28 мая 2024 года глава ГИБДД Михаил Черников в ходе заседания президиума Общественного совета при МВД России заявил, что его ведомство будет впредь назваться только Госавтоинспекцией.
Основные сведения
Госавтоинспекция (ГАИ) - подразделение в составе МВД России, которое осуществляет федеральный государственный надзор и специальные разрешительные функции в области безопасности дорожного движения. Управление Госавтоинспекцией на федеральном уровне осуществляет Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения (ГУОБДД) МВД РФ. Оно координирует работу органов управления ГАИ на уровне субъектов РФ, которые, в свою очередь, руководят деятельностью территориальных органов.
Инспекция:
- организует экзамены и выдает водительские удостоверения;
- регистрирует автомобильные транспортные средства, осуществляет контролирует их техническое состояние;
- организует регулирование дорожного движения, фиксирует правонарушения;
- занимается пропагандой безопасности на дорогах, профилактикой дорожно-транспортных происшествий;
- разыскивает угнанные транспортные средства;
- охраняет общественный порядок, оказывает помощь участникам дорожного движения и прочее.
История
До появления автомобилей на улицах городов в начале XX века функции регулировщиков в Российской империи выполняли дворники. В октябре 1918 года Наркомат внутренних дел (НКВД) и Наркомат юстиции выпустили совместную инструкцию "Об организации рабоче-крестьянской милиции", согласно которой за безопасность на дорогах, в том числе регулирование движения, начали отвечать милиционеры. При этом на протяжении 1920-х - начала 1930-х годов многие из функций современной Госавтоинспекции, в частности, регистрация транспорта, организация движения и др. находились в ведении подразделений Наркомата путей сообщения, в том числе Центрального управления местного транспорта (ЦУМТ) и образованного из него в 1928 году Центрального управления дорог и транспорта (ЦУДОТРАНС). 29 сентября 1935 года последнее было передано в ведение НКВД.
3 июля 1936 года Совет народных комиссаров СССР своим постановлением утвердил "Положение о Государственной автомобильной инспекции Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР".
В 1940 году завершилась разработка правил выдачи водительских документов, учета и технического осмотра транспортных средств. Приказами НКВД были также утверждены правила учета транспортных предприятий. В этом же году приняты первые типовые правила дорожного движения в городах СССР.
В годы Великой Отечественной войны штат ГАИ был сильно сокращен, большинство ее сотрудников ушли на фронт. Основными же задачами оставшегося персонала стали переоборудование гражданских автомобилей для военных нужд и контроль за военным автотранспортом. После войны ГАИ решала задачи по возвращению автотранспорта из военного парка в народное хозяйство, а также по надзору за восстановлением старых и строительством новых дорог. В это же время перед автоинспекцией впервые была поставлена задача обеспечения безопасности пешеходов на улицах.
С 1 января 1961 года были введены единые для всего СССР правила дорожного движения.
В целом, современный облик структура ГАИ получила в 1970-х годов, когда в ней были образованы подразделения по организации дорожного движения, дорожно-патрульная служба, станции для проведения государственного технического осмотра транспортных средств и др. 15 июня 1998 года президент России Борис Ельцин подписал указ о переименовании ГАИ в Государственную инспекцию по безопасности дорожного движения - ГИБДД. 2 июля 2002 года президент РФ Владимир Путин подписал указ, который сделал наименования ГАИ и ГИБДД равнозначными.
Руководство
Начальник Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД РФ - генерал-лейтенант полиции Михаил Черников (с 2017 года).
В 1940 году завершилась разработка правил выдачи водительских документов, учета и технического осмотра транспортных средств. Приказами НКВД были также утверждены правила учета транспортных предприятий. В этом же году приняты первые типовые правила дорожного движения в городах СССР.
В годы Великой Отечественной войны штат ГАИ был сильно сокращен, большинство ее сотрудников ушли на фронт. Основной же задачей оставшегося персонала стало переоборудование гражданских автомобилей для военных нужд и контроль за военным автотранспортом. После войны ГАИ решала задачи по возвращению автотранспорта из военного парка в народное хозяйство, а также по надзору за восстановлением старых и строительством новых дорог. В это же время перед автоинспекцией впервые была поставлена задача обеспечения безопасности пешеходов на улицах.
С 1 января 1961 года были введены единые для всего СССР правила дорожного движения.
В целом современный облик структура ГАИ получила в 1970-х годов, когда в ней были образованы подразделения по организации дорожного движения, дорожно-патрульная служба, станции для проведения государственного технического осмотра транспортных средств и другие. 15 июня 1998 года президент России Борис Ельцин подписал указ о переименовании ГАИ в Государственную инспекцию по безопасности дорожного движения - ГИБДД. 2 июля 2002 года президент РФ Владиммир Путин подписал указ, который сделал наименования ГАИ и ГИБДД равнозначными.