ТАСС-ДОСЬЕ /Инна Климачева/. Инициатором проведения совместного полета американского и советского пилотируемых космических кораблей со стыковкой на орбите выступило Национальное управление США по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА, NASA). Эту идею высказал директор NASA Томас Пейн в начале 1970 года в ходе переписки с президентом Академии наук (АН) СССР Мстиславом Келдышем. В октябре того же года в Москве состоялась первая встреча специалистов СССР и США. Были образованы рабочие группы для согласования технических требований по обеспечению совместимости существующих на тот момент советских и американских кораблей - "Союз" и Apollo ("Аполлон").
Реализация проекта стала возможна после подписания 24 мая 1972 года в Москве председателем Совета министров СССР Алексеем Косыгиным и президентом США Ричардом Никсоном Соглашения о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях. Статьей номер 3 соглашения предусматривалось проведение экспериментального полета кораблей двух стран со стыковкой и взаимным переходом космонавтов в 1975 году.
Программа получила название ЭПАС ("Экспериментальный полет "Аполлон" - "Союз"; другое название - "Союз" - "Аполлон"). Техническим директором с советской стороны был назначен член-корреспондент АН СССР Константин Бушуев, с американской - доктор Глен Ланни. Руководители полета - Алексей Елисеев (от СССР) и Питер Франк (от США).
Странами были созданы специальные модификации кораблей. "Союз" из трехместного корабля был переоборудован в двухместный и оснащен стыковочным узлом АПАС, разработанным конструктором Центрального конструкторского бюро экспериментального машиностроения (ныне - Ракетно- космическая корпорация "Энергия" им С.П. Королева) Владимиром Сыромятниковым. Новая модификация корабля (7К-ТМ или "Союз-М") прошла летно-конструкторские испытания в двух беспилотных полетах в апреле и августе 1974 года и одном пилотируемом в декабре 1974 года (корабль получил название "Союз-16"; экипаж - Анатолий Филипченко и Николай Рукавишников). Apollo был дополнен стыковочно-шлюзовым переходным отсеком со стыковочным узлом советского производства. Стыковочный модуль (длина - более 3 метров, максимальный диаметр - 1,4 метра, масса - 2 тонны) был необходим для совмещения систем жизнеобеспечения кораблей, имеющих разные атмосферы. В Apollo астронавты дышали чистым кислородом под пониженным давлением (примерно 0,35 атмосферного), на "Союзе" поддерживалась атмосфера, по составу и давлению схожая с земной. Кроме того, пришлось заменить костюмы советских космонавтов, которые в атмосфере американского корабля становились пожароопасными. Их пошили из специальной ткани "Лола", для которой в СССР кратчайшие сроки был разработан термостойкий полимер.
Составы экипажей были объявлены в 1973 году. В основной экипаж Apollo 18 вошли Томас Стаффорд (командир), Вэнс Бранд (пилот командного модуля) и Дональд Слейтон (пилот стыковочного модуля); также были два запасных экипажа. Основной экипаж "Союза-19" - Алексей Леонов (командир) и Валерий Кубасов (бортинженер). Кроме того, было предусмотрено три дублирующих экипажа, готовился и запасной корабль ("Союз-22").
Совместный полет по программе ЭПАС начался 15 июля 1975 года. Первым стартовал с Байконура "Союз-19", спустя 7,5 часа - с космодрома на мысе Канаверал Apollo 18.
Стыковка кораблей состоялась спустя двое суток - 17 июля. Активное маневрирование осуществлял Apollo, скорость сближения корабля при контакте с "Союзом" была приблизительно 0,25 м/с. Через три часа, после открытия люков "Союза" и Apollo, состоялось символическое рукопожатие командиров кораблей Алексея Леонова и Томаса Стаффорда. Затем Стаффорд и Дональд Слейтон осуществили переход в советский корабль, где был проведен обмен флагами СССР и США и передача американцам флага ООН, состоялось подписание свидетельства Международной авиационной федерации (ФАИ; FAI) о первой стыковке двух космических кораблей разных стран на орбите.
Корабли находились в состыкованном состоянии до 19 июля - 43 часа 54 минуты 11 секунд. После расстыковки Apollo удалился от "Союза" на расстояние 220 метров для проведения эксперимента "Искусственное солнечное затмение": американский корабль закрывал собой Солнце, а экипаж советского корабля вел фотосъемку. В тот же день была проведена вторая (тестовая) стыковка, при которой активным кораблем был "Союз" - в связке корабли находились 2 часа 52 минуты 33 секунды. Эта операция завершила совместный полет двух кораблей.
Советские космонавты вернулись на Землю 21 июля: спускаемый аппарат "Союза-19" совершил мягкую посадку вблизи города Аркалык в Казахстане (общее время полета - 5 суток 22 часа 31 минута). Командный модуль Apollo с астронавтами приводнился в Тихом океане 24 июля, после проведения экспериментов по американской программе в самостоятельном полете (9 суток 1 час 28 минут).
Во время экспериментального полета "Союза" и Apollo были отработаны сближение и стыковка кораблей, выполнены взаимные переходы членов экипажей из корабля в корабль (всего четыре перехода), проведены совместные научные эксперименты, осуществлено взаимодействие экипажей и Центров управления полетами СССР и США. Это был первый опыт проведения совместной космической деятельности представителей разных стран, которая положила начало международному сотрудничеству в космосе - таким проектам, как "Интеркосмос", "Мир - НАСА", "Мир" - "Шаттл", Международная космическая станция.
В настоящее время из пяти участников советско-американского полета в живых остались трое - Алексей Леонов, Томас Стаффорд и Вэнс Бранд. Дональд Слейтон скончался в 1993 году, Валерий Кубасов - в 2014 году.