18 июня, 13:59

Биография Анук Эме

Анук Эме в фильме "Свидание", 1969 год. Keystone-France/ Gamma-Keystone via Getty Images
Анук Эме в фильме "Свидание", 1969 год
Актриса умерла 18 июня

ТАСС-ДОСЬЕ. 18 июня 2024 года в Париже на 93-м году жизни умерла французская актриса Анук Эме.

Происхождение

Анук Эме (настоящее имя Франсуаза Жюдит Флоранс Дрейфус) родилась 27 апреля 1932 года в Париже в еврейской семье. Ее родители были актерами: отец, Генри Дрейфус, снялся в нескольких фильмах под псевдонимом Мюррей, мать, Женевьева Дюран, выступала на сцене под фамилией Сорья. В детстве Франсуаза увлекалась танцами, училась в Марсельской опере, изучала актерское мастерство в драматической школе Андре Бауэр-Терона. С 13 лет играла в театре, с которым гастролировала по Европе.

Карьера в кино

В 14 лет она снялась в драматическом фильме Анри Калефа "Дом у моря", после которого выбрала для псевдонима имя своей героини в этой картине - Анук. В 1947 году во время съемок фильма Марселя Карне "Цветок времени" сценарист Жак Превер придумал актрисе фамилию Эме ("любимая"). В 1949 году Анук Эме исполнила роль в ленте Андре Кайата "Веронские любовники", снятой по мотивам шекспировской трагедии "Ромео и Джульетта".

Известность к актрисе пришла в 1957 году после роли подруги художника Амадео Модильяни в биографическом фильме Жака Беккера "Монпарнас, 19", на которую ее рекомендовал актер Жерар Филип. В том же году они вместе снимались в драме Жюльена Дювивье "Накипь".

В 1959 году Эме дебютировала в Голливуде в картине Анатоля Литвака "Путешествие", рассказывающей о венгерской революции 1956 года. После этого фильма ее заметил Федерико Феллини и пригласил сниматься с Марчелло Мастрояни в комедийно-драматической картине "Сладкая жизнь" (1960), а затем в трагикомедии "Восемь с половиной" (1963). В 1961 году Эме сыграла в музыкальном фильме Жака Деми "Лола". Эти три ленты имели огромный успех, однако для миллионов зрителей Анук Эме в первую очередь Анна из мелодрамы Клода Лелуша "Мужчина и женщина" (1966), где ее партнером был Жан-Луи Трентиньян. Этот культовый фильм, завоевавший Гран-при Каннского кинофестиваля (1966) и две премии "Оскар" (1967 - в номинациях "Лучший фильм на иностранном языке" и "Лучший сценарий"), называют самой романтичной лентой о любви 1960-х годов. Роль Анны принесла Эме популярность и награды, в том числе "Золотой глобус" (1967) и БАФТА (1968), а также номинацию на "Оскар" (1967).

В 1966-1969 годах актриса была задействована в семи картинах, среди которых драма Андре Дельвьо "Однажды вечером в поезде" (1968, вместе с Ивом Монтаном) и драма Сидни Люмета "Свидание" (1969, с Омаром Шарифом). В 1969-1975 годах она не снималась. В 1976 году вернулась на экраны в драме Клода Лелуша "Если бы пришлось начать все сначала".

В 1980-е актриса работала в основном в Италии, играла в драмах Марко Белоккьо "Прыжок в пустоту" (1980) и "Глаза, рот" (1982), Бернардо Бертолуччи "Трагедия смешного человека" (1981), Лучано Товоли "Генерал погибшей армии" (1983), комедии Джорджо Капитани "До свидания и спасибо" (1988) и другие. В 1986 году вместе с Трентиньяном она вновь снялась у Лелуша - в ленте "Мужчина и женщина: двадцать лет спустя", однако фильму не удалось повторить успех первой картины.

В 1990-е и 2000-е Эме исполнила роли в драме Филлипа Борсоса "Доктор Бетьюн" (1990), комедии Роберта Олтмена "Прет-а-порте" (1994), драме Марселин Розенберг "Березовый луг" (2003), а также драме Клода Лелуша "Женщина и мужчины" (2010).

В 2019 году на экраны вышло продолжение легендарной мелодрамы Клода Лелуша - "Мужчина и женщина: лучшие годы", в которой главные роли вновь исполнили Эме и Трентиньян. Это был первый в истории кинематографа случай, когда актеры, снявшиеся вместе более 50 лет назад, встретились в новой картине, чтобы продолжить рассказанную ими ранее историю. Мировая премьера состоялась в мае 2019 году во внеконкурсной программе 72-го Каннского кинофестиваля, зрители встретили фильм овацией. Эта картина стала последней в карьере Эме, всего ей было сыграно более 80 ролей.

Анук Эме обладала красотой, шармом и магнетизмом. По мнению критиков, ей удавалось раскрыть на экране образ то раскованных, то хрупких женщин, забыть которых невозможно. Она всегда точно доносила до зрителя вечные чувства - преданность, любовь, уважение. Кроме "Золотого глобуса" и БАФТА Анук Эме была удостоена приза "За лучшую женскую роль" Каннского кинофестиваля ("Прыжок в пустоту"; 1980), а также почетных "Сезара" (2002; Франция), "Золотого медведя" Берлинского кинофестиваля (2003) и "Золотого орла" (2010; Россия).

Личные сведения

Анук Эме была замужем четыре раза. Во втором браке с греческим режиссером Нико Папатакисом родилась дочь Мануэла (1951).