции Швеции и Финляндии по вопросу о вступлении в НАТО

EYEPRESS via Reuters Connect

Швеция и Финляндия 18 мая подали официальные заявки на вступление в Организацию Североатлантического договора

ТАСС-ДОСЬЕ. 18 мая Швеция и Финляндия подали официальные заявки на вступление в Организацию Североатлантического договора (НАТО). Соответствующие решения приняли правительство и парламент Швеции 16 мая, президент, правительство и парламент Финляндии 17 мая.

ТАСС подготовил материал о том, как менялась позиция этих стран по вопросу о присоединении к блоку.

Политика нейтралитета и отношения с НАТО

Нейтральный статус Швеции сформировался в первой четверти XIX века, после Русско-шведской войны 1808-1809 годов, в результате которой она уступила России Финляндию, и военного конфликта с Норвегией в 1814 году. Он не был формально зафиксирован в каких-либо государственных или международных документах, однако соблюдался фактически, за исключением периода Второй мировой войны, когда немецкий транзит через территорию Швеции и поставки стратегических товаров Третьему рейху нарушали строгие правила нейтралитета.

Нейтральный статус Финляндии оформился после Второй мировой войны и был юридически зафиксирован в Договоре о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между СССР и Финляндией 1948 года. Это была прагматичная мера, необходимая в условиях холодной войны для сохранения суверенитета страны, находящейся в непосредственной близости от СССР. Тем не менее, продолжение курса на неприсоединение в 1990-е годы рассматривалось большинством финских политиков как часть национальной идентичности ("финляндизация").

И в Швеции, и в Финляндии внеблоковый курс пользовался широкой поддержкой населения. Однако после окончания холодной войны страны существенно расширили взаимодействие с Североатлантическим альянсом. В 1990-е годы ими было принято решение о переводе вооруженных сил на стандарты НАТО, в 1994 году они стали участниками программы "Партнерство ради мира", в 1997 году - Совета евроатлантического партнерства (обе структуры нацелены на привлечение к сотрудничеству с альянсом не входящих в него европейских государств). В 2008 году Финляндия, а в 2013 году Швеция присоединились к Силам быстрого реагирования блока, с 2014 года они участвовали в Программе расширенных возможностей, направленной на усиление оперативной совместимости войск. Впоследствии обе страны подписали с альянсом соглашения, в соответствии с которыми он получил право перебрасывать свои контингенты на их территории и проводить там учения, а в 2017 году Швеция и Финляндия вошли в состав объединенных экспедиционных сил НАТО. Так как нейтральный статус не ограничивает участие в миротворческих миссиях, шведские и финские военнослужащие задействовались в операциях альянса в Афганистане, Боснии, Косово и Ливии.

Несмотря на привилегированное партнерство с блоком, политические силы и общественное мнение обеих стран сохраняли линию на неприсоединение. В ходе ноябрьского съезда 2021 года правящая Социал-демократическая рабочая партия Швеции (СДРПШ) вновь подтвердила свою позицию "нет НАТО". Аналогичное заявление сделал в ходе своего новогоднего обращения к нации президент Финляндии Саули Ниинистё. Он отметил, что страна "сохраняет возможность подать заявку на вступление в НАТО, если решит так сама", но подчеркнул, что пока республика не намерена менять внешнеполитический курс.

Изменение позиции в 2022 году

Еще 20 февраля 2022 года в интервью CNN Саули Ниинистё утверждал, что у Финляндии нет никаких причин рассматривать вопрос вступления в НАТО. Официальная риторика изменилась после начала 24 февраля специальной военной операции РФ на Украине. В ходе визита в Вашингтон 5 марта Ниинистё заявил: "Ситуация поменялась. Мы должны учитывать то, что мы увидели сейчас в Европе". С аналогичным заявлением в тот же день выступила глава правительства Санна Марин. 13 апреля правительство Финляндии представило доклад по внешней политике и политике безопасности, в котором впервые говорилось о наличии "российской угрозы". 12 мая Ниинистё и Марин выступили с совместным заявлением, в котором констатировали, что "Финляндия должна подать заявку на вступление в НАТО незамедлительно". 17 мая это предложение поддержал парламент страны (из 200 депутатов за членство в альянсе проголосовали 188 человек, против - 8). О поддержке этой идеи свидетельствуют и опросы общественного мнения: за присоединение к НАТО в марте высказывались 54% респондентов, к маю - уже 73%.

В Швеции 16 февраля 2022 года правительство обнародовало внешнеполитическую декларацию, в которой заявляло, что "не намерено подавать заявку на членство в НАТО" и что "шведская политика безопасности остается неизменной, свобода от военных альянсов хорошо служит нам и способствует стабильности и безопасности в Северной Европе". Однако уже в начале марта о присоединении к блоку заговорили парламентские партии - Умеренная коалиционная партия, "Либералы", Партия центра и христианские демократы. 11 апреля решение о поддержке заявки на членство в НАТО приняла популистская партия "Шведские демократы", ранее категорически выступавшая против. Это сформировало в парламенте пронатовское большинство. 13 мая был обнародован межпартийный парламентский доклад, в котором делался вывод о том, что членство в Североатлантическом альянсе повысит уровень безопасности для страны. 15 мая по итогам внутрипартийного диалога за присоединение к НАТО высказалось руководство правящей СДРПШ. 16 мая это решение было одобрено депутатами риксдага. Затем его поддержало правительство. Опросы общественного мнения также свидетельствовали об изменении позиции по этому вопросу. Так, если до российской спецоперации на Украине примерно одинаковое количество респондентов высказывались за и против присоединения страны к НАТО (37% и 35%), то в апреле идею о вступлении Швеции в альянс положительно оценивали уже 51% опрошенных.

Позиция стран НАТО

После подачи Финляндией и Швецией заявки о присоединении к блоку будет запущен процесс ее ратификации парламентами стран НАТО. Большая часть членов альянса одобрительно отнеслась к перспективе расширения. Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг неоднократно отмечал, что процесс приема Финляндии и Швеции может пройти по ускоренной процедуре, так как обе страны являются "самыми близкими партнерами альянса" и "образцовыми демократиями", а их вооруженные силы уже продемонстрировали высокую совместимость с силами НАТО.

Однако особую позицию по этому вопросу заняла Турция. 16 мая президент Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что не может согласиться со вступлением в НАТО Финляндии и Швеции после того, как две эти страны отказали Анкаре в запросах на экстрадицию членов Рабочей партии Курдистана (РПК), которую она считает террористической организацией, и последователей Фетхуллаха Гюлена (движение ФЕТО), которых обвиняет в организации попытки госпереворота в 2016 году. Другой причиной, почему Турция не готова поддержать присоединение этих государств, Эрдоган назвал введение ими ограничений на поставки продукции оборонной промышленности (в 2019 году после военной операции в Сирии "Источник мира", направленной против курдов).

По информации турецкой газеты Sabah, Анкара требует от Швеции и Финляндии прекратить контакты и оказание помощи представителями РПК и действующим в Ираке и Сирии курдским группировкам, а также представителям ФЕТО; не предпринимать шагов, направленных против национальной безопасности Турции; наладить регулярные контакты и сотрудничество в вопросах противодействия терроризму; блокировать банковские счета лиц и организаций, связанных с террористическими организациями; не допускать деятельности на своей территории НПО, имеющих антитурецкую направленность.

По сведениям американского агентства Блумберг, в обмен на свое решение Турция рассчитывает на возвращение в американскую программу производства истребителей-бомбардировщиков пятого поколения F-35, из которой ранее была исключена за приобретение российских зенитных ракетных систем С-400. Также Анкара настаивает на том, чтобы любые кандидаты в НАТО должны признать ее озабоченность по поводу курдских сепаратистов, как внутри Турции, так и за ее пределами.

Реакция России

14 мая в телефонном разговоре с президентом Финляндии Саули Ниинистё президент РФ Владимир Путин назвал отказ Финляндии от традиционной политики военного нейтралитета ошибочным, поскольку никаких угроз ее безопасности нет. 16 мая в ходе саммита ОДКБ в Москве президент России заявил: "Что касается расширения Североатлантического альянса - да, это проблема, которая создается, на мой взгляд, совершенно искусственно во внешнеполитических интересах Соединенных Штатов. <...> У России нет проблем с этими государствами [со Швецией и Финляндией]. В этом смысле непосредственной угрозы расширение за счет этих стран для России не создает. <...> Но расширение военной инфраструктуры на эту территорию, безусловно, вызовет нашу ответную реакцию".

17 мая 2022 года официальный представитель МИД РФ Мария Захарова заявила, что отказ двух северных стран от невступления в военные блоки "развязывает России руки", и подчеркнула, что такое решение приняли "не их народы, а их политические силы" под нажимом Вашингтона. Ранее заместитель председателя Совета безопасности РФ Дмитрий Медведев отмечал, что в случае вступления этих государств в альянс Россия укрепит свои западные границы и тогда "ни о каком безъядерном статусе Балтики речь идти уже не сможет".

Следите за нашими новостями в Telegram, "ВКонтакте" и "Одноклассниках".