ТАСС-ДОСЬЕ. 19 марта 2024 года на встрече с жителями приграничных сел Тавушской области премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил, что если Ереван не выполнит требования Баку о передаче некоторых приграничных сел - эксклавов советских времен, то может начаться война.
Начало карабахского конфликта
Отношения между Азербайджаном и Арменией обострились после того, как в 1988 году Нагорный Карабах объявил о выходе из состава Азербайджанской ССР. 2 сентября 1991 года была провозглашена Нагорно-Карабахская республика (НКР; 1991-2023; не признана ни одним государством - членом ООН) в составе СССР, что положило начало вооруженному противостоянию между Азербайджаном и Арменией. В ходе вооруженного конфликта 1992-1994 годов. Азербайджан потерял контроль над Нагорным Карабахом и семью прилегающими к нему районами. По различным оценкам, потери азербайджанской стороны составили от 4 тыс. до 11 тыс. убитыми, армянской - от 5 тыс. до 6 тыс. Политический процесс урегулирования ситуации, который порядка 30 лет велся в рамках Минской группы ОБСЕ (Россия, США и Франция) и в ходе встреч лидеров Армении и Азербайджана, не принес результатов.
Эскалация в 2020 году
В сентябре 2020 года в регионе вновь начались активные боевые действия, которые были прекращены лишь после того, как 9 ноября 2020 года лидеры России, Азербайджана и Армении Владимир Путин, Ильхам Алиев и Никол Пашинян заключили соответствующее соглашение. Согласно договоренностям, стороны остались на занятых позициях, ряд районов Нагорного Карабаха, в том числе Агдамский, Кельбаджарский и Лачинский, перешел под контроль Баку, а вдоль линии соприкосновения и Лачинского коридора разместились российские миротворцы. По данным властей Азербайджана, жертвами боевых действий в Нагорном Карабахе в 2020 году стали порядка 3 тыс. военнослужащих ВС страны и 100 гражданских лиц. Власти Армении заявили, что с армянской стороны погибли около 4 тыс. человек.
В продолжение процесса урегулирования 11 января 2021 года в Москве состоялась встреча лидеров России, Армении и Азербайджана. На ней было подписано новое совместное заявление, которым, в частности, было предусмотрено разблокирование всех экономических и транспортных коммуникаций в регионе.
Иски в Международный суд ООН в 2021 году
16 сентября 2021 года Армения инициировала судебное разбирательство с Азербайджаном в Международном суде ООН в соответствии с Международной конвенцией о ликвидации всех форм расовой дискриминации. В иске содержались обвинения в адрес Азербайджана в расовой дискриминации, продолжающейся на протяжении десятилетий и вышедшей на первый план в ходе эскалации конфликта в Карабахе в сентябре 2020 года. Азербайджан 23 сентября того же года подал встречный иск, в котором утверждалось, что Армения совершала и продолжает совершать дискриминационные действия в регионе против азербайджанцев на основании их национального и этнического происхождения.
В рамках разбирательства обе стороны потребовали введения обеспечительных мер, которые устанавливаются судом для предотвращения эскалации напряженности между сторонами на время проведения разбирательства. Эти требования были частично удовлетворены 7 декабря 2021 года Международный суд ООН потребовал от Азербайджана и Армении предотвратить разжигание расовой ненависти в качестве обеспечительной меры на время проведения разбирательства по существу. Согласно вердикту, обе стороны должны воздержаться от действий, которые могут усугубить или углубить разногласия или усложнить разрешение спора. Кроме того, две обеспечительные меры касаются исключительно Азербайджана, который должен "защитить от насилия всех лиц, взятых в плен в ходе конфликта 2020 года, которые остаются в заключении, и обеспечить их безопасность и равенство перед законом", и принять все необходимые меры, чтобы предотвратить акты вандализма в отношении армянского культурного наследия.
Предложения по делимитации границы и мирному договору
26 ноября 2021 года на переговорах в Сочи президент РФ Владимир Путин, президент Азербайджана Ильхам Алиев и премьер-министр Армении Никол Пашинян условились предпринимать шаги для повышения уровня стабильности и безопасности на азербайджано-армянской границе и оговорили необходимость создания двусторонней комиссии по делимитации границы с последующей ее демаркацией.
10 марта 2022 года Баку через посредников минской группы ОБСЕ направил в Ереван предложения по заключению мирного соглашения. Предложения включали взаимное признание суверенитета и территориальной целостности двух государств, подтверждение отсутствия территориальных претензий друг к другу и обязательства не предъявлять их в будущем, отказ от угроз применения силы, проведение делимитации и демаркации границ, установление дипломатических отношений, открытие транспортных и других коммуникаций и налаживание сотрудничества в прочих сферах, представляющих взаимный интерес.
14 марта 2022 года в МИД Армении заявили, что республика ответила на предложения Азербайджана и обратилась в минскую группу ОБСЕ для организации переговоров о подписании мирного соглашения. 31 марта Никол Пашинян подтвердил, что для Армении приемлем принцип взаимного признания территориальной целостности и нерушимости границ двух стран. Однако он подчеркнул, что проблема армянского населения карабахского региона должна решаться "в контексте всеобъемлющего армяно-азербайджанского урегулирования". Азербайджан же, по мнению главы армянского правительства, пытается решить вопрос Карабаха путем депортации живущих там армян.
6 апреля 2022 года в Брюсселе Ильхам Алиев и Никол Пашинян провели встречу при посредничестве главы Евросовета Шарля Мишеля. По итогам переговоров лидеры Азербайджана и Армении поручили министрам иностранных дел своих стран начать подготовку к переговорам по мирному договору. Кроме того, была достигнута договоренность о создании до конца апреля текущего года совместной комиссии по делимитации границы.
13 апреля 2022 года Пашинян, выступая в армянском парламенте, заявил, что "у Армении никогда не было территориальных претензий к Азербайджану, а вопрос Карабаха является не территориальным вопросом, а вопросом права".
Обострение конфликта в сентябре 2022 года
Несмотря на подготовку к заключению мирного договора, Армения и Азербайджан регулярно продолжали обвинять друг друга в нарушении режима прекращения огня на границе двух стран. Новое серьезное обострение конфликта произошло 13-14 сентября 2022 года. В Совбезе Армении заявили, что в результате погибли и пропали без вести 207 человек. Минобороны Азербайджана сообщило о 80 погибших азербайджанских военнослужащих. 13 сентября Ереван обратился к РФ, а также в ОДКБ, членом которой является Армения, с просьбой об оказании военной помощи. В ОДКБ приняли решение об урегулировании ситуации дипломатическим путем. В Армению была направлена миссия организации.
Встреча в Праге в 2022 году и заявление о взаимном признании территориальной целостности
6 октября 2022 года в Праге (Чехия) по итогам встречи с участием главы Евросовета Шарля Мишеля и президента Франции Эмманюэля Макрона Никол Пашинян и Ильхам Алиев подтвердили приверженность своих стран Уставу ООН и Алма-Атинской декларации от 1991 года, посредством которых обе стороны признают территориальную целостность и суверенитет друг друга. В соответствии с декларацией, Армения признает территорию Азербайджана на 86,6 тыс. кв. км, куда входит и Карабах, а Азербайджан признает территорию Армении на 29,8 тыс. кв. км.
Продолжении дискуссии о заключении мирного договора
27 октября 2022 года президент РФ Владимир Путин на пленарном заседании международного дискуссионного клуба "Валдай" заявил, что Россия поддерживает идею заключения мирного договора между Арменией и Азербайджаном. При этом Путин напомнил, что ранее Москва предлагала Еревану сохранить контроль над двумя из семи районов для связи с Нагорным Карабахом, а оставшиеся пять передать Азербайджану. 28 октября Пашинян написал в Twitter, что Армения согласна установить межгосударственные отношения с Азербайджаном по принципам, предложенным Россией.
31 октября 2022 года в Сочи в ходе трехсторонней встречи Путин, Алиев и Пашинян согласовали совместное заявление, в котором Азербайджан и Армения договорились воздерживаться от применения силы и угрозы ее применения, а также подчеркнули приверженность соблюдению ранее достигнутых договоренностей и важность подготовки мирного договора между странами.
22 декабря 2022 года Пашинян на заседании правительства сообщил, что Армения передала Азербайджану свои предложения по мирному соглашению, на основе которых Ереван готов подписать договор.
Дальнейшее обсуждение мирного соглашения
14 мая 2023 года Пашинян и Алиев провели в Брюсселе переговоры с участием Мишеля. По словам Мишеля, в ходе встречи Алиев и Пашинян заявили, что уважают территориальную целостность Армении и Азербайджана в соответствии с Алма-Атинской декларацией 1991 года. Кроме того, лидеры республик договорились возобновить диалог по делимитации границы.
17 мая 2023 года Пашинян на саммите Совета Европы в Рейкьявике подтвердил, что Армения признает суверенитет Азербайджана в его границах на территории 86,6 тыс. кв. км, куда входит и Карабах.
25 мая 2023 года на саммите ЕАЭС в Москве Пашинян подтвердил, что Ереван и Баку договорились о взаимном признании территориальной целостности двух стран.
28 мая 2023 года президент Азербайджана высказал мнение, что Баку и Ереван могут в ближайшем будущем подписать мирный договор, если армянская сторона "вновь не изменит свою позицию". В свою очередь Пашинян, выступая в армянском парламенте 29 мая, заявил, что у стороны пока не достигли соглашения по условиям договора.
Конфликт в декабре 2022 года из-за Лачинского коридора
В декабре 2022 года Ереван заявил, что проезд через Лачинский коридор, который связывает Армению и Карабах, был заблокирован группой азербайджанцев, представившихся "экоактивистами". 22 декабря армянская сторона отказалась от участия в намеченных на 23 декабря в Москве переговорах глав МИД трех стран по поводу подготовки мирного договора между Ереваном и Баку. Кроме того, Пашинян обвинил российских миротворцев в невыполнении своих обязательств по обеспечению безопасности Лачинского коридора, достигнутых 9 ноября 2020 года.
Армения подала несколько исков в Международный суд ООН. 22 февраля 2023 года суд постановил, что Азербайджан должен принять все меры, чтобы обеспечить свободное передвижение людей, транспорта и грузов. Однако в апреле 2023 года у въезда в Лачинский коридор на мосту Хакари через реку Акера был установлен контрольно-пропускной пункт Госпогранслужбы Азербайджана. В июне 2023 года, после перестрелки между армянскими и азербайджанскими пограничниками, власти Азербайджана закрыли въезд в Лачинский коридор. Официальный Ереван заявил о блокаде НКР и гуманитарной катастрофе.
Антитеррористическая операция Баку в сентябре 2023 года и ликвидация НКР
19 сентября 2023 года Азербайджан начал в Карабахе военную операцию. Минобороны Азербайджана объявило о начале "антитеррористических мероприятий локального характера" и потребовало вывода из региона армянских военных. В Ереване назвали происходящее "широкомасштабной агрессией" и заявили, что в Карабахе нет армянских вооруженных сил. 20 сентября при посредничестве российских миротворцев Баку и Ханкенди (Степанакерт) достигли договоренности о прекращении огня. Пашинян в послании к народу своей страны заявил, что Армения "не участвовала в [подготовке] подписанного текста по Карабаху и не была стороной обсуждений". Впоследствии состоялось несколько раундов переговоров между представителями армянского населения Карабаха и властей Азербайджана, посвященных интеграции региона в состав республики. 28 сентября президент непризнанной НКР Самвел Шахраманян подписал указ о роспуске всех государственных органов и прекращении существования НКР с 1 января 2024 года. Армянское население Карабаха стало массово покидать регион.
Иск Армении в Международный суд ООН в 2023 году
Новые требования об обеспечительных мерах были поданы Арменией в Международный суд ООН 28 сентября 2023 года. Ходатайство содержит 10 пунктов, среди них - требование к Азербайджану воздержаться от любых действий, направленных или влияющих на вытеснение оставшихся этнических армян из Нагорного Карабаха. В свою очередь азербайджанская сторона опровергла все обвинения в этнических чистках в отношении гражданского населения региона.
17 ноября 2023 года Международный суд ООН постановил, что Азербайджан должен обеспечить безопасность всех людей, в том числе армян, в Карабахе. Суд постановил, что власти страны должны гарантировать, "что в отношении людей, которые остались в Нагорном Карабахе после 19 сентября или вернулись в Нагорный Карабах и хотят там остаться, не используют силу или не запугивают их". Документ также обязывает Азербайджан в соответствии с Международной конвенцией о ликвидации всех форм расовой дискриминации защитить и сохранить все регистрационные данные людей и документацию на частную собственность в регионе. В МИД Азербайджана отметили, что Баку "принял к сведению" решение суда.
Встреча в Гранаде в 2023 году
В октябре 2023 года в Гранаде (Испания) на полях саммита Европейского политического сообщества должна была состояться встреча лидеров Азербайджана и Армении при участии ЕС, Германии и Франции. Стороны планировали подписать декларацию, которая станет основой официального взаимного признания территориальной целостности. Однако Ильхам Алиев отказался участвовать во встрече, если к переговорам не будет привлечена Турция.
В результате в Гранаду приехал только Никол Пашинян. 5 октября он подписал декларацию, в которой признается площадь Азербайджана в 86,6 тыс. кв. км, включая Карабах.
Дальнейшие шаги по подготовке мирного договора
Стороны неоднократно заявляли о готовности к переговорам, в том числе с участием посредников, и предлагали свои инициативы по заключению мирного соглашения. Так, 21 ноября 2023 года МИД Армении сообщил, что Ереван передал Баку шестой пакет предложений по мирному договору. 25 декабря Азербайджан направил свой ответ Армении.
Ранее, осенью 2023 года, Пашинян сообщил, что для достижения мирного договора необходимо, чтобы Баку и Ереван соблюдали три основных принципа урегулирования. Первым является взаимное признание территориальной целостности Армении и Азербайджана при том понимании, что территория Армении составляет 29,8 тыс. кв. км, а Азербайджана - 86,6 тыс. кв. км. Вторым принципом является делимитация границ согласно Алма-Атинской декларации 1991 года. При этом Пашинян добавил, что между Арменией и Азербайджаном "существует определенная договоренность о том, что для делимитации границы следует использовать карты Генерального штаба ВС бывшего СССР 1974-1990 годов". Третий принцип мира, по словам армянского премьера, заключается в том, что региональные коммуникации должны быть вновь открыты на основе принципов суверенитета, юрисдикции, взаимности и равенства стран.
7 декабря 2023 года аппарат премьер-министра Армении и администрация президента Азербайджана выступили с совместным заявлением и сообщили, что Ереван и Баку подтверждают свое намерение урегулировать отношения и заключить мирный договор, основанный на уважении принципов суверенитета и территориальной целостности. Азербайджан в знак доброй воли освободил 32 армянских военнослужащих, а Армения - 2 азербайджанских военнослужащих. Кроме того, в тот же день Ереван в качестве жеста доброй воли отказался в пользу Азербайджана от кандидатуры своей страны на проведение в ноябре 2024 года 29-й сессии конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (КС-29 РКИК ООН), а Баку поддержал кандидатуру Армении на членство в Бюро РКИК ООН.
26 декабря 2023 года в ходе неформального саммита лидеров СНГ в Санкт-Петербурге премьер-министр Армении Никол Пашинян и президент Азербайджана Ильхам Алиев провели краткую встречу. По сообщению агентства Арменпресс, лидеры двух стран "обсудили мирную повестку".
Проблемы делимитации и демаркации границы
К марту 2024 года созданные в Азербайджане и Армении комиссии по делимитации государственной границы провели уже семь встреч, последняя из которых состоялась 7 марта на границе двух стран.
9 марта 2024 года Баку потребовал возвращения Арменией четырех сел - эксклавов советского периода, которые перешли под контроль Армении в 1990-х годах. Это Баганис Айрым, Ашагы Аскипара, Хейримлы и Гызылгаджилы. В сообщении службы вице-премьера Азербайджана Шахина Мустафаева, который возглавляет комиссию своей страны по делимитации границы, указывается, что принадлежность этих сел Азербайджану "бесспорна". В сообщении также отмечается, что в рамках процесса делимитации границы будет решен вопрос освобождения еще четырех эксклавных сел - Юхары Аскипара, Софулу, Бархударлы и Кярки. При этом в службе вице-премьера назвали недостоверной распространяемую армянскими СМИ информацию об оккупации Азербайджаном 31 армянского села на границе.
18 марта 2024 года Пашинян на встрече с жителями приграничного села Воскепар заявил о начале практического этапа делимитации и демаркации границы между Арменией и Азербайджаном. По его словам, это означает, что необходимо уточнить, где фактически проходит граница Армении. Пашинян также отметил, что Баку говорит о 4 проблемных селах, а армянская сторона отмечает наличие проблем в 31 населенном пункте.