29 декабря 2022, 14:17

Биография Эдуарда Артемьева

Биография Эдуарда Артемьева
Эдуард Артемьев

Композитор умер 29 декабря 2022 года на 86-м году

ТАСС-ДОСЬЕ. 29 декабря 2022 года стало известно, что на 86-м году жизни умер народный артист РФ композитор Эдуард Артемьев.

Происхождение и образование

Эдуард Николаевич Артемьев родился 30 ноября 1937 года в Новосибирске.

В 1945-1955 годах получал первоначальное музыкальное образование в Московском хоровом училище (ныне Академия хорового искусства им. В. С. Попова).

В 1955 году Эдуард Артемьев поступил на теоретико-композиторский факультет Московской государственной консерватории (МГК) им. П. И. Чайковского, учился по классу композиции народного артиста СССР Юрия Шапорина. В студенческие годы написал фортепианные сочинения "Пасторальная сонатина" (1956) и "Четыре прелюдии" (1958), "Поэму" для двух скрипок, альта и виолончели (1956), ораторию на стихи Александра Твардовского "Я убит подо Ржевом" (1959). В 1960 году окончил МГК.

Электронная музыка

В 1960 году Эдуард Артемьев познакомился с инженером Евгением Мурзиным - создателем первого в мире фотоэлектросинтезатора АНС ("Александр Николаевич Скрябин", в честь русского композитора и пианиста). В 1961-1963 годах Артемьев работал под руководством Мурзина в должности старшего инженера в лаборатории исследования звука одного из московских военных научно-исследовательских институтов. Занимался изучением радиоэлектроники, осваивал возможности АНС по генерации звука. Впоследствии принимал участие в деятельности Московской экспериментальной студии электронной музыки.

В начале 1960-х годов Эдуард Артемьев стал одним из первых отечественных композиторов, работающих в жанре электронной музыки.

В 1961 году вместе со Станиславом Крейчи он записал на АНС звуковое сопровождение для полиэкранного фильма "В космос!", специальный показ которого состоялся в рамках советской промышленной выставки в Лондоне. В том же году создал электронное сочинение "Звездный ноктюрн", за которым в 1964 году последовали выдержанные в схожей стилистике "Концертный вальс" и "Этюд".

В 1967 году Эдуард Артемьев представил музыкальную композицию "Мозаика", ставшую примером авангардной электронно-сонорной техники.

В 1969 году композитор создал "Двенадцать взглядов на мир звука" - серию акустических вариаций на один тембр.

Для его творчества 1970-х годов характерен синтез сонорного и неоромантического стилей, а также элементов рок-музыки. Среди сочинений этого периода: "Семь врат в мир Сатори" (1974), "Ноосфера" (1975), "Картины-настроения" (1976-1983), "Мираж" (1978).

В 1980 году к церемонии открытия XXII летних Олимпийских игр в Москве Эдуард Артемьев написал кантату "Ода доброму вестнику". Все ее семь частей созданы в разных жанрах электронной музыки.

В 1989 году международную известность получила его композиция "Три взгляда на революцию", написанная к 200-летию Великой французской революции для фестиваля электронной музыки в Бурже (Франция).

Музыка для театра

В 1960-1990-х годах Эдуард Артемьев написал музыку к более чем тридцати постановкам для Театра им. Моссовета, Государственного академического Малого театра, Московского академического театра сатиры, Московского драматического театра на Малой Бронной и др.

Композитор около 30 лет работал над рок-оперой "Преступление и наказание". Ее премьера состоялась в 2016 году в Московском театре мюзикла, режиссером-постановщиком стал народный артист РСФСР Андрей Кончаловский.

Музыка для кино

В 1963 году Эдуард Артемьев записал на АНС по предложению композитора Вано Мурадели звукошумовые эпизоды к научно-фантастическому фильму "Мечте навстречу", поставленному Михаилом Карюковым и Отаром Коберидзе.

В 1971 году написал музыку для дипломной работы выпускника режиссерского факультета Всесоюзного государственного института кинематографии (ныне Всероссийский государственный университет кинематографии им. С. А. Герасимова) Никиты Михалкова - короткометражного фильма "Спокойный день в конце войны". В дальнейшем Эдуард Артемьев стал автором музыкальных тем ко многим фильмам режиссера. В их числе: "Свой среди чужих, чужой среди своих" (1974), "Раба любви" (1975), "Неоконченная пьеса для механического пианино" (1977), "Несколько дней из жизни И. И. Обломова" (1979), "Родня" (1981), "Без свидетелей" (1983), "Урга - территория любви" (1991), "Утомленные солнцем" (1994), "Сибирский цирюльник" (1998), "Двенадцать" (2007), "Солнечный удар" (2014).

В 1972 году на экраны вышла фантастическая драма Андрея Тарковского "Солярис", снятая по роману Станислава Лема. Следуя пожеланиям режиссера, Артемьев создал специфическую звукошумовую палитру, передающую напряженную атмосферу фильма. Впоследствии он выступил автором звукового оформления следующих картин Тарковского - "Зеркало" (1974) и "Сталкер" (1979).

Эдуард Артемьев также создал музыкальное оформление нескольких фильмов Андрея Кончаловского. Среди них "Сибириада" (1979), "Гомер и Эдди" (1988), "Одиссея" (1997), "Дом дураков" (2002), "Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына" (2014) и др.

Композитор сотрудничал с режиссерами Владимиром Фокиным (1979, фильм "Сыщик"; 1981, "Александр Маленький"; 1984, "ТАСС уполномочен заявить"), Вадимом Абдрашитовым (1980, "Охота на лис"; 1982, "Остановился поезд"), Александром Прошкиным (1980, "Частное лицо"; 2006, "Доктор Живаго", 2011, "Искупление" и др.), Кареном Шахназаровым (1986, "Курьер"; 1988, "Город Зеро"), Павлом Чухраем (2004, "Водитель для Веры").

В общей сложности Эдуард Артемьев написал музыку к более чем 170 российским и зарубежным художественным, документальным и мультипликационным фильмам.

В 2014 году в ходе церемонии открытия XXII зимних Олимпийских игр в Сочи прозвучала музыкальная тема Эдуарда Артемьева к фильму "Сибириада", в ходе церемонии закрытия - к фильмам "Свой среди чужих, чужой среди своих" и "Сталкер".

Преподавательская деятельность

В 1964-1975 годах Эдуард Артемьев работал старшим преподавателем по классу инструментовки в Московском государственном институте культуры, впоследствии читал лекции для студентов Московской государственной консерватории, проводил мастер-классы.

Общественная деятельность

Был сопредседателем совета Российского музыкального союза, членом советов Союза композиторов России и Российского союза правообладателей.

Был членом Союза кинематографистов РФ, Российской академии кинематографических искусств, Национальной академии кинематографических искусств и наук России.

Являлся членом попечительского совета Национального фонда поддержки правообладателей.

Был почетным президентом совета Всероссийской организации интеллектуальной собственности.

Звания, награды

Герой Труда РФ (2022).

Заслуженный деятель искусств РСФСР (1985). Народный артист РФ (1999).

Эдуард Артемьев награжден орденами "За заслуги перед Отечеством" IV степени (2013) и Александра Невского (2018).

Удостоен Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых за 1988 году

Четырехкратный лауреат Государственной премии РФ в области литературы и искусства - за 1993, 1995, 1999 и 2016 годы.

Лауреат кинопремии "Ника" в номинации "За лучшую музыку к фильму" (1995, "Лимита"; 2004, "Водитель для Веры"; 2008, "Двенадцать"; 2017, "Герой"). Обладатель кинопремии "Золотой орел" в категории "За лучшую музыку к фильму" (2007, "Доктор Живаго"; 2008, "Двенадцать"; 2012, "Дом"; 2014, "Легенда №17"; 2015, "Солнечный удар").

Обладатель театральной премии "Золотая маска" в номинации "Работа композитора в музыкальном театре" (2017, "Преступление и наказание").

Обладатель призов Московского международного кинофестиваля за вклад в мировой кинематограф (2001, 2022).

Фильмы и книга об Эдуарде Артемьеве

Жизни и творчеству композитора посвящены документальные фильмы "Эдуард Артемьев. В своем фантастическом мире" (2012, режиссер Олеся Фокина) и "Артемьев" (2017, Дарья Былинушкина), а также книга "Вселенная Эдуарда Артемьева" (2006, автор Татьяна Егорова).