9 апреля 2015, 16:18

Российские сети быстрого питания. Досье

ИТАР-ТАСС/ Александр Рюмин

Режиссеры Андрей Кончаловский и Никита Михалков предложили создать конкуренцию западному фастфуду

/ТАСС-Досье/. В четверг СМИ сообщили, что режиссеры Андрей Кончаловский и Никита Михалков хотят создать конкурента западным сетям быстрого питания в России и просят у государства для запуска проекта почти миллиард рублей. Лицом сети должна стать жена Кончаловского - актриса и телеведущая Юлия Высоцкая.

Сейчас в России действуют несколько сетей быстрого питания.

"Русское бистро"

Первое кафе под этим брендом было открыто в августе 1995 г. Одним из авторов идеи сети русского фастфуда был начальник Департамента потребительского рынка г. Москвы Владимир Малышков. В течение первых двух лет компанию возглавлял Виталий Усов, до 1995 г. занимавший пост заместителя префекта Центрального административного округа столицы. Сеть пользовалась поддержкой московского мэра Юрия Лужкова, ей были предоставлены многочисленные льготы: выделены помещения в центре города, кредиты "Банка Москвы" и налоговые преференции.

В 1997 г. по распоряжению мэра к развитию "Русского бистро" было привлечено государственное предприятие "Мосресторансервис". В том же году на Москворецком пивоваренном заводе открылся цех по производству квасов и медовух для "Русского бистро". Линии по розливу напитков, приготовленных из натурального сырья, были закуплены при поддержке московского правительства. Поставками оборудования и продуктов для сети занимался сын начальника Департаментом потребительского рынка г. Москвы Игорь Малышков, который с 1998 г. возглавлял компанию "Русское бистро интернешнл" (создана для развития сети за рубежом). Всю пластиковую посуду и мебель в "Русское бистро" поставляла компания супруги московского мэра Елены Батуриной "Интеко".

К концу 1996 г. в Москве было открыто 80 точек "Русского бистро", в ассортимент которых входили пирожки, кулебяки, салаты, бульон, квас, причем цены были значительно ниже, чем у конкурентов. Кризис 1998 г. нанес сети серьезный удар и привел к закрытию значительного числа заведений. В 1999 г. в Москве было около 40 кафе. В качестве меры по преодолению финансовых трудностей, руководство "Русского бистро" ввело в меню сети алкоголь. После того как следственный комитет при МВД возбудил уголовное дело о незаконном присвоении 1,3 млн долларов из бюджета Москвы руководством "Русского бистро", компания вскоре прекратила свою деятельность.

"Ростик'с"/KFC

В 1993 г. в России открылось первое предприятие сети быстрого обслуживания "Ростик'с", управляемое компанией "Ростик групп" (позднее - "Росинтер Ресторантс Холдинг"). Инициатором создания выступил владелец ресторанной компании "Росинтер" Ростислав Ордовский-Танаевский Бланко, ставший президентом "Ростикс групп". Компания работала в сотрудничестве с американской сетью кафе быстрого питания KFC (до 1991 г. - Kentucky Fried Chicken, или "Жареный цыпленок из Кентукки"). Первая торговая точка открылась в Главном универсальном магазине Москвы (ГУМе). "Ростик'с" специализировался на блюдах из курицы.

В 1998 г. в связи с финансовыми трудностями KFC ушла с российского рынка. Рестораны "Ростик’с" продолжали функционировать под управлением компании "Ростик Групп" и по системе франчайзинга. В июне 2005 г. "Ростик Групп" и американская компания Yum! Brands (чьей дочерней компанией являлась сеть кафе KFC) подписали соглашение о сотрудничестве, в результате которого появился новый объединенный бренд "Ростик’с-KFC". Первое предприятие под этим брендом открылось в апреле 2006 г. В 2011 г. KFC выкупила права на российскую часть кафе быстрого питания, оставив название KFC. С 2011 г. рестораны в России работают под этим брендом. На их долю приходится 4% продаж сети KFC по всему миру. На конец 2014 г. в РФ функционировало 336 ресторанов сети. В 2012 г. выручка российской сети KFC составила 4,3 млрд рублей. Штаб-квартира компании - в Москве.

"Теремок"

(ЗАО "Теремок-Русские блины")

Первый киоск сети "Теремок", специализировавшийся на изготовлении русских блинов с начинками, появился в 1999 г. в Москве. Концепцию разработал в 1998 г. предприниматель Михаил Гончаров, он же остается совладельцем и гендиректором сети по сей день. Со временем ассортимент предлагаемых блюд был расширен, а от уличных киосков компания постепенно перешла к ресторанам и кафе на фуд-кортах торговых центров. Представлена в Москве и Подмосковье, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Сургуте и Тюмени (в последних двух городах заведения открыты в порядке эксперимента по франшизе).

По данным РБК, в апреле 2014 г. "Теремок" занимал 6-е место по количеству заведений (183) в рейтинге крупнейших сетевых фастфуд-ресторанов, действующих на территории России. Компания владеет собственными производственными цехами в Москве и Санкт-Петербурге. Количество сотрудников - более 3 тыс. Согласно исследованию Euromonitor, в 2013 г. в десятке крупнейших российских фастфуд-сетей "Теремок" занимал седьмое место с долей рынка 0,9%. Позиционируя себя как сеть ресторанов домашней еды, компания предлагает традиционные блюда русской кухни: блины, каши, супы. В оформлении торговых точек широко используются национальные мотивы: стилизованные изображения матрешек, узоры хохломской росписи; сотрудники ресторанов называют посетителей "сударями" и "сударынями". Штаб-квартира компании расположена в Москве.

"Крошка Картошка"

(ООО "КРОШКА-КАРТОШКА-СЕРВИС")

Как и другая крупная российская сеть - "Теремок", "Крошка Картошка" началась с нескольких киосков-автобуфетов в Москве, открытых в 1998 г. предпринимателями Андреем Конончуком и Виталием Науменко. Основное блюдо - запеченный в фольге картофельный клубень, который по желанию покупателя фаршируется различными начинками. В 2003 г. компания перешла от мобильных уличных киосков к стационарным кафе в торговых центрах и отдельно стоящих павильонах, параллельно расширился ассортимент предлагаемых блюд. В настоящее время сеть развивается по франшизе, представлена на территории России. Штаб-квартира компании находится в Москве. Исполнительный директор - Ирина Левашова; число сотрудников (согласно данным компании) - более 15 тыс. В апреле 2014 г. "Крошка Картошка" заняла восьмое место в составленном РБК рейтинге крупнейших сетевых фастфудов по количеству заведений (155).