ТАСС-ДОСЬЕ. 21 февраля 2023 года президент России Владимир Путин в послании Федеральному собранию предложил отказаться от Болонской системы образования и вернуться к традиционной системе высшего образования в России со сроком обучения от 4 до 6 лет. ТАСС подготовил материал об истории участия России в общеевропейской образовательной системе.
История, цели Болонской системы
Инициатива создания общеевропейской образовательной системы была выдвинута в 1998 году министрами образования Германии, Италии, Франции и Великобритании. Соответствующая декларация (официальное название - "Зона европейского высшего образования") была подписана 29 европейскими странами (из них 16 были членами ЕС) 19 июня 1999 года на конференции в Болонье (Италия). Этот город был выбран в связи с тем, что там находится старейший в Европе университет (создан в 1088 году).
Основными целями Болонской системы (Болонского процесса) были заявлены построение общеевропейского образовательного пространства, которое предусматривает свободное передвижение студентов, преподавателей и управленческого персонала и повышение конкурентоспособности европейских вузов на мировом образовательном рынке. Реализация этих задач проходила в несколько этапов. В марте 2010 года было создано Европейское пространство высшего образования. Затем в разные годы были введены трехуровневое образование (бакалавр - магистр - доктор) и дипломы единого образца (с приложением, содержащим полные данные о полученном образовании). Также была создана общая система оценки уровня знаний - внедрены так называемые кредиты (зачетные единицы). Так, для получения степени бакалавра необходимо набрать 180-240 кредитов, для степени магистра - еще 90-120. Один кредит соответствует 25-30 часам аудиторных занятий и самостоятельной работы. Обычно претендент на степень бакалавра учится 3-4 года, степень магистра можно получить еще через 1-2 года. При этом кредиты не имеют срока давности и принимаются в любом вузе, участвующем в Болонском процессе. Таким образом, в течение 5-6 лет студент может сменить несколько мест учебы.
Членство и структура
На начало 2022 года участниками Болонского процесса официально были 49 стран, среди них Россия, а также государства постсоветского пространства - Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Молдова, Украина и другие. Кроме того, участником процесса является Европейская комиссия.
Общее управление осуществляет наблюдательная группа, в которую входят представители всех стран-участниц.
Основные решения в рамках Болонского процесса принимаются на конференциях министров образования (строгой периодичности нет). С 1999 года состоялось 11 таких встреч, последняя - в 2020 году в Риме (преимущественно в виртуальном формате). Сопредседателями являются страна, председательствующая в ЕС, и страна, не входящая в ЕС (меняются по принципу ротации). В настоящее время - это Франция и Азербайджан.
Секретариат располагается на территории страны, в которой пройдет следующая министерская конференция (в настоящее время - в Албании).
Участие России в Болонском процессе
Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года. В 2007 году президент РФ Владимир Путин подписал закон о введении в систему высшего образования РФ бакалавриата и магистратуры. Российские учебные заведения присоединялись к европейской системе постепенно и не все полностью перешли на ее стандарты. Так, многие вузы не выдавали приложения европейского образца к дипломам и наряду с кредитами (зачетными единицами) продолжали использовать традиционные оценки. При этом непрерывно велась дискуссия по поводу целесообразности включения вузов РФ в Болонскую систему.
Против внедрения западных стандартов выступали несколько ректоров ведущих вузов. Так, ректор МГУ Виктор Садовничий заявлял, что не свойственные для России системы образования, в том числе Болонская, способствовали снижению качества образования в стране. Некоторые эксперты считают, что Болонский процесс был создан исключительно для стран Евросоюза в качестве инструмента усиления евроинтеграции, и для России он малоэффективен. По словам замминистра науки и высшего образования России Дмитрия Афанасьева, "четырехлетнее обучение в бакалавриате оказалось недостаточным для полноценного формирования знаний, умений, компетенций".
Выход из Болонского процесса
Начало специальной военной операции на Украине в феврале 2022 года обострило отношения РФ с западными странами. В частности, это коснулось участия России в Болонском процессе. В апреле Болонская группа объявила о решении приостановить представительство РФ и Белоруссии в структурах Болонского процесса.
В мае 2022 года глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков, назвав Болонскую систему образования "прожитым этапом", заявил, что в России появится своя "уникальная система образования". К настоящему времени ведомством разработан законопроект, предлагающий проводить обучение кадров по востребованным специальностям по программам специалитета (документ размещен для общественного обсуждения на федеральном портале нормативно-правовых актов). Переход на новую систему предполагается начать в 2023-2024 учебном году. По словам Валерия Фалькова, процесс не будет "одномоментным", предстоит работа "на долгие годы".
По данным Российского статистического ежегодника (последний выпущен в 2021 году), в 2020/2021 учебном году в 707 российских вузах проходили обучение 4,05 млн человек. Доля иностранных студентов - 7,8% (315 тыс.; из них более 205 тыс. - из стран СНГ). В 2020 году выпускниками российских вузов стали около 850 тыс. человек, из них, в частности, диплом бакалавра получили почти 558 тыс., магистра - 185 тыс.