21 декабря 2023, 09:39

Платные дороги в России. История и регулирование

Владимир Гердо/ ТАСС

Президент Владимир Путин 21 декабря по видеосвязи откроет новый участок автомобильной трассы М-12 "Восток"

ТАСС-ДОСЬЕ. 21 декабря 2023 года, как ожидается, президент РФ Владимир Путин по видеосвязи откроет новый участок автомобильной трассы М-12 "Восток". Теперь по этой платной дороге автомобилисты смогут проехать от Москвы до Казани. ТАСС подготовил материал о платных дорогах в России.

Общие сведения

По состоянию на 21 декабря 2023 года в России плата взимается за проезд на участках дорог федерального и регионального значения общей протяженностью более 3 200 км. Платные дороги действуют в 18 субъектах Федерации: Владимирской, Воронежской, Калужской, Ленинградской, Липецкой, Московской, Нижегородской, Новгородской, Псковской, Ростовской, Тверской, Тульской областях, Краснодарском крае, Татарстане, Удмуртии, Чувашии, в Санкт-Петербурге и Москве.

История платных дорог в России

Впервые на законодательном уровне принцип платных дорог в России был закреплен в указе президента страны Бориса Ельцина от 8 декабря 1992 года "О строительстве и эксплуатации автомобильных дорог на коммерческой основе". 27 июня 1998 года главой государства был издан указ "О дополнительных мерах по развитию сети автомобильных дорог общего пользования", которым был установлен порядок создания платных магистралей. В частности, плату можно было брать только при наличии свободного проезда по тем же направлениям по бесплатным дорогам.

Первая платная дорога в РФ

В качестве пилотного проекта по введению платы за проезд был выбран реконструированный в 1998 году 20-километровый участок трассы М-4 "Дон" - обход с. Хлевное в Липецкой области (444-464 км). 22 апреля 1999 года распоряжением правительства РФ он был сделан платным. Стоимость проезда по нему составляла от 5 рублей для легковых автомобилей до 15 рублей для грузовиков. Спустя год длина платного участка была увеличена до 50 км - к нему присоединили обход г. Задонска.

Закон о платных дорогах

8 ноября 2007 года президент РФ Владимир Путин подписал закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации". В документе детально прописана процедура введения платы на дорогах и деятельность их концессионеров (для управления дорогами они могут привлекать операторов). В частности, регламентируется, что бесплатно этими дорогами могут пользоваться экстренные службы, транспорт общего пользования (за исключением такси) и транспортные средства организаций почтовой связи. На концессионера возлагается ответственность по поддержанию дороги в надлежащем состоянии.

Действующие платные дороги

Самой протяженной из российских платных автодорог является трасса М-4 "Дон" (Москва - Новороссийск). Плата взимается на участках общей длиной 1 042 км (включая дальний западный обход Краснодара). Стоимость проезда по всем участкам для легковых автомобилей (здесь и далее - для легковых машин при оплате наличными без скидок) - до 4 290 рублей в зависимости от дня недели и времени проезда.

Второе место по протяженности после открытия движения до Казани занимает М-12 - 811 км. Согласно расценкам, объявленным в начале декабря 2023 года, стоимость проезда от Москвы до Казани составит 4,8 тыс. рублей.

Третье место занимает скоростная автодорога М-11 "Нева" (Москва - Санкт-Петербург). Плата взимается на всех введенных в эксплуатацию участках трассы (610 км). В 2024 году планируется запуск движения по северному обходу Твери, что ознаменует завершение строительства этой автомагистрали. Стоимость проезда - до 3 950 рублей.

Четвертое место по протяженности принадлежит Центральной кольцевой автомобильной дороге (ЦКАД, А-113) в Москве и Московской области. Это кольцо замкнулось 8 июля 2021 года. Стоимость проезда по всем платным участкам (336,6 км) - 1 565 рублей.

Пятерку замыкают платные дороги в Псковской области. Их общая протяженность 226 км: Старый Изборск - граница с Эстонией, Остров - граница с Латвией, Опочка - граница с Белоруссией и Ольша - Невель. В отличие от других платных трасс в России, эти дороги были построены задолго до введения платного режима и не были реконструированы. Оператором платных дорог в области является региональный комитет по транспорту и связи. Стоимость проезда для легковых автомобилей по каждой из них составляет от 150 до 300 рублей.

Среди других платных автодорог в России: участки трасс М-1 "Беларусь" в Московской области (всего 66 км) и М-3 "Украина" в Калужской области (70 км), Западный скоростной диаметр в Санкт-Петербурге (46,6 км). Платным является транзитное движение по Московскому скоростному диаметру (68 км). Распространена практика взимания платы за движение по новым мостам, паромным и понтонным переправам и так далее.

Платными будут магистраль Казань - Оренбург, новый мост через Обь в Новосибирске, Восточный скоростной диаметр в Санкт-Петербурге и другие.

Операторы

Крупнейшим оператором платных дорог России является государственная компания "Автодор": она отвечает за трассы М-3, М-4, М-12, ЦКАД и за большинство участков М-11. Среди других операторов - "Северо-Западная концессионная компания" (головной участок М-11 в Московской области), "Магистраль северной столицы" (ЗСД), "Новое качество дорог" (северный обход Одинцово на М-1).

Транспондеры, "свободный поток"

До открытия первого платного участка ЦКАД оплата на платных дорогах в России осуществлялась только на специальных пунктах, где при оплате наличными или банковской картой необходимо останавливаться перед шлагбаумом. Альтернативно можно пользоваться транспондерами - устройствами, которые закрепляются на лобовое стекло автомобиля и позволяют проезжать пункты сбора платы без остановки. Водителю достаточно снизить скорость до 10-20 км/ ч. Также транспондеры представляют скидку на проезд. Ранее эти устройства не были совместимы между разными операторами, с 2017 года были заключены соглашения о межоператорском взаимодействии, система вступила в действие в 2018 году.

На ЦКАД и М-12 внедрена безбарьерная система оплаты проезда (free flow, с англ. "свободный поток"). Специальные рамки могут считывать регистрационные знаки или данные с транспондеров. В первом случае водителю необходимо оплатить проезд заранее или внести постоплату в течение пяти суток. Во втором случае сумма спишется со счета транспондера. Система позволяет фиксировать факт проезда без замедления автомобиля.

Штраф за неоплату проезда составляет 1,5 тыс. рублей для легковых автомобилей, 5 тыс. рублей - для грузовых. При этом у водителя имеется возможность оплатить проезд в течение двух месяцев после официального оповещения о нарушении. В случае, если плата так и не вносится, автомобилист должен будет заплатить штраф и стоимость проезда.

Бывшие платные дороги

В 2000-2011 годах взималась плата за проезд по трассе Алтай - Кузбасс в Алтайском крае (137 км), также с открытия в июле 1997 года до 1 января 2011 года платным был новый мост через реку Обь в Барнауле. Отменяя плату за проезд по дорогам и мостам, губернатор Алтайского края Александр Карлин заявил, что минусов в платном проезде на этих участках дорог было больше, чем плюсов.