ТАСС-ДОСЬЕ. 31 марта президент Владимир Путин сообщил, что утвердил новую редакцию Концепции внешней политики РФ. По словам президента, кардинальные изменения в международной жизни потребовали серьезно скорректировать документ.
О том, как изменялись ключевые положения российской внешнеполитической доктрины, - в материале ТАСС.
О документе
Концепция внешней политики - документ, отражающий систему взглядов на содержание, принципы и основные направления внешнеполитической деятельности России. В соответствии с законодательством внешнюю политику страны определяет глава государства и он же представляет Российскую Федерацию в международных отношениях. Подготовка и реализация Концепции возложена на Министерство иностранных дел.
За годы новейшей российской истории были приняты пять концепций внешней политики: в 1993, 2000, 2008, 2013 и 2016 годах.
1993 год
После распада СССР в 1991 году основой внешней политики России стало выстраивание новых взаимоотношений с бывшими союзными республиками и иностранными государствами, а также интеграция в систему международных связей. 23 апреля 1993 года президент РФ Борис Ельцин своим распоряжением утвердил "Основные положения концепции внешней политики Российской Федерации". Важнейшими внешнеполитическими задачами в документе были названы сохранение единства и территориальной целостности государства, прекращение вооруженных столкновений и урегулирование конфликтов вокруг страны, сохранение за Россией "роли в мировом балансе влияния, соответствующей статусу великой державы", обеспечение строгого соблюдения в ближнем зарубежье прав человека, особенно этнических россиян и русскоязычного населения. В документе также подчеркивалось, что внешнеполитическая ориентация России должна исходить не из идеологических установок, а из "фундаментальных общенациональных интересов". Декларировался курс на развитие особых отношений с тремя группами стран: государствами ближнего зарубежья, "экономически мощными и технологически развитыми" западными государствами и "новыми индустриальными странами в различных регионах". В области международной безопасности ставилась задача поддерживать курс на ограничение вооружений и разоружение, кооперацию с ведущими мировыми державами и западными оборонительными структурами. Еще одной приоритетной целью было объявлено достижение "устойчивого развития отношений с США с установкой на стратегическое партнерство, а в перспективе - на союзничество".
2000 год
28 июня 2000 года указом президента Владимира Путина была утверждена новая Концепция внешней политики. Документ закреплял изменения, произошедшие в 1990-е годы, и провозглашал новый внешнеполитический курс страны в XXI веке. В вводной части Концепции говорилось, что "расчеты, связанные с формированием новых равноправных, взаимовыгодных, партнерских отношений России с окружающим миром", не оправдались. Утверждалось, что международная обстановка начала XXI века требует переосмысления приоритетов российской внешней политики. Среди основных задач, помимо безопасности страны и создания благоприятных условий для ее развития, были названы формирование многополярной системы международных отношений, стабильного, справедливого и демократического миропорядка, строящегося на общепризнанных нормах международного права, включая прежде всего цели и принципы Устава ООН. Кроме того, речь шла о создании "пояса добрососедства по периметру российских границ", защите прав и интересов российских граждан и соотечественников за рубежом, содействии позитивному восприятию России в мире, популяризации русского языка и культуры. Угрозой национальным интересам России были названы "тенденция к созданию однополярной структуры мира при экономическом и силовом доминировании США", ставка на западные институты и форумы ограниченного состава при решении вопросов международной безопасности, ослабление роли Совета Безопасности ООН. При этом декларировалась готовность РФ "к преодолению значительных трудностей <...> в отношениях с США, сохранению <...> инфраструктуры российско-американского сотрудничества". Отдельно было сказано об укреплении Союза Белоруссии и России как высшей формы интеграции двух суверенных государств. В доктринальном плане Концепция 2000 года стала основой для всех последующих документов 2008, 2013 и 2016 годов.
2008 год
15 июля 2008 года президент Дмитрий Медведев утвердил новую Концепцию внешней политики РФ. В ее преамбуле говорилось, что документ дополняет и развивает положения Концепции 2000 года. Впервые было заявлено о многовекторности как об отличительной черте российской внешней политики. В перечень основных задач было включено "создание благоприятных внешних условий для модернизации" страны. Среди определяющих факторов сохранения за Россией "достойного места в мире" в документе фигурировали устойчивый экономический рост, дальнейшие политические преобразования, преодоление ресурсно-сырьевой ориентации экономики и ее перевод на инновационный путь развития. В Концепции было заявлено о перспективе "утраты историческим Западом своей монополии на глобализационные процессы", а активизация политики западных государств по сдерживанию России рассматривалась как реакция на этот процесс. В качестве основных угроз международной безопасности были названы игнорирование отдельными государствами основных принципов международного права, попытки принизить роль суверенного государства как основополагающего элемента международных отношений, разделение стран "на категории с различным объемом прав и обязанностей". Впервые в Концепции внешней политики РФ шла речь о евразийской интеграции в рамках ЕврАзЭС и Таможенного союза. Россия была названа крупнейшей евразийской державой.
2013 год
12 февраля 2013 года президент Владимир Путин утвердил очередную версию Концепции внешней политики РФ. Ее основные положения не претерпели значительных изменений по сравнению с предыдущими документами. Впервые в Концепции рассматривались вопросы применения в международной политике так называемой. мягкой силы, которая была определена как "комплексный инструментарий решения внешнеполитических задач с опорой на возможности гражданского общества, информационно-коммуникационные, гуманитарные и другие альтернативные классической дипломатии методы и технологии". В Концепции говорилось, что в новой системе международных отношений, на которые повлиял глобальный финансово-экономический кризис, Запад теряет свою доминирующую роль как в политике, так и в экономике. Потенциал силы и развития смещается на Восток, в первую очередь в Азиатско-Тихоокеанский регион. При этом военно-политические союзы уже не могут обеспечить противодействие современным трансграничным вызовам и угрозам. Блоковые подходы в решении проблем должны быть заменены сетевой дипломатией, опирающейся на "гибкие формы участия в многосторонних структурах в целях эффективного поиска решений общих задач". Отмечались риски деструктивного использования "мягкой силы" и правозащитных концепций в целях политического давления на суверенные государства, вмешательства в их внутренние дела. Одной из угроз международной безопасности были названы попытки регулировать кризисы путем применения вне рамок Совета Безопасности ООН одностороннего санкционного давления и иных мер силового воздействия. В документе также впервые отдельно говорилось о необходимости содействовать подключению Украины к углубленным интеграционным процессам.
2016 год
30 ноября 2016 года указом президента была утверждена новая Концепция внешней политики. В документе появились две новые внешнеполитических задачи: упрочение позиций России как одного из влиятельных центров современного мира и укрепление позиций российских СМИ и массовых коммуникаций в глобальном информационном пространстве. Концепция констатировала серьезный кризис в отношениях между Россией и государствами Запада, вызванный геополитической экспансией США, НАТО и Европейского союза. В документе отмечалось, что при сохранении заинтересованности в конструктивном сотрудничестве с Соединенными Штатами Россия "не признает экстерриториального осуществления США своей юрисдикции вне рамок международного права, не приемлет попыток оказания военного, политического, экономического или иного давления и оставляет за собой право жестко реагировать на недружественные действия". В числе региональных приоритетов в Концепции впервые было указано на необходимость политического урегулирования в Сирии, поддержания единства, независимости и территориальной целостности этой страны. Отдельно в документе упоминался кризис на Украине. Подчеркивалось, что Россия во взаимодействии со всеми заинтересованными государствами и международными структурами готова приложить усилия для политико-дипломатического урегулирования внутриукраинского конфликта.