12 мая 2023, 15:23

Хронология аварий и катастроф вертолетов Ми-28Н

Вертолет Ми-28Н. Алексей Ерешко/ пресс-служба Минобороны РФ/ ТАСС
Вертолет Ми-28Н

В Крыму 12 мая 2023 года упал военный вертолет Ми-28, оба летчика погибли

ТАСС-ДОСЬЕ. 12 мая 2023 года в Минобороны России сообщили, что в Джанкойском районе Республики Крым при выполнении учебно-тренировочного полета потерпел катастрофу российский вертолет Ми-28 (Ми-28Н). Оба летчика погибли. Предварительная причина крушения - отказ техники. Согласно данным из открытых источников, за время эксплуатации вертолетов Ми-28Н в российских ВВС/ВКС с машинами этого типа произошло семь авиационных происшествий (с учетом ЧП 12 мая 2023 года), в результате пяти катастроф погибли в общей сложности восемь человек.

Аварии и катастрофы

19 июня 2009 года на территории Мулинского полигона Гороховецкого учебного центра (Нижегородская область) вертолет Ми-28Н (бортовой номер "43 желтый") 344-го Центра боевого применения и переучивания летного состава ВВС России при выполнении показательного полета совершил аварийную посадку. Из-за попадания шасси в траншею машина опрокинулась, были разрушены несущий винт и хвостовая балка. Экипаж не пострадал. Впоследствии вертолет был восстановлен. Авария произошла из-за помпажа двигателей после того, как вертолет в режиме зависания произвел выстрел неуправляемой авиационной ракетой.

15 февраля 2011 года Ми-28Н (бортовой номер "05 синий") 387-й авиабазы армейской авиации ВВС России при выполнении учебно-тренировочного полета упал и разрушился в районе села Прасковея (Буденновский район Ставропольского края) из-за неполадки в двигателе. Командир экипажа подполковник Андрей Глянцев и штурман лейтенант Игорь Симавин были госпитализированы с тяжелыми травмами в Буденновскую районную больницу, где подполковник Глянцев скончался от полученных ранений.

16 августа 2012 года Ми-28Н (бортовой номер "205 синий") ВВС России при выполнении учебно-тренировочного полета в рамках учений "Кавказ-2012" совершил жесткую посадку в районе аэродрома Моздок (Северная Осетия). Экипаж не пострадал, машина получила незначительные повреждения. Причиной происшествия стал отказ двигателя при зависании вертолета на высоте около 6 м над взлетно-посадочной полосой.

2 августа 2015 года вертолет Ми-28Н (бортовой номер "15 белый", регистрационный - RF-95316) пилотажной группы "Беркуты" ВКС России, выполнявший демонстрационный полет в рамках шоу "Авиамикс" на Армейских международных играх - 2015, совершил жесткую посадку на полигоне Дубровичи (Рязанская область). В результате возникшего пожара погиб пилот - подполковник Игорь Бутенко. Штурман-оператор старший лейтенант Александр Клепнов самостоятельно покинул машину и был госпитализирован с ранениями средней степени тяжести. Вероятные причины катастрофы - отказ системы гидроусиления, разрыв вала рулевого винта.

12 апреля 2016 года при выполнении полетов в районе города Хомс (Сирия) потерпел крушение Ми-28Н ВКС России. Погибли оба члена экипажа - командир Андрей Окладников и штурман Виктор Панков. По сообщению пресс-службы Минобороны РФ, "огневого воздействия на вертолет не было". По предварительным выводам комиссии военного ведомства, причиной катастрофы стала ошибка пилотирования.

11 декабря 2019 года в районе аэродрома Кореновск (Краснодарский край) потерпел крушение Ми-28УБ (учебно-боевая версия Ми-28Н, бортовой номер "17 красный") 55-го отдельного вертолетного полка армейской авиации 4-й армии ВВС и ПВО Южного военного округа. ЧП произошло при выполнении планового учебно-тренировочного полета в темное время суток в сложных метеорологических условиях. Погибли оба члена экипажа - подполковник Александр Склянкин и майор Руслан Кушниренко. Полет выполнялся без боекомплекта. Как уточнил ТАСС источник в экстренных службах региона, одной из причин крушения стал сильный туман.

О вертолете

Ми-28Н ("Ночной охотник") - российский ударный вертолет. Разработан в 1990-х годах конструкторами Московского вертолетного завода имени М. Л. Миля (ныне Национальный центр вертолетостроения им. М. Л. Миля и Н. И. Камова, НЦВ "Миль и Камов", в составе холдинга "Вертолеты России" госкорпорации "Ростех"). Является круглосуточной модификацией советского ударного вертолета Ми-28, созданного в 1980-х годах, но так и не принятого на вооружение.

Вертолет выполнен по "классической" схеме с пятилопастным несущим и четырехлопастным рулевым винтом. Оснащен двумя турбовальными двигателями (первоначально - ТВЗ-117ВМА украинского производства, с середины 2010-х годов. - ВК-2500-02 производства российского АО "Климов"), а также неубирающимся трехопорным шасси, вспомогательным крылом. Максимальная взлетная масса - 11 700 кг, практическая дальность - 500 км, максимальная скорость - 300 км/ч, практический потолок - 5 700 м. Помимо штатной пушки калибра 30 мм может оснащаться управляемыми и неуправляемыми ракетами "воздух - поверхность" и "воздух - воздух".