24 июня, 18:04

Отношения Европейского союза и Украины

AP Photo/ Virginia Mayo
На 25 июня 2024 года запланировано начало переговоров о вступлении Украины в ЕС

ТАСС-ДОСЬЕ. На 25 июня 2024 года запланировано начало переговоров о вступлении Украины в Европейский союз (ЕС). Они не задают конкретных сроков для приема страны в ЕС и могут продолжаться любое количество времени.

ТАСС подготовила материал об отношениях Украины и ЕС.

В 1990-2000-х годах

Европейский союз признал Украину как независимое государство 26 декабря 1991 года. Документом, заложившим основу отношений Украины со странами Евросоюза, стало подписанное 14 июня 1994 года Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС; вступило в силу в марте 1998 года). Приоритетными направлениями взаимодействия были определены энергетика, торговля и инвестиции, юстиция и внутренние дела, охрана окружающей среды, транспортная сфера. Между Украиной и ЕС начался интенсивный диалог, поддерживаемый в рамках Совета по сотрудничеству (создан в 1994 году), министерских встреч и саммитов ЕС - Украина (проводятся с 1997 года, последний в октябре 2021 года).

В 2002 году Украина получила "специальный статус соседа", упростивший миграционный контроль. В 2004 году был принят План действий, содержавший перечень обязательств страны в сфере укрепления демократических институтов, борьбы с коррупцией, структурных экономических реформ и предусматривавший расширение взаимодействия в таких сферах, как энергетика, транспорт, окружающая среда, облегчение визового режима. В 2007 году ЕС заключил с Киевом соглашение об упрощении визового режима и реадмиссии. В 2009 году Украина была включена в многостороннюю программу "Восточное партнерство" (направлена на развитие сотрудничества; помимо Украины, в ней участвуют Азербайджан, Армения, Грузия, Молдавия, Белоруссия). В 2011 году страна стала членом Европейского энергетического сообщества, целью которого является создание единого рынка электроэнергии и газа ЕС и стран Юго-Восточной Европы (не членов ЕС).

Соглашение об ассоциации

В 2007-2011 годах Украина вела переговоры о заключении нового базового документа - Соглашения об ассоциации с ЕС (СОА; соглашение между ЕС и государством, не являющимся его членом, на основе которого осуществляется сотрудничество в таких сферах, как политика, торговля, культура и укрепление безопасности). Стороны парафировали его в марте 2012 года и планировали подписать в ноябре 2013 года, но президент Виктор Янукович приостановил подписание этого документа, признав его экономически невыгодным для страны. Это стало поводом для массовых протестов сторонников евроинтеграции и в результате привело к госперевороту в стране.

Политический блок СОА новые власти подписали 21 марта 2014 года, экономическую - 27 июня 2014 года (вступила 1 января 2016 года), а раздел об укреплении взаимодействия во внешней политике, политике безопасности и юстиции - в 2017 году. Соглашение полностью вступило в силу 1 сентября 2017 года.

Торговля, зерно

С 2016 по 2023 год объем торговли между ЕС и Украиной увеличился почти вдвое - с €29,1 млрд до €62 млрд. Украина экспортирует в ЕС черные металлы, руды, зерно и другое, а ЕС на Украину - промышленные товары.

4 июня 2022 года ЕС принял регламент о временных мерах по либерализации торговли, освобождающих украинский экспорт от пошлин на год, который затем стал продлеваться (в последний раз до 5 июня 2025 года). Ранее, 12 мая, Европейская комиссия (ЕК) и приграничные с Украиной государства - члены ЕС создали "полосы солидарности" - транзитные коридоры, призванные помочь Украине в условиях перебоев, вызванных специальной военной операцией (СВО) России, поставлять на мировой рынок зерно и прочую сельхозпродукцию. При этом эксперты считают, что большая часть дешевого украинского зерна вместо нуждающихся третьих стран оседает на европейских рынках, нанося ущерб местным фермерам. В связи с этим 2 мая 2023 года ЕК было введено эмбарго на поставки с Украины пшеницы, кукурузы, рапса и семян подсолнечника до 15 сентября 2023 года. После отказа ЕК от его продления Венгрия, Словакия и Польша приняли эти меры на национальном уровне. Кроме того, эти страны прекратили участие в работе координационной платформы ЕК по проблемам поставок украинских зерновых. 18 сентября Украина подала в ВТО иски против этих трех стран, но в октябре приостановила их. По словам министра экономики Украины Юлии Свириденко, односторонние действия стран - членов ЕС в сфере торговли неприемлемы (в апреле 2024 года Словакия заявила, что сохранит запрет на импорт 14 позиций украинской сельхозпродукции, при этом запрет на транзит агропродукции не будет введен). С ноября 2023 года в разных странах ЕС (Польша, Бельгия, Германия, Франция, Испания и другие) проводятся акции протеста против импорта дешевой украинской аграрной продукции, а также с требованием отменить льготы, предоставленные ЕС дальнобойщикам с Украины после 24 февраля 2022 года. Блокируются пункты пропуска на границе и дороги внутри стран. Фермеры обвиняют Брюссель в создании условий для нечестной конкуренции между украинскими и европейскими сельхозпроизводителями. К настоящему времени государства Евросоюза потратили более €10 млрд на компенсации фермерам за ущерб от украинского аграрного импорта.

Отмена виз

Переговоры о введении безвизового режима Украина и ЕС начали в 2008 года. От Украины требовалось внести существенные изменения в законодательство в сфере энергетики, окружающей среды, прав человека, здравоохранения, социальной и миграционной политики, деятельности компаний, налогообложения и государственных закупок, борьбы с коррупцией. В декабре 2015 года ЕК пришла к выводу, что страна осуществила необходимые реформы. Фактически безвизовый режим вступил в силу 11 июня 2017 года. Он касается поездок продолжительностью не более 90 дней за период как минимум в 180 дней. Прав на жительство, трудоустройство или обучение в ЕС документ не дает.

29 июня 2022 года было подписано Соглашение о либерализации автомобильных перевозок ("транспортный безвиз") на 1 год, который затем стал продлеваться (в последний раз до конца июня 2025 года).

Стремление в ЕС

Еще в феврале 2019 года Верховная рада юридически закрепила в конституции Украины курс на вступление в ЕС. В преамбулу была внесена формулировка о "европейской идентичности украинского народа и необратимости европейского и евроатлантического курса Украины". Официальную заявку на членство в ЕС Украина готовилась подать в 2024 году с целью присоединения к нему в 2030-х годах. Однако 25 февраля 2022 года, через несколько дней после признания РФ независимости ЛНР и ДНР, а также начала спецоперации РФ на Украине, президент Владимир Зеленский попросил о вступлении Украины в ЕС по ускоренной процедуре. Тогда глава ЕК Урсула фон дер Ляйен заявила, что вступление в Союз требует глубоких трансформационных процессов, которые нельзя провести за несколько месяцев. Премьер-министр Нидерландов Марк Рютте высказался еще более однозначно: "Взаимодействие между ЕС и Украиной может быть более интенсивным, чем сейчас, однако вопрос о полном членстве сегодня не идет". При этом с предложением разработать ускоренную процедуру для Украины 27 февраля выступила Словакия, ее поддержали Болгария, Латвия, Литва, Польша, Словения, Чехия и Эстония.

28 февраля 2022 года Украина подала заявку на членство в ЕС. 7 марта ЕС начал процедуру ее рассмотрения. 23 июня на саммите в Брюсселе Украине был предоставлен статус кандидата. Для начала переговоров о членстве Киеву необходимо было выполнить ряд условий, включая проведение реформ. Для Украины ЕК определила тогда 7 приоритетов (закон о нацменьшинствах, законодательство о судебной реформе, о свободе СМИ, антикоррупционные нормы, стратегия борьбы с отмыванием денег и другие). 22 июня 2023 года ЕК представила предварительный доклад о готовности Украины к переговорам о вступлении в ЕС, в котором было отмечено, что Киев полностью выполнил лишь два из семи условий - принял законодательство о судебной реформе и о свободе СМИ. Прогресс в реформе конституционного суда был оценен на четверку по пятибалльной шкале. В части принятия законодательства по борьбе с коррупцией, отмыванием денег, олигархизацией и по статусу меньшинств Киев получил тройку. На Украине заявили, что ожидали от ЕК более высоких оценок. В начале октября глава Евросовета Шарль Мишель предлагал странам ЕС принять на себя политическое обязательство принять Украину в ЕС к 2030 году, однако это предложение не получило поддержки. И если в феврале 2023 года замглавы ЕК Вера Юрова утверждала, что темпы реформ на Украине позволяют говорить о возможности ее вступления в ЕС уже в 2026 году, то в ноябре глава ЕК Урсула фон дер Ляйен, отвечая на вопрос о вступлении Украины в ЕС хотя бы к 2030 году, заявила, что этот процесс "не зафиксирован в датах".

8 ноября 2023 года ЕК рекомендовала Совету ЕС начать переговоры с Украиной о приеме в сообщество (Венгрия сразу же заявила, что не поддерживает это). При этом Украине еще оставалось выполнить четыре условия: увеличить штат Национального антикоррупционного бюро Украины (НАБУ), внести изменения в закон о декларировании имущества, принять закон о лоббировании в соответствии со стандартами ЕС, выполнить рекомендации Венецианской комиссии по национальным меньшинствам. 14 декабря страны ЕС на саммите в Брюсселе приняли решение о необходимости начала переговоров. В июне 2024 года ЕК заявила, что Украина выполнила все условия ЕС, 14 июня председательство Бельгии в Совете ЕС сообщило, что постоянные представители 27 стран ЕС согласовали начало переговоров о приеме в сообщество Украины с 25 июня.

По мнению политологов, принятие Украины в ЕС как полноправного члена не представляется возможным. Одним из критериев вступления является нормально функционирующая рыночная экономика и стабильное финансовое положение, однако бюджетный дефицит Украины в 2021 году был на уровне 4% ВВП, а в 2023 году превысил 20% ВВП (согласно Пакту стабильности и роста ЕС, годовой дефицит бюджета должен быть не более 3% ВВП). Кроме того, препятствием для вступления являются вооруженные конфликты. Например, одним из предлогов отказа Турции в присоединении к ЕС (кандидат с 1999 года) стал территориальный спор с Кипром.

Согласно исследованию украинской социологической группы "Рейтинг", проведенному в феврале 2024 года, доля респондентов, поддерживающих членство Украины в ЕС, составила 77%.

Претензии Венгрии

На западе Украины проживает 150 тыс. венгров. Напряженность в отношениях Венгрии и Украины отмечается с 2015 года. Обострилась она после принятия в 2017 года закона об образовании, который должен был существенно сократить возможность обучения на языках нацменьшинств, и в 2022 году закона о нацменьшинствах, по которому их права могли быть ограничены "в интересах национальной безопасности, территориальной целостности и общественного порядка". В июне 2023 года Европейская комиссия за демократию через право (Венецианская комиссия) сделала выводы о том, что положения украинских законов противоречат международным соглашениям в области прав человека и не соответствуют европейским нормам и ценностям. По заявлению главы МИД Венгрии Петера Сийярто, что в рамках нового закона об образовании на Украине с сентября 2023 года собирались ликвидировать все 99 школ венгерского меньшинства, количество предметов, преподаваемых на национальных языках, собирались ограничить до 20% после четвертого класса. В декабре 2023 года Верховная рада приняла закон о расширении прав нацменьшинств на Украине, который, в частности, возвращает им возможность получения базового и специального среднего образования на родном языке, если это один из языков ЕС. Однако в Венгрии посчитали, что он все еще не отвечает требованиям Будапешта. Ранее Сийярто высказался о том, что вступление Украины в ЕС невозможно, пока этнические венгры в стране сталкиваются с ущемлением своих прав, а премьер Венгрии Виктор Орбан назвал Украину "одной из самых коррумпированных стран в мире" и выступил резко против начала ЕС переговорного процесса с Киевом о вступлении в сообщество. 14 декабря 2023 года во время голосования Орбан покинул зал заседания. Поскольку решение о начале переговоров требовало консенсуса, уход Орбана позволил проголосовать единогласно. После этого он заявил, что "все еще считает это плохим решением". Будапешт в очередной раз предупредил, что права этнических венгров должны быть восстановлены в том объеме, который существовал до 2015 года, иначе он не поддержит стремление Киева к интеграции в ЕС. В январе 2024 года стороны создали рабочую группу для решения спорных вопросов. 14 июня Сийярто признал, что в Брюсселе было достигнуто соглашение и "все венгерские условия были включены в рамочный документ для переговоров с Украиной".

Финансовая, военная и другая помощь

В конце января 2022 года ЕК сообщила, что с 2014 года ЕС выделил Украине более €17 млрд в виде грантов и кредитов, включая макрофинансовую, гуманитарную помощь и помощь на социально-экономическое развитие. С начала российской специальной операции в феврале 2022 года ЕС и его финансовые институты, по данным ЕК, мобилизовали еще более €50 млрд; в сумму не входят транши, предоставленные Украине странами - членами сообщества на двусторонней основе) на поддержку общей экономической, социальной и финансовой устойчивости Украины (не считая военных поставок). Это осуществлялось в форме макрофинансовой помощи, бюджетной поддержки, чрезвычайной помощи, реагирования на кризисы и гуманитарной помощи. ЕК не приводит данные об эффективности использования всех выделенных Украине средств и о том, насколько они способствовали повышению уровня жизни населения.

В феврале 2024 года была одобрена программа помощи Украине на сумму €50 млрд на период до 2027 года из бюджета ЕС (€33 млрд выделяются в виде кредитов, €17 млрд - в виде грантов). Часть средств должна быть получена за счет присвоения ЕС доходов от замороженных российских активов (подобные действия согласованы в июне - примерно €1,4 млрд будет передано на нужды Украины в июле; средства будут направлены через Германию, Данию и Чехию, которые, будут совершать закупки, требуемые Украиной). При этом в ЕС согласились с венгерским предложением и установили механизм контроля за расходованием средств, а также выполнением условий ЕС, поставленных перед Украиной для начала переговоров о вступлении (объем помощи может быть пересмотрен). 18 марта 2024 года правительство Украины приняло программу реформ. Первый транш в размере €4,5 млрд был перечислен 20 марта 2024 года (эта сумма включает средства с января по март), второй в размере $1,5 млрд - 24 апреля.

В марте - апреле 2024 года Украина получила €6 млрд кредитов на льготных условиях "для покрытия текущих потребностей государственного бюджета".

С 2022 года по линии ЕС рамках Европейского фонда мира Украине предоставляется оружие, в том числе летальное, боеприпасы, медицинские принадлежности (некоторые страны ЕС поставляют оружие с 2014 года). К июню 2024 года такая помощь составила более €11 млрд (без учета выделения каждой страной отдельно; всего ЕС и его страны-члены выделили Украине вооружений на сумму более €32 млрд).

4 марта 2022 года для тех, кто покинул Украину из-за спецоперации РФ, начала действовать принятая в 2001 году Директива о временной защите. Временный механизм защиты украинцев (спецмеханизм предоставления убежища) позволяет находиться в ЕС от года до трех лет (28 сентября 2023 года он был продлен еще на год). Он обеспечивает им временный вид на жительство, право на работу, жилье, медобслуживание, право перемещения по территории ЕС и право базового доступа к образованию для детей (всего в ЕС прибыло более 4 млн человек из Украины). 5 сентября 2022 года ЕС и Украина заключили ряд соглашений по таможенному и налоговому сотрудничеству, а также по цифровизации экономики. Так, был подписан документ о присоединении Украины к программе "Цифровая Европа", бюджет которой составляет €7,5 млрд на период 2021-2027 годов. 15 июля 2022 года Украина стала членом программы EU4Health, что открывает ей доступ к финансированию ЕС в области здравоохранения (бюджет на 2021-2027 годы - €5,3 млрд). 20 апреля 2023 года Украина официально присоединилась к механизму гражданской защиты ЕС (крупнейшая в мире система предоставления международной координированной оперативной помощи при чрезвычайных ситуациях; в нее входят 27 стран - членов ЕС и ряд кандидатов на вступление в Союз). В феврале ЕК и Украина подписали соглашение об ассоциированном участии страны в Программе единого рынка. Оно обеспечит Украине поддержку бизнеса, будет содействовать доступу к рынкам, благоприятной деловой среде, устойчивому росту и интернационализации. В июне 2023 года Украина стала ассоциированным участником программы "Механизм "Соединение Европы", что позволит организаторам проектов подавать заявки на финансирование от ЕС в сфере транспорта, энергетики и цифровых технологий.