В России на федеральном уровне не существует официального запрета на ношение хиджаба (исламского женского головного платка) в учебных заведениях. Согласно Федеральному закону "Об образовании в РФ" от 29 декабря 2012 года (с поправками от 4 июня 2014 года), в образовательных учреждениях внешний вид учащихся, а также ношение школьной формы определяет администрация. Типовые требования к школьной форме утверждают власти регионов. В 2013 года Министерство образования и науки РФ разработало образец типовых требований субъекта Федерации к школьной одежде, согласно которым "внешний вид и одежда учащихся... должны соответствовать общепринятым в обществе нормам делового стиля и носить светский характер".
Прецеденты, связанные с отказом учениц ходить в школу без хиджаба
Несмотря на эти требования, с 2012 года в РФ произошли два громких прецедента, связанные с отказом учениц посещать занятия без мусульманских платков.
В октябре 2012 года в Ставропольском крае в школе № 12 села Кара-Тюбе произошел конфликт между администрацией учебного заведения и родителями девушек-мусульманок. Директор школы запретила учащимся появляться на уроках в хиджабе, мотивируя это тем, что школа является светским образовательным учреждением.
Спустя несколько дней, 31 октября, правительство Ставропольского края утвердило основные требования к школьной одежде и внешнему виду учащихся. В частности, документ запрещал школьникам посещать занятия в религиозной одежде и головных уборах. Несколько родителей учеников обратились в суд, требуя отменить эти правила, поскольку они противоречат Федеральному закону РФ "О свободе совести и религиозных убеждениях" от 26 сентября 1997 года. Однако 22 марта 2013 года Ставропольский краевой суд отказал в иске, указав, что единые требования к школьной одежде установлены в целях обеспечения светского характера школ и не могут рассматриваться в качестве ограничений свободы совести и вероисповедания. Заявители подали апелляционную жалобу в Верховный суд (ВС) РФ. 10 июля 2013 года коллегия ВС оставила решение краевого суда без изменений.
В Мордовии конфликт в школе села Белозерье разгорелся после того, как 12 мая 2014 года правительство республики утвердило требования к форме учащихся, запрещающие посещать занятия в одежде "с религиозными атрибутами" и хиджабах. Представители мусульманской общины республики обратились в суд с иском о признании данного запрета незаконным. 24 октября 2014 года Верховный суд Мордовии отказал в удовлетворении заявления, указав, что требования к внешнему виду обучающихся направлены на устранение признаков социального и религиозного различия между ними и создание деловой атмосферы, необходимой на занятиях. В конце января 2015 года истцы подали апелляционную жалобу в ВС РФ.
В Астраханской и Мурманской областях региональные власти также ввели требования к школьной форме, запрещающие учащимся посещать занятия в религиозной одежде и головных уборах. В Ростовской области школьникам не разрешается носить "религиозную одежду, в том числе закрывающую лицо". Правительство Татарстана ввело запрет на ношение "атрибутов одежды, закрывающей лицо". В Башкирии запрет на посещение школ в религиозной одежде и головных уборах носит рекомендательный характер.
Власти РФ против хиджабов в школе
Российские власти неоднократно высказывались против ношения учащимися мусульманских головных уборов в образовательных учреждениях. 25 апреля 2013 года в ходе "прямой линии" с россиянами президент РФ Владимир Путин отметил: "Ничего хорошего в этом нет - это не национальные особенности, а демонстрация известного отношения к религии. В нашей стране, в мусульманских регионах никогда такой традиции не было".
11 июля 2013 года в прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов заявил: "Мы светское государство, и наша школа является светской, поэтому хождение в хиджабах недопустимо. Если родители хотят, чтобы их дети получили образование в государственной школе, они должны быть готовы соблюдать правила, которые в ней установлены". В начале февраля 2015 года министр вновь напомнил, что одежда в школе должна быть светской.