История создания и характеристики самолета Ил-76

Александр Рюмин/ ТАСС

Такой самолет разбился 12 марта 2024 года в Ивановской области

ТАСС-ДОСЬЕ. 12 марта 2024 года в Ивановской области потерпел крушение военно-транспортный самолет Ил-76, совершавший плановый полет. Как сообщили в Минобороны РФ, на борту находилось восемь членов экипажа и семь пассажиров. По предварительным данным, все они погибли. По докладу с места происшествия, причиной катастрофы стал пожар одного из двигателей при взлете.

ТАСС подготовил материал об Ил-76.

Основные сведения

Ил-76 - советский, позднее - российский средний турбореактивный транспортный самолет военной и гражданской авиации, один из основных транспортных самолетов Военно-воздушных сил СССР и Воздушно-космических сил (ВКС) РФ. Разработан в конце 1960-х годов в опытно-конструкторском бюро Московского машиностроительного завода "Стрела" (ныне ПАО "Авиационный комплекс имени С. В. Ильюшина", Москва) под руководством конструктора Генриха Новожилова. Предназначен для перевозки разных типов грузов, войск, вооружения, боевой техники (в т. ч. танков) с расчетами; доставки войскам срочных грузов; для высадки воздушных десантов, а также для транспортировки раненых. Первый полет выполнил 25 марта 1971 года с Центрального аэродрома им. М. В. Фрунзе на Ходынском поле в Москве (закрыт в 2003 г.), машиной управлял заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза Эдуард Кузнецов. Самолет принят на вооружение в 1974 году, эксплуатация гражданской версии в СССР началась в 1977 г.

В 1971-2012 годах самолет серийно строился на Ташкентском авиационном производственном объединении им. В. П. Чкалова (ТАПОиЧ, ныне Ташкентский механический завод, Узбекистан), выпущено более 900 единиц Ил-76 разных модификаций.

В 2012 году производство перенесено на российское предприятие "Авиастар-СП" (Ульяновск). В настоящее время предприятие выпускает самолеты модификации Ил-76МД-90А.

Конструкция

Ил-76 построен по аэродинамической схеме однофюзеляжного высокоплана с однокилевым Т-образным оперением, пятиопорным убирающимся многоколесным шасси, с подвешенными под стреловидным крылом четырьмя турбореактивными двигателями (Д-30КП производства завода номер 36, ныне НПО "Сатурн", Рыбинск, Ярославская область; или ПС-90А-76 производства АО "ОДК-Пермские моторы"). Кормовой грузовой люк - трехстворчатый. Самолет может базироваться в том числе на грунтовых аэродромах ограниченных размеров.

Летно-технические характеристики базовой модификации:

  • взлетная масса: 104 тонн (снаряженного самолета), 170 тонн (максимальная);
  • размах крыльев - 50 м;
  • длина - 46,6 м;
  • высота - 14,7 м;
  • экипаж - 6-7 человек;
  • грузоподъемность - до 47 тонн. Ил-76 может перевозить до 140 солдат или 128 десантников-парашютистов;
  • объем грузовой кабины - от 321 кв. м. до 400 кв. м, в зависимости от модификации;
  • практическая дальность - 3 000 км (с грузом 47 тонн), 6 100 км (с грузом 20 тонн);
  • крейсерская скорость - 750-800 км/ч;
  • вооружение (некоторые модификации) - две авиационных пушки калибра 23 мм в корме.

Модификации

На базе Ил-76 разработано несколько десятков модификаций, в том числе:

  • А-50 (первый полет в 1978 году) и А-100 (2017), самолеты дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО);
  • А-60 (1981), летающая лаборатория - носитель лазерного оружия;
  • Ил-76МД (1981), с двигателями Д-30КП второй серии, увеличенной емкостью топливных баков, усиленными крылом и полом грузовой кабины, усовершенствованными приборами;
  • Ил-76ЛЛ (1991), летающая лаборатория для отработки перспективных двигателей;
  • Ил-76КТ (1981), самолет для отработки состояния невесомости при тренировке космонавтов;
  • Ил-78 (1983), топливозаправщик для Дальней авиации;
  • Ил-82/Ил-76СК/Ил-76ВКП (1987), воздушный командный пункт управления стратегическими ядерными силами;
  • Ил-76ТД-90А (2012), вариант с двигателями ПС-90А-76 для гражданской авиации;
  • Ил-76МД-90А (2012), глубокая модернизация, самолеты новой постройки;
  • Ил-76МД-М (2016), проект модернизации строевых самолетов до уровня оборудования Ил-76МД-90А;
  • Ил-78М-90А (2018), модернизированный самолет-заправщик.

Эксплуатанты

Эксплуатантами Ил-76 в разное время выступали военно-воздушные силы и десятки транспортных авиакомпаний более чем 40 стран, а также Организация Объединенных Наций. В настоящее время крупнейший эксплуатант самолетов этого типа - Минобороны РФ, Ил-76 - основной самолет военно-транспортной авиации ВКС России.