ТАСС-ДОСЬЕ. 12 марта 2024 года в Ивановской области потерпел крушение военно-транспортный самолет Ил-76, совершавший плановый полет.
Как сообщили в Минобороны РФ, на борту находилось восемь членов экипажа и семь пассажиров. По предварительным данным, все они погибли. По докладу с места происшествия, причиной катастрофы стал пожар одного из двигателей при взлете. На территории РФ с 1993 года произошло девять катастроф Ил-76 разных модификаций, в которых погибли в общей сложности 112 человек (без учета ЧП 12 марта 2024 года). В хронологии не учитываются боевые потери.
8 июля 1993 года военно-транспортный самолет Ил-76М (регистрационный номер СССР-86039) 334-го Берлинского краснознаменного военно-транспортного авиаполка ВВС России, выполнявший учебно-тренировочный полет, потерпел катастрофу в 3 км от аэродрома Кресты (Псков). Через восемь минут после вылета с аэродрома в кабине стрелка начался пожар, вызвавший детонацию снарядов. Это привело к отделению элементов хвостовой части самолета. Экипаж попытался вернуться на аэродром, но машина потеряла управление и упала в лес. Погибли все 11 человек, находившиеся на борту. Точная причина возгорания установлена не была.
5 апреля 1996 года транспортный самолет Ил-76ТД (регистрационный номер RA-76752) авиакомпании "Красноярские авиалинии", следовавший из Новосибирска в Петропавловск-Камчатский, потерпел крушение при заходе на посадку в 40 км от аэропорта назначения Елизово. В облаках самолет столкнулся со склоном сопки на высоте 1 190 м, погибли все находившиеся на борту 20 человек - девять членов экипажа и 11 пассажиров. Катастрофа произошла из-за ошибки экипажа, а также из-за того, что диспетчерские службы не отслеживали полет по радиолокаторам.
27 ноября 1996 года военно-транспортный самолет Ил-76МД ВВС России (регистрационный номер RA-78804), выполнявший грузовой рейс по маршруту Раменское (Московская область) - Петропавловск-Камчатский (с промежуточными посадками), потерпел крушение после взлета из Абакана. Самолет был сильно перегружен, с трудом набирал высоту и из-за ошибки экипажа столкнулся с сопкой на высоте около 200 м в 13,4 км от аэропорта. Погибли все находившиеся на борту 23 человека - десять членов экипажа и 13 пассажиров.
14 июля 2001 года транспортный самолет Ил-76ТД (регистрационный номер RA-76588) авиакомпании "Русь", следовавший грузовым рейсом по маршруту аэродром Чкаловский (Щелковский район Московской области) - Норильск - Братск - Тайюань (провинция Шаньси, Китай), потерпел катастрофу при взлете из Чкаловского. Из-за перегрузки на 14 т и неправильного управления стабилизаторами самолет задел верхушки деревьев в 930 м от торца взлетно-посадочной полосы и рухнул на землю. Погибли все находившиеся на борту десять человек - восемь членов экипажа и два пассажира.
2 декабря 2001 года транспортный самолет Ил-76ТД (регистрационный номер RA-76839) Федеральной пограничной службы РФ, следовавший из Братска в Петропавловск-Камчатский, потерпел крушение в 100 км от Охотска, близ пос. Новая Иня (Хабаровский край). Погибли все находившиеся на борту 18 человек - девять членов экипажа и девять пассажиров. Причиной катастрофы стало возгорание на борту.
15 января 2009 года в аэропорту Махачкалы произошло столкновение двух военно-транспортных самолетов Ил-76МД (регистрационные номера RA-76825 и RA-76827), принадлежавших 675-му отдельному смешанному авиаполку особого назначения авиации Внутренних войск МВД РФ. Борт RA-76825, ожидавший разрешения на взлет, выкатился за границу ожидания старта. В условиях плохой видимости при посадке его кабину задел крылом RA-76827. В результате в первом самолете погибли четыре члена экипажа, еще двое получили травмы. На борту RA-76827 пострадавших не было.
1 ноября 2009 года военно-транспортный самолет Ил-76МД (регистрационный номер RF-76801) 70-го отдельного смешанного авиаполка особого назначения Внутренних войск МВД России, следовавший порожним рейсом по маршруту Мирный (Якутия) - Иркутск - Чита, потерпел крушение при взлете из Мирного. Погибли все 11 членов экипажа. По итогам расследования выяснилось, что накануне при посадке в Мирном командир воздушного судна включил систему стопорения рулей и элеронов и впоследствии не выключил ее по инструкции. На следующий день перед взлетом экипаж заметил горящее табло "стопор включен", но решил, что это ложное срабатывание. Самолет взлетел с заблокированными рулями и элеронами, не смог набрать высоту и на 59-й секунде полета врезался в рудный отвал и разрушился.
1 июля 2016 года транспортный самолет Ил-76ТД (регистрационный номер RA-76840, собственное имя "Николай Каманин") ФГБУ "Аварийно-спасательная компания МЧС России", участвовавший в тушении лесных пожаров в Качугском районе Иркутской области, перестал выходить на связь. 3 июля обломки самолета были обнаружены на склоне сопки в 9 км юго-восточнее н. п. Рыбный Уян. На борту находились десять человек, они погибли. Все они были посмертно награждены орденом Мужества. В числе вероятных причин катастрофы назывались технические неполадки или ошибки пилотирования в условиях задымления и ограниченной видимости. По состоянию на март 2024 года Межгосударственный авиационный комитет опубликовал только промежуточный отчет о расследовании катастрофы, в котором не указаны ее причины.
24 июня 2022 года военно-транспортный самолет Ил-76 Минобороны РФ в ходе проведения учебно-тренировочного полета без груза потерпел крушение в Рязани, в районе Михайловского шоссе, в лугах поймы р. Плетенка. По информации оборонного ведомства, после выявления неисправности двигателя экипаж принял решение о посадке на грунт, при соприкосновении с землей самолет частично разрушился. Погибли 5 человек из 9, находившихся на борту.