ТАСС-ДОСЬЕ. 5 декабря президент Владимир Путин осмотрел Крымский мост, где было запущено движение по правой стороне автодорожной части. Возобновление движения стало возможным после проведения ремонтных работ.
О Крымском мосте и о том, как его восстанавливают после теракта, осуществленного в октябре 2022 году, - в материале ТАСС.
Основные сведения
Крымский мост соединяет Керченский полуостров Крыма с Таманским полуостровом Краснодарского края. Мост проходит по пятикилометровой дамбе и острову Тузла, пересекает Керченский пролив (соединяет Азовское и Черное моря), огибая с севера мыс Ак-Бурун, и выходит на крымский берег в Керчи. Транспортный переход состоит из параллельно расположенных автомобильной и железнодорожной трасс, пешеходные зоны и велодорожки не предусмотрены.
История
Транспортный путь в Крым исторически проходил через Перекопский перешеек.
Железнодорожный мост через Керченский пролив впервые был построен во время Великой Отечественной войны. В 1944 году его за 150 дней возвели советские военные инженеры. Мост соединил краснодарский берег в районе косы Чушка с крымским побережьем в районе поселка Жуковка. Конструкция длиной 4,5 км и шириной 22 м состояла из 115 пролетов и устройства для пропуска судов. 18 февраля 1945 года мост был разрушен мощным ледоходом из Азовского моря. Вместо мостового перехода 22 сентября 1954 года начала действовать паромная переправа через Керченский пролив (краснодарский порт "Кавказ" - порт "Крым").
С конца 1990-х годов идея строительства совмещенного автомобильно-железнодорожного моста через пролив активно обсуждалась российскими и украинскими властями. В феврале 2014 года, после насильственной смены власти на Украине, переговоры были прекращены. В марте того же года Крым воссоединился с Россией, а вскоре после этого украинские власти заблокировали транзит в Крым через Перекоп. Основным транспортным коридором, связывающим полуостров с материковой частью РФ, оставалась Керченская паромная переправа.
19 марта 2014 года Путин поставил перед Министерством транспорта России задачу построить через пролив мост в двух вариантах - автомобильном и железнодорожном. Из нескольких предложенных проектов оптимальным был признан предусматривающий строительство не в самом узком участке пролива, как мост 1944 года постройки, а южнее - от Таманского полуострова к Керчи через остров Тузла. В августе 2014 года глава государства утвердил проектную документацию по возведению мостового перехода с автомобильной трассой и электрифицированными железнодорожными путями.
Строительство и финансирование
В соответствии с распоряжением правительства от 30 января 2015 года генподрядчиком работ было определено ООО "Стройгазмонтаж".
Активные работы по возведению моста стартовали в октябре 2015 года. В августе - октябре 2017 года были смонтированы самые сложные элементы моста - арки над судоходным фарватером.
15 мая 2018 года состоялось торжественное открытие автодорожной части Крымского моста. В церемонии принял участие Путин. На следующий день в 05:30 мск было запущено регулярное движение легковых автомобилей. 1 октября 2018 года по мосту было открыто движение грузового транспорта. Запуск железнодорожного движения состоялся 23 декабря 2019 года: на дизель-поезде по Крымскому мосту из Керчи в Тамань проехал президент Путин.
Общая стоимость строительства составила 227 млрд 783 млн рублей. Работы велись только за счет средств федерального бюджета в рамках федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя до 2020 года".
Характеристики
- Общая длина моста - 19 км (самый протяженный мост в России и Европе);
- четырехполосная автомобильная трасса (по две полосы в каждом направлении) имеет общую пропускную способность до 40 тыс. автомобилей в сутки;
- разрешенная скорость по трассе для автомобилей - 90 км/ч;
- два железнодорожных пути могут пропускать до 47 пар пассажирских и грузовых поездов в сутки в оба направления;
- пропускная способность моста - 14 млн пассажиров и 13 млн тонн грузов в год;
- для судоходства предусмотрены арочные пролеты высотой 35 м и шириной 135 м.;
- всего при строительстве было использовано около 7 тыс. свай (на некоторых участках их глубина погружения достигала 105 м), 160 тыс. тонн металлоконструкций, 76 тыс. шпал, 5 тыс. тонн рельсов.
В рамках строительства моста было также проложено более 100 км автомобильных и железных дорог-подходов.
Теракт
8 октября 2022 года на Крымском мосту был подорван грузовик. Обрушились два шоссейных пролета моста в сторону Керчи, загорелись семь вагонов-цистерн с топливом, следовавших в составе поезда по железнодорожной части моста. Погибли водитель грузовика (он не знал, что везет взрывчатку) и три человека в двух легковых автомобилях, проезжавших рядом.
Было возбуждено дело по ст. 205 Уголовного кодекса РФ ("Террористический акт"). В ходе расследования были установлены 12 человек, которые имели непосредственное отношение к его совершению. Сообщалось об аресте восьми подозреваемых.
Восстановление
Уже через 10 часов после теракта был организовано реверсивное движение легкового транспорта по одной из полос уцелевшего шоссейного пролета. Вечером по железнодорожной части моста проследовал поезд. Для грузового сообщения с Крымом была возобновлена работа паромной переправы. 9 октября запустили движение автомашин по обеим полосам дорожного пролета в сторону Тамани. При этом был организован сплошной досмотр всех автомашин, следующих по мосту.
Единственным исполнителем работ по восстановлению автомобильной и железнодорожной части моста было назначено ООО "Нижнеангарсктрансстрой".
19 ноября были заменены все поврежденные пролеты автодорожной части моста в сторону Крыма.
Как сообщал 3 ноября вице-премьер Марат Хуснуллин, после завершения работ на наиболее пострадавшей части автодорожного моста начнутся работы по разборке и замене шоссейных пролетов в сторону Тамани. Их планируется завершить до 30 марта 2023 года. Запуск движения по второму железнодорожному пути Крымского моста намечен в срок до 15 сентября 2023 года.